КАДЫРОВ ПРО КОГОГИНА: «А ЭТО САМЫЙ НУЖНЫЙ НАМ ЧЕЛОВЕК!»

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов прилетел в аэропорт Грозного вчера после обеда. Вместе с ним в чеченскую столицу прибыл генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. В аэропорту их встретил глава республики Рамзан Кадыров. «Ас-саляму алейкум!» — приветствовал он Минниханова, спускавшегося по трапу, и крепко обнял. «А это самый нужный нам человек!» — сказал Кадыров, пожав руку Когогину.

«По моему приглашению в Чеченскую республику прибыл мой дорогой старший БРАТ, президент республики Татарстан Рустам Минниханов. Я всегда с нетерпением жду с ним встреч. Мы охотно рассказываем друг другу о жизни Татарстана и Чечни, достижениях и планах. Уверен, что визит окажется полезным для наших регионов», — сразу же написал Кадыров в своем Instagram.

Самого Кадырова не так давно ждали в Казани на вечере бокса. Но он не приехал. Кадыров и Минниханов всегда подчеркивают дружеские взаимоотношения двух республик в соцсестях, фотографируются при встрече на официальных мероприятиях в Москве. В Грозный часто приезжают чиновники из Республики Татарстан. К примеру, не так давно там побывал глава Сабинского района Раис Минниханов. И хотя Кадыров немного попенял Татарстану за пассивность в истории с включением издания «Мольба к Богу: ее значение и место в Исламе» в список запрещенной в России литературы, спор главы Чечни со служителями Фемиды вскоре был разрешен и без активного участия республики.

Вчера президента Татарстана первым делом повезли в родовое село Кадырова Центорой. Минниханов выразил желание посетить местное кладбище, где похоронен первый президент Чечни Ахмат Кадыров. К слову, многие гости республики начинают свой визит в республику именно так — могилу чеченского лидера, убитого в ходе теракта в 2004 году, до этого посещали, к примеру, глава палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, боксер Майк Тайсон. Разумеется здесь уже бывали Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

В Центорое Минниханова встретил председатель совета алимов Северо-Кавказского округа Хож-Ахмед Кадыров. Он поблагодарил за уважение к памяти Ахмата-хаджи и сказал, что его погибший отец всегда тепло отзывался о первом президенте Республики Татарстан Минтимере Шаймиеве. Справедливости ради надо сказать, что Шаймиев в свое время с настороженностью воспринял назначение Ахмата Кадырова на пост президента Чечни. Первый президент РТ, комментируя данное решение, отметил: «Беспрецедентен сам факт назначения религиозного деятеля на государственный пост в стране, где религия официально отделена от государства». Но со временем дружба наладилась, и вскоре на инаугурацию Кадырова муфтий Татарстана от имени Шаймиева преподнес новому главе региона золоченый Коран.

«Ахмат-хаджи — человек, который привнес стабильность в нашу страну, — сказал Минниханов после прочтения молитвы — дуа. — Он сохранил историю и культуру чеченского народа. Сегодня Рамзан Ахматович продолжает это дело».

Затем Минниханов отправился в учебный центр спецподготовки СОБР «Терек». Там помощник главы Чечни Даниил Мартынов подробно рассказал, как ведется теоретическая и практическая подготовка бойцов спецназа для участия в спецоперациях. «Эти подразделения способны решать самые сложные задачи в горах, лесу, на воде, под водой, при высокой и низких температурах воздуха», — так Кадыров подписал фотографию в Instagram, на которой Минниханову демонстрируют построение.

Мартынов почти 9 лет прослужил в легендарной «Альфе». За его плечами многочисленные командировки на Кавказ, с Рамзаном Кадыровым познакомился во время первой такой поездки. Тактические учения «Терека» проходят в условиях, максимально приближенных к реальным боевым заданиям: экстремальные подъемы и спуски по скалам, прыжки с парашютом, прочесывание труднопроходимой местности. Всем известно, что бойцов этого спецподразделения гоняют не только по практическим, но и по теоретическим знаниям. Экзамен принимает лично Кадыров. За неверный ответ хоть одного бойца вся команда должна преодолеть кросс от Гудермеса до Центороя.

«Эти группы одеты по самому последнему передовому слову, — рассказал Мартынов Минниханову, подозвав одного из спецназовцев. — Нам не только необходимо современное вооружение, но экипировка. К примеру, она (экипировкаприм. ред.) не видима приборами ночного видения. Это специальная ткань. И вы видите этот баллистический шлем».

«Нам не страшны никакие ИГИЛ! (организация запрещена на территории РФприм. ред.)» — говорил Кадыров на ролике, который продемонстрировали Минниханову позднее. Пока гостям показывали экспозицию, глава Чечни успел прокомментировать федеральным журналистам атаку на российский бомбардировщик — он заявил, что Турция «пожалеет о содеянном».

«ЧЕЧНЯ — ВЫГОДНЫЙ РЫНОК. ЗДЕСЬ МНОГО СТРОЯТ...»

И напоследок — выставка спецтехники КАМАЗа. Экспозицию выстроили на центральной площади Грозного. Осмотрев технику, Кадыров подошел к журналистам и поделился своими впечатлениями. По его словам, в условиях антироссийских санкций регионам надо активнее заниматься импортозамещением. На выставке были представлены машины широкого спектра применения. Краны, автобусы, самосвалы, тягачи и пр. «По своим техническим данным машины не уступают лучшим иностранным образцам. Татарстан показывает отличный пример решения проблемы импортозамещения. Уверен, что продукция объединения будет пользоваться хорошим спросом в Чечне», — отметил Рамзан Ахматович в Instagram.

«Представленная сегодня на выставке в Грозном современная спецтехника КАМАЗа наглядно демонстрирует, что антироссийские санкции не являются помехой для отечественного производителя, — сказал Кадыров окружившим его журналистам. — Нам не мешают экономические блокады и санкции. У нас идет активное импортозамещение. Мы должны и дальше развивать отечественную продукцию. Все планы Запада и Европы не прошли! Я уверен, в ближайшем будущем в России будут самые лучшие экономические показатели».

По словам Кадырова, власти Чечни намерены перенять опыт Татарстана по развитию экономики и промышленности. «Мы планируем внедрять различные программы, разработанные в Татарстане. Это касается и области здравоохранения. Нам есть где брать опыт, и мы стараемся равняться с Татарстаном, потому что это самый сильный промышленный и экономически развитый регион. Я думаю, что с помощью нашей братской республики в ближайшем будущем мы тоже поднимем экономику», — сказал, с улыбкой глядя на Минниханова, Рамзан Ахматович.

Отвечая на вопросы журналистов, Минниханов признал, что братская республика динамично развивается. К примеру, в Instagram президента РТ появилась фотография новой мечети имени Аймани Кадыровой (жена Ахмата Кадырова), построенной в городе Аргун. «Экономический рост оценивается тем, как покупается техника — транспорт для перемещения, так и специальный транспорт: краны, бетономешалки, другая спецтехника. Для КАМАЗа Чеченская Республика — очень выгодный рынок, где на самом деле очень много строят — дороги, дома и общественные здания. Мы сами должны быть патриотами своей страны и покупать продукцию российского производства», — сказал он.

А еще президент Татарстана рассказал журналистам о своих первых воспоминаниях от поездки в Грозный. «Я в первый раз здесь был, когда приезжал на футбол, — напомнил он. — Тогда я был поражен, увидев Грозный! Отмечу, что вся республика в стройке, все очень чисто, аккуратно. Татарстан вроде бы организованная республика, но в Чечне аккуратнее и чище. Я признаю, что здесь сделано очень многое, и вы можете гордиться вашим руководителем», — сказал Минниханов, кивнув Кадырову.

Экономические показатели Чечни действительно пока отстают от татарстанских. Так, объем отгруженных товаров за прошедший год составил 54,4 млрд. рублей (в РТ — 1 трлн. 630 млрд. рублей), объем промышленного производства составил 22,8 млрд. рублей (в РТ индекс промышленного производства составил 100,6% к уровню 2013 года, объем отгруженной продукции достиг 1 641,5 млрд. рублей), объем производства продукции сельского хозяйства составил 14,9 млрд. рублей (в РТ — 189 млрд. рублей). Оборот розничной торговли в Чечне в прошлом году увеличился до 120 млрд. рублей (в РТ — 770 млрд. рублей).

В Instagram президента РТ появилась фотография новой мечети имени Аймани Кадыровой (жена Ахмата Кадырова)
В Instagram президента РТ появилась фотография новой мечети имени Аймани Кадыровой (жены Ахмата Кадырова)

«У ЧЕЧНИ УЧИТЬСЯ ОСОБО НЕЧЕМУ... ЛУЧШЕ БЫ КАДЫРОВ ПРИЕХАЛ В КАЗАНЬ ПОУЧИТЬСЯ...»

Есть ли чему поучиться Казани у Грозного? Такой вопрос «БИЗНЕС Online» адресовал экспертам.

Олег Зазнаев — политолог, доктор юридических наук, заведующий кафедрой политологии КФУ:

— Пусть лучше Чечня учится у нас. Потому что у Татарстана есть хорошие наработки. Если у Чечни есть чему поучиться, то почему бы и нет? Борьба с терроризмом — это, скорее, общефедеральное дело и, наверное, не зависит от специфики региона. Там такой уж сильной специфики нет.

Если Татарстану и есть чему поучиться, то, пожалуй, в плане более активных действий по лоббированию своих интересов. Мне кажется, в 90-е годы все это было более активно. Этому, наверное, можно у Чечни поучиться. Тем более что определенный опыт взаимодействия с федеральным центром уже накоплен. Поэтому на этот аспект можно обратить внимание на всех уровнях — начиная от президентов и кончая министрами, и дальше по списку. Я думаю, что это было бы вполне заслуженно, потому что регион, который много дает, является донором, вполне может вести себя на федеральной сцене таким образом. Ничего негативного в этом нет. Продвигать свои интересы, отстаивать их — нормальная практика.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ им. Туполева:

— Татарстан уже многому научился у Чечни. В частности, проценту голосов за «Единую Россию». В этом плане мы догоняем Чечню и уже недалеко от Туркмении и КНДР. А вот с точки зрения борьбы с терроризмом, тут да, действительно, Чечня — молодец, говорю это без всякой иронии. Чечне удалось прекратить гражданскую войну, поэтому там радикальные формы исламизма исчезли из публичного пространства. Они маргинализированы.

Но вот с точки зрения занятости молодых людей, с точки зрения выбивания денег из центра еще вопрос, кто у кого должен учиться. И наши руководители умеют выбивать деньги из центра, и чеченские. А ведь по закону о местном самоуправлении, который должен был быть, 40 процентов всех доходов от налогов шли бы в центр, 30 процентов оставались бы у региона и 30 процентов отдавались бы местным органам власти в лице мэрий и глав администраций. Если бы этот закон действовал, не приходилось бы быть «выбивалой» в центре. А сейчас мы отдаем 70 процентов в центр, а потом их, или еще больше, возвращаем. Это не федерализм. С одной стороны, это форма зависимости местных властей от центра, а с другой — форма зависимости центра от местных властей. Кто более умело сможет выбить деньги и потратить их с умом? Мне кажется, что Татарстан в этом смысле лучше тратит деньги, умеет распоряжаться деньгами. Несмотря на то, что многое строится не там, не так и не то, Татарстан не сравнить с Чечней, где ни промышленность, ни сельское хозяйство еще не поднялись до запланированных двух ВВП. Так что в этом плане именно Чечне нужно учиться у нас.

Валерий Хомяков — политолог, сопредседатель совета по национальной стратегии:

— Конечно, больше опыта у вашего президента, у Рустама Минниханова! Тем более что он человек Минтимера Шаймиева, а более опытного политика, чем Шаймиев, надо еще поискать... Минтимер Шарипович прошел такую школу, которая тому же Кадырову и не снилась! Особенно в начале 90-х, когда бурлил весь Татарстан. Я помню и ТОЦ, и «Иттифак», и что они делали, какова была внутренняя обстановка, рост национализма. Минтимеру Шариповичу удалось очень аккуратно, без войны, без серьезных потрясений как-то разрулить эту ситуацию. Он подписал договор с президентом Ельциным. И долгое время, насколько я помню, Татарстан вообще не платил в федеральный центр. За счет чего, собственно говоря, и наступило умиротворение. Поэтому учиться у Чечни особо нечему. Тем более такому ученику Шаймиева, как Минниханов. Лучше бы Кадыров приехал к вам, в Казань, и поучился бы, как надо находить общий язык в достаточно сложном в элитном отношении регионе, каким является Татарстан. Элитный расклад там не такой простой, как иногда кажется. Есть разные группы влияния. У них разные политические, финансовые и экономические интересы. Но тем не менее властям Татарстана как-то удается обходиться без особых скандалов. Это умение вести диалог. У Кадырова такого умения я как-то не наблюдаю.