Поводом для наставлений городской «пастве» стала субботняя поездка мэра в Париж на климатический саммит для локальных лидеров
Поводом для наставлений городской «пастве» стала субботняя поездка мэра в Париж на климатический саммит для локальных лидеров

«ЭТО МЫ ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ ПРИВЫКЛИ...»

Деловой понедельник в исполкоме Казани мэр города Ильсур Метшин начал с обзора политической обстановки в мире. Поводом стала субботняя поездка в Париж — на климатический саммит для локальных лидеров. Тему саммита мэру образно проиллюстрировал погодой — за окном декабрь, а на улице моросит дождь, под ногами лужи. «Когда мы росли, этого точно не было», — ужаснулся мэр.

Но не только климатические изменения оказались в фокусе зрения мэра Казани — он отметил растерянные выражения лиц самих глав европейских столиц. Связано это во многом с новыми вызовами времени: потоками беженцев из Сирии и терактами в Париже. «Вспоминая спокойные, довольные лица моих коллег-мэров европейских и мировых городов, этому радоваться нельзя. Но видишь, насколько они озабочены, какие вызовы перед ними. К сожалению, в большинстве случаев они к этому не готовы, — поделился своими наблюдениями Метшин. — Это мы к ситуации из огня да в полымя привыкли. У нас то мороз, то жара, то дождь, то ветер — что в экономике, что в политике. Ничего хорошего, конечно, в этом нет. Но к таким шоковым изменениям они явно не готовы», — заметил он.

Вместе с тем, вспоминая недавнее послание президента РФ Владимира Путина, градоначальник признал, что у нас в стране делается все для того, чтобы статус державы России вернулся. «Он возвращается. Наш голос, голос нашего лидера не просто слышен — на сегодняшнее время он один из самых уважаемых лидеров, — заметил Метшин. — Ощущение спокойствия после Парижа в родной и Москве, и Казани — больше». Отметив красоты парижской архитектуры, Метшин выразил сомнение насчет спокойствия европейцев в этой обстановке. «Можно купить кровать, а купить сон невозможно. Можно построить дом, но невозможно купить счастье в нем. Как в этих домах, куда они (европейцы прим. ред.) свозили награбленное со всего мира, их потомкам спится?» — задал он риторический вопрос.

Ирина Дябилкина
Ирина Дябилкина не стала скрывать, что на рекламном рынке заметно падение, однако планы по сбору средств в бюджет города пострадать от этого не должны

ПАДЕНИЕ РЫНКА РЕКЛАМЫ В КАЗАНИ — 23,4%

От видов Парижа к внешнему облику Казани совещание спикировало на выступлении начальника управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирины Дябилкиной. Она не стала скрывать, что на рынке заметно падение, однако планы по сбору средств в бюджет города пострадать от этого не должны. Доход казны от размещение рекламных конструкций за 11 месяцев составил 71,9 млн. рублей, а до конца года управление намерено собрать запланированные 78,9 млн. рублей на 100%.

«До 2014 года рынок наружной рекламы Казани рос рекордными темпами по сравнению с другими городами-миллионниками. Но в 2014 году рынок ожидаемо замедлил темпы роста, тем самым чутко отреагировав на стагнацию российской экономики». Объемы рекламы где-то заморозились на докризисном уровне, а где-то поползли вниз. А в 2015 году пике и вовсе стало общераспространенным трендом. Хотя казанский рекламный рынок и потерял в первом полугодии 23,4%, это меньше российских потерь в объеме 27%. В стране 2015 год начался с банкротств рекламных гигантов: сначала рухнула компания «Илион» (входила в холдинг «Никэ»), которая не справилась с очередными выплатами в бюджет Москвы, затем с рынка столицы нашей родины ушли компании «Бульварное кольцо» и «Авто селл», которые имели права на рекламу в метро и автобусах.

Тем более удивительно, что в Казани ни одна компания не демонтировала своих щитов из-за долгов. «Более того, свои финансовые обязательства по договорам они выполняют своевременно и в полном объеме», — торжественно доложина Дябилкина. Проглядывают и робкие признаки роста: в третьем квартале падение рекламного рынка замедлилось.

«С осторожным оптимизмом» оценила она будущий 2016 год, отвечая позже на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Onlne»: «На сегодняшний момент пока не было обвального падения, и на сегодняшний момент это падение остановилось. Я надеюсь, что на следующий год рынок стабилизируется и пойдет в рост. В Казани все компании, которые выиграли торги в 2012 году, достаточно устойчивы. Я надеюсь, что до окончания срока выданных разрешений в 2017 году мы простоим. Это и наша задача — исполкома. После торгов у нас структура рынка поменялась, федеральных операторов у нас сейчас на рынке больше», — сообщила Дябилкина.

В начале 2015 года в рамках антикризисных мер белые щиты закрывались социальной рекламой
В начале 2015 года в рамках антикризисных мер белые щиты закрывались социальной рекламой

«ПРОТИВ НАС ЗАРЯЖАЛИ ЦЕЛЫЕ ЧЕРНЫЕ PR-КАМПАНИИ»

Напомним, что еще в начале 2015 года для поддержки «штанов» рекламщиков исполком Казани принял решение о введении антикризисных мер: с марта по июнь на 20% была понижена плата за установку рекламных конструкций, белые щиты закрывались социальной рекламой — хоть какая-то да подмога. А во второй половине года рынок почувствовал оживление уже по естественным причинам: в связи с проведением чемпионата по водным видам спорта.

Годами ранее — перед Универсиадой и перед водным ЧМ — в городе были проведены две волны тотальной инвентаризации наружной рекламы. По их итогам начиная с 2012 года было демонтировано 909 незаконных средств наружной рекламы. Сейчас, по данным управления, в городе осталось всего 6 таких конструкций, причем 4 из них оказались бесхозными, но очевидно, что набранные темпы позволят вскоре полностью победить эту «гидру». Польза от такой работы для всех очевидна, считают в управлении: бюджет получает законные платежи, а рынок избавляется от демпинга со стороны владельцев нелегальных еврощитов и прочих конструкций и получает понятные правила игры.

«С 2006 года у нас нет ни одного незаконно установленного щита 3 на 6 метров, у нас никто не хулиганит с самовольными перетяжками, как бы не сглазить... То есть мы уже вошли в цивилизованный рынок», — констатировала она.

Похвасталась Дябилкина и новинками в работе. К примеру, проверяющие теперь мобильно работают при помощи планшетов, действует сервис видеомониторинга. Еще более ускорило работу применение QR-кодов: теперь достаточно навести мобильное устройство на такой код, размещенный на рекламной конструкции, и получить о ней полную информацию. Сами рекламщики также шагают в ногу со временем: в прошлое уходят портящие фасады изображения. А на пересечении улиц с так называемыми «повышенными эстетическими требованиями» (надо понимать, в историческом центре города) стали появляться современные медиафасады и видеоэкраны. Сейчас выдано 9 таких разрешений, но установлено пока 5 подобных конструкций. К примеру, на глухом фасаде жилого дома №8 по улице Ершова теперь красуется самый современных фасад в столице — плоский облегченный экран с высоким разрешением и автоматической регулировкой яркости производства компании Absen.

Мэр города порадовался, что падение рынка рекламы в Казани оказался не столь глубоким, как в целом по России. «Рынок переживает непростые времена. Озвученные сегодня цифры — это зеркало экономики», — заметил он. Заслугой исполкома Казани в этом Метшин считает принятые прозрачные правила игры, единый подход ко всем рекламщикам, а также умение договариваться непосредственно самой руководительницы рекламного управления: Дябилкину сегодня не только похвалили за системный подход и умение найти общий язык с ершистыми владельцами рекламных конструкций, но и поставили в пример другим подразделениям исполкома. «Многие законодательные инициативы для регулирования рынка наружной рекламы вышли из стен нашего управления. К нам едут учиться из других российских городов, как в Мекку», — отметил мэр заслуги управления наружной рекламы.

«Мы помним, как все гремело и трещало, в том числе и в СМИ, когда мы приступили к упорядочению работы рынка наружной рекламы в соответствии с действующим законодательством, — вспомнил Метшин. — Против нас заряжали целые черные PR-кампании, до федеральных СМИ все доходило, но сегодня мы чисты перед игроками: и правила для всех одинаковы, и условия для ведения бизнеса. Они все одинаково равны перед законом».

Жанна Белицкая
Жанна Белицкая: «2019 год станет годом полного обновления вывесок в Казани»

«КАК ВОРОНЬЯ СЛОБОДА — КТО ВО ЧТО ГОРАЗД!»

Довершила картину замначальника управления архитектуры и градостроительства, главный художник Казани Жанна Белицкая. Напомним, именно этому органу муниципальной власти в 2014 году были отданы на поруки все городские информационные вывески — на магазинах, общественных зданиях и пр. Хозяйство досталось обширное (около 16 тыс. вывесок) и довольно пестрое. «Как воронья слобода — кто во что горазд!» — емко дал свою оценку мэр Метшин прежнему виду Казани. Он признался, что особенно ярко в глаза бросается казанская пестрота после элегантных улиц Парижа.

Однако постепенно — не без «дубинки» АТИ (административно-техническая инспекция) — дела в городе стали налаживаться. В качестве иллюстраций к своим словам Белицкая показала участникам совещания фотографии из разряда «до и после». Это и сверкающее прозрачными фасадами здание старого «Детского мира», которое еще пару лет назад было сплошь заклеено баннерами. И здание, в котором расположен клуб «Арена», — с него также поснимали немало квадратных метров баннерной «одежды» и пр.

«2019 год станет годом полного обновления вывесок в Казани», — порадовала она. Белицкая пообещала сократить сроки согласования вывесок, а также вернуть в работу некогда популярный у предпринимателей сервис «Планета задач», который позволял согласовывать вывески в онлайн-режиме. Метшин поинтересовался, когда же это случится. Белицкая заверила, что с 1 января «уже точно будет».

«Что так долго? Это же то, о чем предприниматели просили на встрече в «Ривьере»!» — вспомнил Метшин. Белицкая заверила, что почти все готово — осталось закупить необходимое оборудование.

Но мэр ждать еще целый месяц наотрез отказался. «Передать контроль над 16 тысячами вывесок —не такой быстрый процесс, — признал он, но продолжил более строго. — Никакие не 1 января, на этой неделе финансовые вопросы все решите. Нужно завершить эту работу. Огромное количество обращений!»

«ОТРУБАЕТЕ ОДНУ ГОЛОВУ, ЕЩЕ ДВЕ-ТРИ ВЫРАСТАЮТ!»

Глава управления административно-технической инспекции (УАТИ) Альфир Шамсутдинов в продолжение темы рассказал о своих методах борьбы с незаконной рекламой и даже поделился победой в борьбе с компанией, которая «заявила о себе оклейкой всего города изображением голливудского мультипликационного героя». Имелась в виду реклама такси с изображением Шрека, в которой говорилось о «шок-цене» за услуги.

«Тех, кто расклеивал эту рекламу, выяснили с трудом. Мы подключили миграционную службу и ГИБДД, так как компания, предоставляющая услуги такси, пришла к нам из другого города, — рассказал Шамсутдинов подробности журналистам. — Так предприятие резонансно заявило об оказываемых услугах сомнительного качества с гораздо меньшей стоимостью. Водители, как оказалось, были из ближнего зарубежья».

Незаконная реклама

Предприятие, как выяснилось, не закрыли, правда, рекламу теперь оно размещает на других площадках. Метшин не оставил эту тему без своего внимания, сравнив городские проблемы с драконом. «Иногда борьба с городскими проблемами, как борьба с драконом — отрубаете одну голову, еще две-три вырастают!» — сказал мэр Казани.

«ГРЯЗНУЛИ» КАЗАНИ ПРИНЕСЛИ КАЗНЕ 85 МЛН. РУБЛЕЙ ШТРАФОВ

Рассказал Шамсутдинов и том, как город борется с остальными нарушениями правил благоустройства.

В общей сложности строительные компании с начала года за, что называется, «гадюшники» оштрафовали на 24,3 млн. рублей. Среди злостных нарушителей благоустройства известные в Казани фирмы «Ак Таш», ПСО «Казань», ОАО «Эдельвейс Групп», «Маг-Строй», ООО «Фон-Ривьера», «Кондитерская фабрика «Заря». Всего за нарушение правил благоустройства в Казани с начала года бюджет города собрал 84,5 млн. рублей штрафов, составлено 8,5 тыс. протоколов.

Борьба с несанкционированным складированием мусора сегодня привела к тому, что количество стихийных свалок в Казани достигло своего исторического минимума. Всего с начала года их было выявлено 81 (для сравнения: в 2012-м — 190, в 2013-м — 162, в 2014-м — 104), а сейчас осталось 6, остальные расчищены совместными усилиями АТИ и районных администраций. Причем по одной из них, расположенной в поселке Самосырово, в настоящее время ведется судебное разбирательство с собственником.

По словам Шамсутдинова, количество замусоренных территорий из года в год идет на уменьшение — в среднем на 23% ежегодно. Напомним, что еще в 2011 году управлением АТИ была разработана концепция по мониторингу движения строительных отходов на территории Казани и налажен жесткий контроль за тем, что и куда вывозится со строек. Постепенно любителей сваливать свой хлам в ближайший овраг стало заметно меньше.

По сравнению с другими городами, Казань по сбору штрафов за нарушение правил благоустройства — несомненный лидер
По сравнению с другими городами Казань по сбору штрафов за нарушение правил благоустройства — несомненный лидер

Объясняется это очень просто: по сравнению с другими городами Казань по сбору штрафов за нарушение правил благоустройства — несомненный лидер. Если в Уфе за 11 месяцев составили 15 тыс. протоколов, то собрали лишь 25 млн. рублей штрафов. В Омске выявили 7 тыс. нарушений, а оштрафовали только на 16 млн. рублей. В Ростове-на-Дону, напротив, 2 тыс. протоколов принесли казне города такие же 16 млн. рублей. Аутсайдером по поиску нарушений стал Челябинск, где за 11 месяцев собрали лишь 3 млн. рублей за 586 нарушений.

«Системная работа инспекции дает свои результаты — свалок стало меньше, — сказал Метшин. — Рекламные конструкции, которые мы видим, не убивают фасады города, а украшают город. «Компаний-грязнуль» тоже становится меньше».

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, верны ли официальные оценки состояния рынка наружной рекламы и какой его перспективы на будущий год.

Лариса Фомина — основатель группы компаний Larisa:

— Я думаю, что рекламный бизнес по наружной рекламе ощутил «проседание» даже не на 20, а на 30 процентов. И такова, на мой взгляд, ситуация в целом по стране. Мы настолько зависим от общей экономической ситуации в стране, что если она в целом начнет выправляться, то и мы будем чувствовать приток денег. А если такая ситуация сохранится, а других прогнозов, кроме пессимистичных, никто не делает, то, скорее всего, все так и будет. По наружной рекламе, я думаю, в стране ситуация везде одинаковая. Москва сильнее ощущает отток денег из «наружки», но это связано с тем, что там за очень большие деньги выкупались эти билборды. Теперь они вынуждены выставлять очень высокие цены. Поэтому там отток сильнее ощущается. Но в регионах падение рынка составило примерно 30 процентов. Казань в этом отношении не лучше и не хуже других.

Системная работа инспекции дает свои результаты — свалок стало меньше
Системная работа инспекции дает свои результаты — свалок стало меньше

«ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ЧТО-ЛИБО МОГЛА БЫ РАЗВЕ ЧТО ПОКОЙНАЯ ВАНГА...»

Рамиль Булатов — руководитель представительства компании Russ Outdoor в Казани:

— Если сравнивать с прошлым годом, то рынок наружной рекламы упал, я бы сказал, до 30 процентов. У рекламодателя бюджет в период кризиса более скромный. В следующем году рынок однозначно вверх не поползет. Все будет примерно как в 2015 году. Может быть, потребность в этом виде услуг будет даже ниже процентов на 10 по сравнению с 2015 годом. В Москве произошел небольшой рост за счет того, что они сократили количество рекламных конструкций. Рекламные компании договорились и демонтировали все неэффективные конструкции. За счет этого возросла эффективная цена. А по количеству роста нефти понижение идет и в Москве. В других городах ощутили кризис даже больше, чем в Москве и Казани. Все-таки эти города более клиентоориентированные: у клиентов там спрос больше, чем в других городах.

Павел Савицкий директор рекламного агентства «Пи Арт»:

— Рынок рекламы, вообще всей, сейчас претерпевает стагнацию в связи с кризисом. Рекламный рынок — один из самых подверженных кризисным явлениям рынков. Когда наступают кризисные процессы или даже их ожидания, люди первым делом сворачивают рекламу, потому что реклама — это инвестиции в развитие. А в развитие во времена кризиса вкладываются очень немногие. Большинство людей как бы консервируют свои капиталы. И наружная реклама, безусловно, также претерпевает снижение, поскольку она является одним из видов рекламы. Это абсолютно объективный факт. Я не могу соглашаться или не соглашаться с цифрами падения этого рынка, поскольку я не провожу рейтингов, не могу отвечать за ситуацию по всей Казани. Это может сказать только тот, кто проводил соответствующие исследования. О перспективах я тоже абсолютно ничего не могу сказать. Сейчас и в стране, и в мире происходят такие события, что предсказывать что-либо могла бы разве что покойная Ванга...