Ильдар Халиков вручил портфель новому руководителю Главного архивного управления при Кабмине РТ Ираде Аюповой и поблагодарил за долгий труд на этом посту Данила Ибрагимова (слева)
Ильдар Халиков вручил портфель новому руководителю главного архивного управления при кабмине РТ Ираде Аюповой и поблагодарил за долгий труд на этом посту Данила Ибрагимова (слева)

ИЛЬДАР ХАЛИКОВ: «АЙРАТА МИННЕМУЛЛОВИЧА Я ВСЕГДА ВИДЕЛ ГОРАЗДО РЕЖЕ»

Накануне премьер-министр Ильдар Халиков вручил портфель новому руководителю республиканского архива. Он поблагодарил 66-летнего Данила Ибрагимова, который курировал архивное дело в кабмине аж с 1993 года, отметив, что «ведомство четко и слаженно выполняло свои функции». «47 лет трудового стажа, из них почти 23 — в правительстве республики. Мы пытались найти, кто больше — по-моему только Равиль Фатыхович Муратов», — отметил Халиков. И если в причинах ухода убеленного сединами старца интриги нет, то замена оказалась неожиданной: освободившееся кресло заняла Ирада Аюпова — ранее первый замминистра культуры РТ. Поздравив Аюпову с назначением, Халиков вспомнил, что по долгу службы контактировал с ней еще со времен работы главой Набережных Челнов.

Кстати, и начинала Аюпова в Закамье: с 1998 по 2000 года она была главным специалистом УКП «Нижнекамский коммерческий центр». Затем она переехала в Казань, где ее карьера резко пошла вверх. В начале нулевых она работала в комитете поддержки предпринимательства. Когда эпоха Камиля Исхакова подходила к концу, возглавила отдел кадров казанской администрации, а с приходом Ильсура Метшина на пост мэра поначалу стала председателем комитета поддержки предпринимательства, но уже в 2006 году перешла на работу в министерство экономики, а спустя два года резко поменяла сферу отвественности, став заместителем министра культуры.

«Так получилось, что Айрата Миннемулловича (Айрат Сибагатуллин — министр культуры РТприм. авт.) я всегда видел гораздо реже: он часто бывает в различных командировках. На всех совещаниях была Аюпова, весь документооборот на ней. Хотелось бы пожелать ей удачи. Направление очень интересное и одновременно сложное. Есть много вопросов, требующих решения», — сказал Халиков.

Аюпову считали правой рукой Айрата Сибагатуллина (справа), и потеря ее будет чувствительной для минкульта
Аюпову считали правой рукой Айрата Сибагатуллина (справа), и потеря ее будет чувствительной для минкульта

По данным источников «БИЗНЕС Online», какой-то особой причины ухода Аюповой из минкульта не было. В кулуарах отмечают, что она немного устала на одной должности за столько лет. И, возможно, пост руководителя вроде бы в не самом приметном ведомстве — это своеобразный трамплин для будущего роста. Сама Аюпова в разговоре с нашим изданием подтвердила, что во вторник планирует провести рабочий день на новом месте. Вчера ее лишь представили коллективу, после чего необходимо было завершить текущие дела в министерстве культуры. Однако говорить о подробностях своего перехода, а также о предстоящих задачах Аюпова не стала. «Дайте мне время, пока я не готова общаться на эту тему», — сказала она. Достойная замена Аюповой, по сведениям наших источников, пока не найдена, а значит, потерю ценного бойца можно записать главе минкульта в пассив — его команда ослаблена.

В минкульте Аюпова действительно была настоящей броней, правой рукой и в какой-то степени даже более публичной фигурой, нежели сам министр. Не раз ей приходилось брать на себя роль антикризисного менеджера. К примеру, когда началась атака на главного режиссера ТЮЗа Туфана Имамутдинова, Аюпова выступила в его защиту. Она отметила, что коллектив действительно разделился на две части. Однако 80% творческого коллектива выступает за нового руководителя, тогда как не устраивают действия молодого режиссера 12 актеров во главе с Романом Ерыгиным и тех работников, кто не вовлечен в творческий процесс. До поры до времени такая четкая позиция сняла напряжение, хотя воли разрубить гордиев узел у минкульта все же не нашлось, и конфликт недавно вспыхнул вновь.

Кроме того, Аюпова оказалась на передовой, когда суриковский институт в Казани оказался под угрозой закрытия — казанских художников выселили из мастерских в здании по улице Большой Красной (это был новый виток противостояния союза художников РТ и директора Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалии Нургалеевой), она же решала судьбу работ участников международного симпозиума скульпторов, выставленных в Казанском кремле.

УКРОТИТЕЛЬНИЦА ТИГРОВ: ОТ РОМАНА ЕРЫГИНА ДО ИМПРЕСАРИО НАДЕЖДЫ БАБКИНОЙ

Одним из ключевых ньюсмейкеров Аюпова стала и в истории с многострадальной реконструкцией Национальной библиотеки РТ. Тогда она призналась, что вопрос о строительстве нового здания библиотеки находится на контроле у президента Татарстана Рустама Минниханова, но пока даже не определено место для переезда. Держать удар чиновнице приходилось и после проверок Счетной палаты. К примеру, одна из последних выявила, что в 17 учреждениях культуры приобретенное на средства грантов имущество на общую сумму 1,3 млн. рублей не используется или используется неэффективно. «Последние два года министерство активно работает над совершенствованием грантовой системы, — констатировала Аюпова. — Если прежде мы просто собирали заявки, то теперь выбор проектов осуществляется в три этапа, последний из которых — публичная защита заявки, что обеспечивает прозрачность процедуры. С этого года также обязательным стало условие о подтверждении софинансирования со стороны муниципалитетов».

Но, пожалуй, главный удар новый архивариус Татарстана приняла после скандала, который устроил в республике Виталий Елькин, концертный директор Надежды Бабкиной. Он со своим компаньоном Михаилом Маннановым в 2013 году пытался незаконно переуступить госконтракт. В рамках аукциона, который проводил минкульт, они вызвались освоить 39 млн. рублей — деньги выделили на ряд крупных шоу-программ. Но уже через несколько недель после аукциона предложили ОАО «Казанская ярмарка» за 5 млн. рублей выкупить это право. В итоге начались настоящие шпионские игры. Нечистых на руку москвичей сдала силовикам именно Аюпова, она же записывала на iPad тайком разговор с Елькиным. Эта видеозапись стала одним из главных доказательств в суде, а сама чиновница — одним из главных свидетелей. Московские шоумены, оказавшись на скамье подсудимых, атаковали Аюпову как могли — к примеру, заявили, что она является родственницей бывшего первого вице-премьера РТ Равиля Муратова, обвиняли в том, что деньги должны были проходить через фонды-прокладки, якобы созданные Аюповой. Но в суде эти доводы не нашли подтверждения, а суд признал вину импресарио Бабкиной (впрочем, судимость сняли в этот же день, так как судья решила применить амнистию в честь 70-летия Победы).

В минкульте Аюпова действительно была настоящей броней
В минкульте Аюпова действительно была настоящей броней

«ХОЧЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ПРЕЕМНИК ПРОДОЛЖИТ И ПРИУМНОЖИТ ТО, ЧТО ЕЙ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ»

Отставка Аюповой чувствительна не только потому, что культурное ведомство покинула правая рука министра. Дело в том, что именно первый заместитель министра культуры РТ стояла за очень многими молодежными проектами, которые были поддержаны государством и реализованы в столице Татарстана. Если такие авторитетные учреждения, как оперный театр, Государственный симфонический оркестр РТ или театр им. Качалова могут решать свои финансовые и организационные вопросы напрямую с президентом республики, даже минуя профильное ведомство, то без поддержки минкульта , к примеру, проекты в области современной культуры просто не могли обойтись.

«Я с Ирадой Хафизяновной познакомилась, просто придя к ней на прием, — рассказала «БИЗНЕС Online» директор фонда «Живой город» Инна Яркова. — Мы пришли к ней с идеей проведения театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка», имея за плечами только один реализованный проект — ретроспективу фильмов Александра Сокурова. Она сразу загорелась, мы пошли к министру культуры РТ Сибагатуллину, который тоже поддержал. Потом она к нам несколько раз отправляла молодых людей, говорила, что у вас есть опыт и нужно им поделиться. Это человек настолько открыт ко всему новому». По мнению Ярковой, именно благодаря Аюповой молодежная политика в области культуры в Татарстане очень активно развивалась. И сохранится ли этот импульс после ее ухода из министерства — пока непонятно.

Кроме того, собеседники «БИЗНЕС Online» в культурной сфере говорят, что экс-заместитель министра очень способствовала появлению в 2015 году гранта президента Татарстана для поддержки молодежных проектов. По этой линии были поддержаны театральные проекты фонда «Живой город», книжный фестиваль центра современной культуры «Смена», фестиваль «Музыка среди нас» и т. д. Сейчас же существуют опасения, что такого уровня и качества работы с молодежью в минкульте больше не будет, поскольку именно Аюпова была главным инициатором многих подобных начинаний.

ЗАДАЧИ АЮПОВОЙ: ПОПОЛНЕНИЕ АРХИВА В 5 МЛН. ДЕЛ И ШТАБ-КВАРТИРА ЗА 2 МЛРД. РУБЛЕЙ

О сокровищах хозяйства, которое возглавила Аюпова, в августе на страницах «БИЗНЕС Online» рассказывал ее предшественник Ибрагимов. По его словам, архивы в день принимают от 80 до 120 человек, ежегодно сюда поступает более 100 тыс. запросов по обычной и электронной почте.

«В руках архивистов республики находится огромное богатство — зафиксированная в документах история Татарстана, да и не только Татарстана, — рассказывал главный архивариус. — На сегодняшний день в пяти государственных архивах республики хранится более 5,5 миллионов дел, в том числе 64 тысячи уникальных и особо ценных документов. Самым древним документом, хранящимся в наших архивах, является список (рукописная копия) грамматики арабского языка, написанной Абу Бишром Амром ибн Усманом ибн Канбаром по прозвищу Сибавайхи в Басре в VIII столетии. Список выполнен на пергамене (выделанной телячьей коже), датируется XII веком. Это одна из старейших арабографичных рукописей Казани».

Национальный архив РТ остро нуждается в новой штаб-квартире
Национальный архив РТ остро нуждается в новой штаб-квартире

В архивах находятся и значительные массивы аудиовизуальных документов на электронных носителях. Здесь хранится более 100 тыс. фотодокументов, 40 тыс. оцифрованных магнитных пленок (передач) радиофонда и 4 тыс. видеокассет телефонда ГТРК «Татарстан». Это записи 1948 - 2011 годов. А московская корпорация «Электронный архив» в настоящее время по заказу архива ведет работу по переводу в электронный вид более 2 тыс. хроникально-документальных фильмов. Среди них первый татарский художественный фильм «Булат батыр», снятый в 1927 году.

В преддверии празднования 95-летия образования Татарской АССР и 25-летия новой государственности Татарстана в сети на платформе vidimax.ru в разделах «Кино» и «ТВ» началось размещение кинохроники по истории становления и развития республики. Аюпова должна будет продолжить работу по созданию собственного портала с доступом к электронным копиям аудиовизуальных документов с возможностью получения регламентированного доступа к фондам, заказа копий документов и оформления их доставки в любом виде и на любом носителе.

Остро ощущается нужда главных хранителей исторических ценностей в новой штаб-квартире — этот вопрос муссируется с 2008 года. В феврале в распоряжении «БИЗНЕС Online» оказался эскиз будущего здания Национального архива РТ. Как выяснилось, рядом со зданием «Татмедиа» еще до кризиса запроектировано строительство 10-этажного архивохранилища общей площадью более 31 тыс. кв. метров. Архивариусы хотели бы справить новоселье в 2018 году, но строительство оценивается как минимум в 2 млрд. рублей. Эксперты считают, что такому малопосещаемому учреждению можно найти место и поскромнее, и вопрос пока буксует. Так или иначе, по всей видимости, именно Аюповой может выпасть честь возведения нового архива.