Сегодня у Ирады Аюповой — первый рабочий день в качестве руководителя главного архивного управления при кабмине РТ. Ее знают как антикризисного менеджера министерства культуры — именно Аюпова пыталась примирить стороны во время скандала в ТЮЗе, снимала напряжение, когда судьба суриковского института в Казани повисла на волоске, и играла в шпионские игры с импресарио Надежды Бабкиной. Деятели культуры опасаются, сохранит ли импульс молодежная политика министерства, которую развивала Аюпова.
Ильдар Халиков вручил портфель новому руководителю главного архивного управления при кабмине РТ Ираде Аюповой и поблагодарил за долгий труд на этом посту Данила Ибрагимова (слева) |
ИЛЬДАР ХАЛИКОВ: «АЙРАТА МИННЕМУЛЛОВИЧА Я ВСЕГДА ВИДЕЛ ГОРАЗДО РЕЖЕ»
Накануне премьер-министр Ильдар Халиков вручил портфель новому руководителю республиканского архива. Он поблагодарил 66-летнего Данила Ибрагимова, который курировал архивное дело в кабмине аж с 1993 года, отметив, что «ведомство четко и слаженно выполняло свои функции». «47 лет трудового стажа, из них почти 23 — в правительстве республики. Мы пытались найти, кто больше — по-моему только Равиль Фатыхович Муратов», — отметил Халиков. И если в причинах ухода убеленного сединами старца интриги нет, то замена оказалась неожиданной: освободившееся кресло заняла Ирада Аюпова — ранее первый замминистра культуры РТ. Поздравив Аюпову с назначением, Халиков вспомнил, что по долгу службы контактировал с ней еще со времен работы главой Набережных Челнов.
Кстати, и начинала Аюпова в Закамье: с 1998 по 2000 года она была главным специалистом УКП «Нижнекамский коммерческий центр». Затем она переехала в Казань, где ее карьера резко пошла вверх. В начале нулевых она работала в комитете поддержки предпринимательства. Когда эпоха Камиля Исхакова подходила к концу, возглавила отдел кадров казанской администрации, а с приходом Ильсура Метшина на пост мэра поначалу стала председателем комитета поддержки предпринимательства, но уже в 2006 году перешла на работу в министерство экономики, а спустя два года резко поменяла сферу отвественности, став заместителем министра культуры.
«Так получилось, что Айрата Миннемулловича (Айрат Сибагатуллин — министр культуры РТ — прим. авт.) я всегда видел гораздо реже: он часто бывает в различных командировках. На всех совещаниях была Аюпова, весь документооборот на ней. Хотелось бы пожелать ей удачи. Направление очень интересное и одновременно сложное. Есть много вопросов, требующих решения», — сказал Халиков.
Аюпову считали правой рукой Айрата Сибагатуллина (справа), и потеря ее будет чувствительной для минкульта |
По данным источников «БИЗНЕС Online», какой-то особой причины ухода Аюповой из минкульта не было. В кулуарах отмечают, что она немного устала на одной должности за столько лет. И, возможно, пост руководителя вроде бы в не самом приметном ведомстве — это своеобразный трамплин для будущего роста. Сама Аюпова в разговоре с нашим изданием подтвердила, что во вторник планирует провести рабочий день на новом месте. Вчера ее лишь представили коллективу, после чего необходимо было завершить текущие дела в министерстве культуры. Однако говорить о подробностях своего перехода, а также о предстоящих задачах Аюпова не стала. «Дайте мне время, пока я не готова общаться на эту тему», — сказала она. Достойная замена Аюповой, по сведениям наших источников, пока не найдена, а значит, потерю ценного бойца можно записать главе минкульта в пассив — его команда ослаблена.
В минкульте Аюпова действительно была настоящей броней, правой рукой и в какой-то степени даже более публичной фигурой, нежели сам министр. Не раз ей приходилось брать на себя роль антикризисного менеджера. К примеру, когда началась атака на главного режиссера ТЮЗа Туфана Имамутдинова, Аюпова выступила в его защиту. Она отметила, что коллектив действительно разделился на две части. Однако 80% творческого коллектива выступает за нового руководителя, тогда как не устраивают действия молодого режиссера 12 актеров во главе с Романом Ерыгиным и тех работников, кто не вовлечен в творческий процесс. До поры до времени такая четкая позиция сняла напряжение, хотя воли разрубить гордиев узел у минкульта все же не нашлось, и конфликт недавно вспыхнул вновь.
Кроме того, Аюпова оказалась на передовой, когда суриковский институт в Казани оказался под угрозой закрытия — казанских художников выселили из мастерских в здании по улице Большой Красной (это был новый виток противостояния союза художников РТ и директора Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалии Нургалеевой), она же решала судьбу работ участников международного симпозиума скульпторов, выставленных в Казанском кремле.
УКРОТИТЕЛЬНИЦА ТИГРОВ: ОТ РОМАНА ЕРЫГИНА ДО ИМПРЕСАРИО НАДЕЖДЫ БАБКИНОЙ
Одним из ключевых ньюсмейкеров Аюпова стала и в истории с многострадальной реконструкцией Национальной библиотеки РТ. Тогда она призналась, что вопрос о строительстве нового здания библиотеки находится на контроле у президента Татарстана Рустама Минниханова, но пока даже не определено место для переезда. Держать удар чиновнице приходилось и после проверок Счетной палаты. К примеру, одна из последних выявила, что в 17 учреждениях культуры приобретенное на средства грантов имущество на общую сумму 1,3 млн. рублей не используется или используется неэффективно. «Последние два года министерство активно работает над совершенствованием грантовой системы, — констатировала Аюпова. — Если прежде мы просто собирали заявки, то теперь выбор проектов осуществляется в три этапа, последний из которых — публичная защита заявки, что обеспечивает прозрачность процедуры. С этого года также обязательным стало условие о подтверждении софинансирования со стороны муниципалитетов».
Но, пожалуй, главный удар новый архивариус Татарстана приняла после скандала, который устроил в республике Виталий Елькин, концертный директор Надежды Бабкиной. Он со своим компаньоном Михаилом Маннановым в 2013 году пытался незаконно переуступить госконтракт. В рамках аукциона, который проводил минкульт, они вызвались освоить 39 млн. рублей — деньги выделили на ряд крупных шоу-программ. Но уже через несколько недель после аукциона предложили ОАО «Казанская ярмарка» за 5 млн. рублей выкупить это право. В итоге начались настоящие шпионские игры. Нечистых на руку москвичей сдала силовикам именно Аюпова, она же записывала на iPad тайком разговор с Елькиным. Эта видеозапись стала одним из главных доказательств в суде, а сама чиновница — одним из главных свидетелей. Московские шоумены, оказавшись на скамье подсудимых, атаковали Аюпову как могли — к примеру, заявили, что она является родственницей бывшего первого вице-премьера РТ Равиля Муратова, обвиняли в том, что деньги должны были проходить через фонды-прокладки, якобы созданные Аюповой. Но в суде эти доводы не нашли подтверждения, а суд признал вину импресарио Бабкиной (впрочем, судимость сняли в этот же день, так как судья решила применить амнистию в честь 70-летия Победы).
В минкульте Аюпова действительно была настоящей броней |
«ХОЧЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ПРЕЕМНИК ПРОДОЛЖИТ И ПРИУМНОЖИТ ТО, ЧТО ЕЙ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ»
Отставка Аюповой чувствительна не только потому, что культурное ведомство покинула правая рука министра. Дело в том, что именно первый заместитель министра культуры РТ стояла за очень многими молодежными проектами, которые были поддержаны государством и реализованы в столице Татарстана. Если такие авторитетные учреждения, как оперный театр, Государственный симфонический оркестр РТ или театр им. Качалова могут решать свои финансовые и организационные вопросы напрямую с президентом республики, даже минуя профильное ведомство, то без поддержки минкульта , к примеру, проекты в области современной культуры просто не могли обойтись.
«Я с Ирадой Хафизяновной познакомилась, просто придя к ней на прием, — рассказала «БИЗНЕС Online» директор фонда «Живой город» Инна Яркова. — Мы пришли к ней с идеей проведения театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка», имея за плечами только один реализованный проект — ретроспективу фильмов Александра Сокурова. Она сразу загорелась, мы пошли к министру культуры РТ Сибагатуллину, который тоже поддержал. Потом она к нам несколько раз отправляла молодых людей, говорила, что у вас есть опыт и нужно им поделиться. Это человек настолько открыт ко всему новому». По мнению Ярковой, именно благодаря Аюповой молодежная политика в области культуры в Татарстане очень активно развивалась. И сохранится ли этот импульс после ее ухода из министерства — пока непонятно.
Кроме того, собеседники «БИЗНЕС Online» в культурной сфере говорят, что экс-заместитель министра очень способствовала появлению в 2015 году гранта президента Татарстана для поддержки молодежных проектов. По этой линии были поддержаны театральные проекты фонда «Живой город», книжный фестиваль центра современной культуры «Смена», фестиваль «Музыка среди нас» и т. д. Сейчас же существуют опасения, что такого уровня и качества работы с молодежью в минкульте больше не будет, поскольку именно Аюпова была главным инициатором многих подобных начинаний.
ЗАДАЧИ АЮПОВОЙ: ПОПОЛНЕНИЕ АРХИВА В 5 МЛН. ДЕЛ И ШТАБ-КВАРТИРА ЗА 2 МЛРД. РУБЛЕЙ
О сокровищах хозяйства, которое возглавила Аюпова, в августе на страницах «БИЗНЕС Online» рассказывал ее предшественник Ибрагимов. По его словам, архивы в день принимают от 80 до 120 человек, ежегодно сюда поступает более 100 тыс. запросов по обычной и электронной почте.
«В руках архивистов республики находится огромное богатство — зафиксированная в документах история Татарстана, да и не только Татарстана, — рассказывал главный архивариус. — На сегодняшний день в пяти государственных архивах республики хранится более 5,5 миллионов дел, в том числе 64 тысячи уникальных и особо ценных документов. Самым древним документом, хранящимся в наших архивах, является список (рукописная копия) грамматики арабского языка, написанной Абу Бишром Амром ибн Усманом ибн Канбаром по прозвищу Сибавайхи в Басре в VIII столетии. Список выполнен на пергамене (выделанной телячьей коже), датируется XII веком. Это одна из старейших арабографичных рукописей Казани».
Национальный архив РТ остро нуждается в новой штаб-квартире |
В архивах находятся и значительные массивы аудиовизуальных документов на электронных носителях. Здесь хранится более 100 тыс. фотодокументов, 40 тыс. оцифрованных магнитных пленок (передач) радиофонда и 4 тыс. видеокассет телефонда ГТРК «Татарстан». Это записи 1948 - 2011 годов. А московская корпорация «Электронный архив» в настоящее время по заказу архива ведет работу по переводу в электронный вид более 2 тыс. хроникально-документальных фильмов. Среди них первый татарский художественный фильм «Булат батыр», снятый в 1927 году.
В преддверии празднования 95-летия образования Татарской АССР и 25-летия новой государственности Татарстана в сети на платформе vidimax.ru в разделах «Кино» и «ТВ» началось размещение кинохроники по истории становления и развития республики. Аюпова должна будет продолжить работу по созданию собственного портала с доступом к электронным копиям аудиовизуальных документов с возможностью получения регламентированного доступа к фондам, заказа копий документов и оформления их доставки в любом виде и на любом носителе.
Остро ощущается нужда главных хранителей исторических ценностей в новой штаб-квартире — этот вопрос муссируется с 2008 года. В феврале в распоряжении «БИЗНЕС Online» оказался эскиз будущего здания Национального архива РТ. Как выяснилось, рядом со зданием «Татмедиа» еще до кризиса запроектировано строительство 10-этажного архивохранилища общей площадью более 31 тыс. кв. метров. Архивариусы хотели бы справить новоселье в 2018 году, но строительство оценивается как минимум в 2 млрд. рублей. Эксперты считают, что такому малопосещаемому учреждению можно найти место и поскромнее, и вопрос пока буксует. Так или иначе, по всей видимости, именно Аюповой может выпасть честь возведения нового архива.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.