Сегодня в Москве начал работу общероссийский гражданский форум

«ХОТИМ ПОКАЗАТЬ, ЧТО НУЖНО ДОГОВАРИВАТЬСЯ ПО КЛЮЧЕВЫМ ВОПРОСАМ»

Сегодня в центре международной торговли в Москве начал работу общероссийский гражданский форум. Уже третий год подряд мероприятие организует комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. Экс-министр финансов сейчас едва ли не главный спец по строительству гражданского общества в России. Цель мероприятия, как обозначил ее во вступительном слове Кудрин, поддержать развитие этого самого гражданского общества. «Без сильного гражданского общества невозможно сильное эффективное государство», — назидательно говорил он с трибуны. Впрочем, судя по словам Кудрина, нынешнее государство эффективным назвать никак нельзя — остро ощущается «дефицит прямого и откровенного разговора о наболевшем». Таким образом, площадка общероссийского гражданского форума видится тем самым плацдармом для открытой и честной беседы общества с властью.

Отдельно стоит упомянуть именно власть. Кудрин утверждал, что после каждого форума КГИ обращается в госорганы с рекомендациями и конкретными поправками в законодательство. Вот только не всегда есть обратная связь, что странно, учитывая политическое прошлое Кудрина, много лет работавшего рука об руку с Владимиром Путиным. К слову, сама власть на этой открытой для дискуссий площадке практически не была представлена. Хотя в СМИ даже появлялась информация, что форум чуть ли не благословили в администрации президента РФ. Кудрин на это заявил, что действительно некоторые чиновники соглашались участвовать только после разрешения сверху. Судя по его словам, добро дали, но вот каких-то высоких чиновников в зале корреспондент «БИЗНЕС Online» не заметила. Разве что некоторое время на рядом стоявшем стуле в первом ряду лежал блокнот, где было нацарапано «Абызов М. С». Потом этот блокнот благополучно исчез, но министр «Открытого правительства» на его месте так и не появился. Отдуваться за власть на пленарной дискуссии пришлось губернатору Кировской области Никите Белых, который, по сути, и стал главной звездой этого дня. По крайней мере, для нашего корреспондента. Но об этом чуть позже.

Пока же вещал Кудрин. Нет, его речь не стала программной для этого форума. Даже свою любимую экономическую тему он затронул лишь походя, видимо, желая оставить ее на десерт — для журналистов. А сейчас экс-министр финансов лишь констатировал: «Мы переживаем тяжелый год. Впервые с 2000 года наблюдаем снижение доходов. Меры, принимаемые правительством, недостаточны», — и тут же перешел к формальным оценкам форума. Например, в этом году организаторы получили 2170 заявок, после чего координаторы экспертных площадок отобрали 767 участников. Из них 40% участников приехали на форум впервые, 45% уже хоть раз бывали за предыдущие два года, и только 108 человек посещали мероприятие ежегодно, к этой последней касте вправе была причислить себя и корреспондент «БИЗНЕС Online».

Разношерстность публики, по словам Кудрина, еще и в том, что среди участников как сторонники, так и критики власти. «Мы не имеем единого мнения по многим вопросам. Самое главное — хотим показать, что нужно договариваться по ключевым вопросам. Мы хотим показать, как можно работать», — обозначил он, пожалуй, главную задачу мероприятия.

Алексей Кудрин
Уже третий год подряд мероприятие организует комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина

«НЕ НАДО ПОЛАГАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ГОСУДАРСТВО»

И вот уже телеведущая Светлана Сорокина, выполнявшая функцию модератора пленарной сессии, вызвала на сцену лишь некоторых представителей собравшегося сегодня в Москве гражданского общества.

Первый выступавший член КГИ Евгений Гонтмахер удивил своим заявлением о том, что ежегодно форум собирается, работает, пишет, обсуждает все важные вопросы, но делает это исключительно для себя. «Есть такое выражение «ходоки Ленина», так вот я против этого», — заявил он. Дело в том, что Гонтмахер убежден, будто власти считают гражданское общество непрофессиональным. А поскольку сам он себя, конечно, считает частью гражданского общества, то такое отношение для него является очень обидным.

— Моя личная суперзадача: мы хотим показать, что гражданское общество не менее профессионально по всем вопросам, — в голосе Гонтмахера даже слышалась обида. — Да, сейчас нас не слышат. Страна-то за год двигается не в ту сторону, куда бы нам хотелось, и не только в экономике. Гражданское общество будет спасителем страны. Оно может взять на себя значительную часть ответственности за то, что сейчас происходит в России. Не нужно полагаться только на государство.

— Но это похоже на сборную, которая долго ежедневно тренируется, но не участвует ни в каких соревнованиях, — вставила Сорокина.

— Зато потом выигрывает Олимпийские игры, — парировал Гонтмахер. — Если, конечно, Россия будет допущена к Олимпийским играм, — продолжил он, очевидно, вспоминая недавний допинговый скандал.

Пессимистичные речи продолжил президент фонда «Перспектива» Леонид Гозман: «Все то, что мы видим вокруг, не радует. На вопрос «что и как изменилось?» можно устроить соревнование о неприятных вещах». Тем не менее некогда активный политик уверен, что люди в некоторых «зонах» могут действовать самостоятельно, без оглядки на власть. Поэтому задача этого гражданского форма в том, чтобы осознать, где же эти зоны.

— Я не согласен, что цель в том, чтобы услышали. Я думаю, что они все слышат. Проблема в том, что они это в гробу видали. Как в старой советской песне: «Пишите нам, пишите, а мы прочтем, прочтем». Писать все равно надо. А вдруг?

— Есть такая теория: делай, что можешь, и будь, что будет... — многозначительно протянула Сорокина.

— Делай, что должен, — поправил ее Гозман.

Светлана Сорокина
Светлана Сорокина выполняла функцию модератора пленарной сессии

«ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО ДРУГ ДРУГА СТОЯТ»

Наконец, дошли до единственного в президиуме представителя власти — Белых, который, надо признать, разрядил обстановку и даже раззадорил сидящих по его правую руку. «Проблема в том, что гораздо больший запрос на разделение ответственности, к которому, к сожалению, гражданское общество не готово, — с ходу ошарашил он. — Почему безнравственные решения должна принимать власть? А вы тут все такие нравственные сидите и делитесь своей экспертной оценкой. Я считаю, что на этом этапе гражданское общество должно определиться для себя, готово ли оно принять на себя ответственность за непопулярные, но нужные для страны решения».

Кажется, негодование сидящих в зале и в президиуме возрастало с каждым словом кировского губернатора. А он продолжал все дальше и дальше защищать власть, кидая фразы уже за гранью добра и зла: «Претензий к власти большое количество. Но я вас уверяю: на каждого фрика и дебила во власти приходятся десятки фриков и дебилов в обществе!»

— Сначала надо выяснить, кто отвечает за нынешнюю кризисную ситуацию. За это отвечает власть! — возмущался Гонтмахер.

— Претензии гражданского общества не в том, что принимаются непопулярные решения, а в том, что люди не верят в честность организации власти! — поддерживал его следом Гозман.

— Я не хотел сказать, что власть хорошая, а общество плохое. Власть и общество друг друга стоят! — не сдавался Белых.

Как бы не у дел все это время сидели президент фонда содействия решению проблем аутизма в России Авдотья Смирнова и писатель, профессор ВШЭ Александр Архангельский. Их сфера интересов лежала вне политики, поэтому к спору они остались равнодушны, а может, и раздосадованы тем, что образование, культура и проблемы людей с расстройствами аутического спектра не встретили того понимания среди собравшихся.

Отдуваться за власть на пленарной дискуссии пришлось губернатору Кировской области Никите Белых (справа)

«КАКОЕ-ТО ИЗБИЕНИЕ В ФОРМАТЕ «МУДАКИ И НЕГОДЯИ»

И все-таки надо отдать должное Белых, несмотря на спорные и порой резкие суждения, зал его принял тепло, даже фраза про дебилов и фриков зашла на ура. «Никита Белых сказал правильную мысль, но не совсем на правильном политическом языке, которую бы приняли здесь, — поделился мнением с корреспондентом «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы Дмитрий Гудков. — Совершенно очевидно, что нам нужны непопулярные экономические реформы типа повышения пенсионного возраста. Совершенно очевидно, что гражданское общество не готово разделять ответственность». Но даже в этом парламентарий видит ошибку власти, которая, по его представлениям, должна общаться, поддерживать гражданское общество.

В этот момент внезапно подскочил Белых.

— Нас ждут непопулярные реформы! — отчего-то радостно заявил Гудков подходившему губернатору. — Говорю, что власть мочит общество.

— Я должен был спровоцировать! А то какое-то избиение в формате «мудаки и негодяи», а мы тут белые и пушистые, — продолжал гнуть свою линию Белых и после заседания. — Надо было тон поменять. В гражданском обществе тоже такие персонажи встречаются. Тут половина таких, — он махнул головой в сторону и продолжил пародировать одного из таких «персонажей». — А вы знаете, как за два года решить проблему ветхого и аварийного жилья и увеличить бюджеты на 2 миллиарда в каждом регионе? Я говорю ему: «Не знаю». А он: «А я знаю!» — и смотрит на меня такими выпученными глазами.

— Самый открытый и доступный губернатор! — похвалил своего друга Гудков.

По пути из зала нашему корреспонденту посчастливилось оказаться рядом с Кудриным.

— Как впечатления от первого заседания, Алексей Леонидович?

— Очень сложно. Но интересно, не скучно. Пытаться структурировать такие разные мнения очень сложно, так что более-менее, пока ничего, — ответил он и поспешил к заждавшимся его журналистам.

Леонид Гозман (в центре): «Претензии гражданского общества не в том, что принимаются непопулярные решения, а в том, что люди не верят в честность организации власти!»

ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НЕИЗБЕЖНО

Там он продолжал продвигать те «непопулярные идеи», о которых упоминал Белых. Например, его любимое повышение пенсионного возраста. «Я считаю, это самое первое, что сегодня надо делать, иначе у нас на пенсионеров не будет хватать средств для индексации», — настаивал экс-министр. И причин, по которым к этому надо приступить незамедлительно масса, одна из важнейших: доходы населения падают 5-процентными темпами в год, уровень жизни скатывается следом, а на социальную политику остается все меньше и меньше средств.

— Она не приспособлена для таких острых кризисных ситуаций, — констатировал Кудрин. — Из-за этого пенсионерам не смогут проиндексировать пенсию на уровень инфляции. Получается, пенсионеры оказались теми, на ком мы стали экономить. Считаю, что лучше на два-три года продлить работу тех, кто еще в силе, кто способен работать. Тогда бы это в полной мере позволило позаботиться о пенсионерах. А сейчас получилось как бы наоборот. Уже были сделаны ошибки. Сейчас можно мобилизоваться и перевести на более адресную поддержку тех нуждающихся. Может, менее поддерживать и индексировать у тех, чей доход более высокий, а сконцентрировать все усилия на самых бедных. Тогда бы мы теми же ресурсами уменьшили количество бедных.

— Гражданское общество, которое вы формируете, примет это решение? Недаром же столько противников, — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online».

— Мое желание — шаг за шагом разъяснять. Я уверен, что мы придем к тому, что это неизбежно, — мягко и в то же время уверенно ответил Кудрин.

Экс-министр финансов в последнее время настаивает на сокращении военных расходов и направлении этих средств в другие отрасли

«БУДЕМ ЖИТЬ БОЛЕЕ ПО СРЕДСТВАМ»

Собственно, также известно, что экс-министр финансов в последнее время настаивает на сокращении военных расходов и направлении этих средств в другие отрасли. И тут он остался верен себе. «Та военная программа, которая реализуется, должна быть сделана за 15 лет, а не пытаться ее за 10 реализовать. По проблемам развития образования, здравоохранения, инфраструктуры моя позиция не изменилась, — заверил Кудрин. — Насколько я знаю, правительство уже приняло решение и скорректировало программы строительства для вооруженных сил, частично скорректировало, частично перенесло заказы на следующий период».

Тем не менее средства из резервного и стабилизационного фонда продолжают тратиться, по мнению Кудрина, правильно: «В целом они расходуются правильно, в основном на дефицит бюджета в силу накопившихся обязательств, теперь на поддержание этого уровня, но с постепенным снижением, чтобы не было шока, как с ценами на нефть». Даже нынешние военные операции, уверен экс-министр, были бы невозможны без этих средств. «Именно благодаря этим фондам Россия может чувствовать себя более уверенно, более сильной страной», — добавил он.

Что делать, когда фонды закончатся? Об этом журналисты также спросили экс-министра как создателя этих фондов. «Надеюсь, что к тому моменту придем к более сбалансированному соотношению обычных текущих доходов при низких ценах на нефть и, соответственно, расходов. Будем жить более по средствам, — прогнозирует Кудрин. — Больше будем заниматься реформами, потому что они улучшают эффективность государства и расходов».