Шейх Тамим бин Хамад Аль Тани отметил, что скоро направит в Татарстан представителей катарского управления инвестиций для более подробного знакомства с экономическим и инвестиционным потенциалом республики

«ТАМ МОЛОДОЙ ЭМИР, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ»

Сегодня Рустам Минниханов завершает визит в Катар. В этой богатейшей стране Персидского залива (по данным Forbes, Катар на первой строчке по показателю «средний доход на душу населения» — свыше $88 тыс.) делегация РТ нацелилась на кусок инвестпирога, который Катар пообещал России. «Надо смотреть на то, что на петербургском деловом форуме Катар заявил, что он 2 миллиарда долларов намерен выделить в фонд прямых инвестиций в Россию. Там молодой эмир, который хочет наладить отношения с нашей страной», — рассказал «БИЗНЕС Online» председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. С 11 по 16 декабря в Дохе пройдет большая выставка под эгидой Российской промышленной палаты.

Кроме Агеева в делегации Татарстана «высший генералитет» ведущих компаний РТ. В частности, в Доху прилетел шеф ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. А гендиректор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов оказался в столице Катара даже раньше Минниханова — судя по видео пресс-службы президента РТ, он появился из-за спин мужчин в деловых костюмах или традиционных арабских джелабиях, встречавших президента РТ в аэропорту Дохи. Президента сопровождают также новый министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, помощник главы республики Радик Гиматдинов, министр образования РТ Энгель Фаттахов, председатель госкомитета по туризму Сергей Иванов. А глава АИР РТ Талия Минуллина, судя по видео общения с катарцами, которое выложила пресс-служба президента РТ, даже слегка сменила имидж. Вместо гладкой прически — что-то вроде каре. Впрочем, это не стрижка — Минуллина, похоже, просто по-другому уложила волосы. Это чем-то напоминает экспромт турецкого вояжа в те недалекие времена, когда еще не было печальной истории Су-24 и глава АИР РТ в ходе презентации отметила высокое качество турецких вещей, показав туркам свой пиджак.

Глава АИР РТ Талия Минуллина рассказала, что в результате общения появились первые договоренности о совместной работе

КАК ДРЕВНИЙ БОЛГАР УКРЕПЛЯЛ СВЯЗИ ДОХИ С КАЗАНЬЮ

В аэропорту Минниханова встречал министр по делам молодежи и спорту Катара Салах бин Ганем Аль Али. Кроме того, состоялись встречи с послом РФ в Катаре Нурмахмадом Холовым, министром экономики и торговли Государства Катар шейхом Ахмедом бен Джассимом бен Мохаммедом Аль Тани. Ранее встреча с министром состоялась на полях ежегодного инвестиционного форума в Дубае. «Теплая встреча в Дубае предопределила наш визит в Катар. Уверен, что работа татарстанской делегации пройдет конструктивно, в рамках интересов наших стран. Главная задача — активизировать контакты. Мы намерены показать тот потенциал, который есть у Республики Татарстан», — подчеркнул Минниханов.

В Катаре уже знакомы с промышленными мощностями Татарстана, добавил он, приведя в пример поставки КАМАЗа. Наиболее перспективными направлениями для сотрудничества президент РТ назвал развитие взаимодействия в области нефте- и газодобывающей промышленности и нефтепереработки, развитие совместных проектов в сфере энергетики. Кроме грузовиков Татарстан может предложить вертолеты КВЗ, продукцию «Казанькомпрессормаша», «Нижнекамскнефтехима», партнерство в сфере сельского хозяйства и IT-технологий.

print_697439_1210514.jpg
Министр экономики и торговли Катара шейх Ахмед бин Джассим бин Мухаммад Аль-Тани выразил желание побывать в Болгаре

«Мы знаем, что бизнес Катара ищет комфортные условия для вложения своих инвестиций на территории РФ. Мы предлагаем вашим деловым кругам выбрать Татарстан как площадку для вхождения на российский рынок», — предложил Минниханов. Он напомнил, что именно в Дохе в список всемирного наследия ЮНЕСКО был включен Болгар. «То, что наши братья мусульмане поддержали нас тогда, значит очень многое», — заявил он.

Шейх Ахмед бен Джассим бен Мохаммед Аль Тани выразил желание побывать в Болгаре. Кроме того, он заметил, что ощутимого товарооборота с Татарстаном пока нет, и выразил надежду на укрепление связей. Действительно, с января по сентябрь внешнеторговый оборот РТ и Катара — всего $602 тысячи. Татарстан экспортирует в Катар оборудование, механические устройства и электрические машины. Импортирует органические химсоединения и изделия из пластмассы.

В Доху прилетел шеф ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и гендиректор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов

ЭМИР КАТАРА: «В ТАТАРСТАН ПОЕДЕТ ДЕЛЕГАЦИЯ»

Также Миниханов встречался с эмиром Государства Катар шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани. Звучали темы связей Татарстана с Катаром, а также проблематика российско-катарских отношений. Президент подчеркнул, что Татарстан — один из наиболее экономически развитых, стабильных и инновационных регионов России. «Мы будем рады оказать содействие компаниям из Катара, заинтересованным в развитии своего бизнеса на территории нашей республики», — заявил он. Эмир Катара отметил важность выстраивания долгосрочных взаимоотношений между Катаром и РТ как одним из регионов России. Он добавил, что в скором времени направит в Татарстан представителей катарского управления инвестиций для более подробного знакомства с экономическим и инвестиционным потенциалом республики.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» глава АИР РТ Минуллина, в результате общения появились первые договоренности о совместной работе. Так, через несколько дней, 13 - 14 декабря, представители АИР примут участие в форуме развития предпринимательства, который состоится в Катаре. А летом следующего года министр экономики арабского государства посетит Татарстан с делегацией деловых кругов. Скорее всего, визит будет организован в рамках KazanSummit-2016 — катарская делегация приезжает в Казань с 2013 года.

Сегодня делегация РТ работала по различным направлениям. Минниханов, в частности, осмотрел музей в Дохе. Здесь представлены предметы исламского искусства, самые ранние из которых датируются XII - XIII веками. Коллекция включает в себя старинные рукописи, одежду, ковры, керамику, военные приспособления, предметы быта и прочее. Много артефактов было доставлено из Египта, Ирана, Ирака, Турции, Индии и Центральной Азии. Минниханов и члены татарстанской делегации ознакомились с экспозицией музея, а также посетили научно-исследовательский институт и библиотеку.

А затем прошел круглый стол с бизнесом Катара с теми предпринимателями, которые смотрят в сторону России. Минуллина выступила с презентацией экономического и промышленного потенциала республики — ее традиционно готовит агентство.

ДИНАСТИЯ ШЕЙХОВ АЛЬ ТАНИ: «НЕ НАДО БРАТЬ ПРИМЕР С ЗАПАДА, НЕ НАДО ИМ ВОСХИЩАТЬСЯ...»

Катар — богатая страна с современной, хорошо развитой инфраструктурой. Основные отрасли промышленности: нефте- и газодобывающая, нефте- и газоперерабатывающая, производство удобрений, сталелитейная, цементная отрасли. Большая часть промышленных предприятий и сферы услуг принадлежит государству, но объем частных капиталовложений в производство растет. Сельское хозяйство развито слабо и включает кочевое скотоводство и очаги земледелия и садоводства в оазисах. Только в северных районах, где грунтовые воды подходят близко к поверхности или выходят на нее, сформировались небольшие ареалы почв, пригодных для земледелия. Выращиваются овощи, фрукты, финики, кукуруза, просо. Население занимается также рыболовством (ловят тунца, макрель, сардины, ставриду и проч.) и добычей жемчуга. Собственное сельскохозяйственное производство обеспечивает лишь около 10% потребностей в продовольствии. Поскольку Катар испытывает дефицит пресной воды, почти все потребности в ней покрываются за счет опреснения морской воды в промышленных масштабах. Опреснительные установки работают за счет энергии, получаемой от сжигания природного газа.

Министр экономики и торговли Катара Хамид бен Джасим, с которым Минниханов встретился в первый день своего визита, известен едва ли не больше, чем нынешний эмир страны. Он пятый сын Джасима бен Джабера Аль Тани. Эта династия шейхов ведет свое генеалогическое древо с 1825 года. Хамид бен Джасим с 1982 года занимал различные государственные посты. С 1992 года был министром иностранных дел Катара, а в 2007 году стал совмещать работу в должности министра иностранных дел и работу в должности премьер-министра. В марте 2010 года он по приглашению Владимира Путина посетил с рабочим визитом Россию.

Кстати, центральным событием его визита тогда стала церемония присвоения ему степени почетного доктора МГИМО. Представляя нового участника этого клуба, в который входят видные политики и общественные деятели, ректор университета Анатолий Торкунов подчеркнул, что весь мир знает шейха Хамида бен Джасима как «выдающегося и успешного дипломата, представителя одной из самых уважаемых монархических династий в арабском мире».

В 2010 году выступление шейха Хамида бен Джасима в Москве было посвящено проблеме мира и безопасности на Аравийском полуострове (тема в связи с последними событиями не перестает быть актуальной) сквозь призму внешней политики Катара.

«Ситуация в регионе подошла к критической черте», — так оценил в то время премьер Катара текущее положение дел. Политика беспокоил целый ряд конфликтов: арабо-израильское противостояние, обстановка в Ираке и Афганистане, а также иранская ядерная программа. Отвечая на вопросы российских студентов, дипломат заявил: «Не надо брать пример с Запада, не надо им восхищаться, не надо быть потребителями. Надо быть мыслителями. Попробуйте укрепить свою экономику не только энергетикой. У вас огромные возможности, ученые ваши могут очень много. Вы найдете способы служить своей стране. Я знаю, как Россия ценится в мире!»

Хамид бен Джасим со сменой власти в стране оставил посты премьер-министра и министра иностранных дел, позже он стал главным экономистом Катара.

САМЫЙ МОЛОДОЙ МОНАРХ В МИРЕ: ОТНОШЕНИЯ С СИРИЕЙ И ПОДДЕРЖКА СПОРТА

Нынешний эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани, можно сказать, является в какой-то степени единомышленником Татарстана. Много энергии он уделяет пропаганде спорта в стране. Катар борется за право проведения не только Олимпийских игр, но и многих чемпионатов мира по разным видам спорта. Надо признать, не безуспешно, столица страны Доха примет чемпионат мира по боксу, а в 2022 году в стране пройдет футбольный мундиаль. Ранее в 2010 году в Дохе прошел чемпионат мира по легкой атлетике в помещении.

Тамим бин Хамад во многом рекордсмен — он является самым молодым из действующих монархов в мире (ему всего 35 лет) и самым молодым эмиром Катара за все время независимости страны. Его назначили наследником престола в 2003 году, после отречения старшего брата Джассема. Летом 2013 его отец Хамад бин Халифа Аль Тани решил отказаться от власти в пользу своего сына.

Нынешний эмир пришел к власти в непростое время. Катар до сих пор часто указывают как главный источник финансирования группировки «Исламское государство» (организация запрещена на территории РФ прим. ред.). Так, 22 августа 2014 года немецкий политик Герхард Мюллер прямо обвинил Катар в финансировании ИГ.

Несмотря на то, что под давлением США и стран Персидского залива Катар, на территории которого находится крупнейшая на Ближнем Востоке база ВВС США — аль Удейд, принял непосредственное участие в войне с ИГ, эта поддержка, по мнению обвинителей, не прекратилась. В октябре 2014 года британский премьер-министр Дэвид Кэмерон провел с Тамимом бин Хамадом переговоры, в ходе которых обсудил с ним выдвигаемые против Катара обвинения, что часть денег, выделяемых на подготовку чемпионата мира по футболу, который в 2022 году пройдет в Катаре, уходит на финансирование ИГ. Власти Катара, в свою очередь, утверждают, что финансируют только умеренную сирийскую оппозицию.

«У КАТАРА И РОССИИ СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ФОНЕ СИРИИ, НО...»

Что это за страна, каковы отношения Катара и России и чем полезен визит президента Татарстана? Об этом «БИЗНЕС Online» спросил у экспертов. За два десятилетия Катар, как выяснилось, не принял участия ни в одном из предложенных проектов. Так что перспективы с точки зрения инвестиций все-таки невелики. Но в век дипломатии возможно все, считают специалисты.

Эльдар Касаев — экс-дипломат посольства России в Катаре, член экспертного совета союза нефтепромышленников России:

— Государство Катар — это мощная по финансовым ресурсам монархия Персидского залива. Небольшое по территории государство обладает третьими в мире запасами природного газа и в виде сжиженного газа отправляет танкерами по всему миру. Это большие деньги. Если учесть, что население чуть больше 2 миллионов человек, а коренных подданных, именно катарцев, всего около 300 тысяч, то денег они зарабатывают много. По среднему ВВП на душу населения Катар уже многие годы является лидером в мире.

Помимо этого, в Катаре очень сильно влияние США. Почему? Потому что на территории расположены американские военные базы. Например, база аль-Удейд — это крупнейшая база в регионе Ближнего и Среднего Востока. В свое время с территории именно этой военной базы взлетали самолеты, которые бомбили Ирак в 2003 году, когда американцы и их союзники разрушили прежний режим Саддама Хусейна. Поэтому Катар на международной арене проводит свою политику, при этом заручившись мощной поддержкой в плане безопасности со стороны США. В этой связи говорят, что хвост виляет собакой, имея в виду, что США — это собака, а Катар — тот самый хвост.

У Катара и России очень напряженные отношения. Они портились не один год, начали активно ухудшаться с 2010 - 2011 годов, когда я, собственно, работал дипломатом в посольстве России в Катаре. Эти годы известны как годы «арабской весны». Катар активно поддерживал оппозиционный режим в Сирии, а мы же до сих под поддерживаем легитимный режим Башара Асада и не хотим, чтобы его разрушили, как было в Ираке, других государствах во времена «арабской весны»: Тунис, Египет, Ливия. Поэтому у нас на международной арене серьезные противоречия. Но они не только политические, но еще и экономические. Катар хочет через территорию Сирии в Турцию и Европу протянуть газопровод и поставлять магистральный газ, а не только сжиженный. А это напрямую противоречит интересам «Газпрома» в Европе. У нас идет борьба за рынок и международное влияние.

Тем не менее у нас формально отношения с Катаром идут, посольство функционирует. У нас был пониженный уровень дипломатических отношений два года после случая, когда в аэропорту Катара был избит российский посол. А теперь посол есть. Мы пытаемся в том числе и на экономической плоскости сотрудничать, и визиты делегаций есть, пусть и немного, и какие-то мероприятия проводим на катарской земле. Рассказываем о нашем государстве, о его научном, культурном, предпринимательском потенциале. Поэтому вполне возможно, что представители органов власти мусульманских регионов нашей страны могут посещать Катар и договариваться о каких-то совместных проектах, могут быть и представители других регионов. Это все нормальная практика.

Другой вопрос, что мы ни о чем договориться не можем. Ни одни сделки не вылились в практическую реализацию за время моего там дипломатического опыта. За год было предложено катарской стороне более 20 крупных проектов, но Доха не приняла участие ни в одном. В нынешней ситуации перспективы каких-либо сделок, на мой взгляд, равны нулю. Но сам факт, что мы пытаемся разговаривать, ищем точки соприкосновения, — это очень хорошо. Мы же живем в век дипломатии. В этой связи я ничего криминального в визите татарстанской делегации не вижу.

Дмитрий Микульский — ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, востоковед-арабист, доктор исторических наук, профессор:

— Катар — страна небольшая, но весьма богата нефтью и газом. Руководство этой страны сумело очень рентабельно вложить средства, отстроить Доху — прекрасный город с обилием небоскребов и другими современными зданиями. Страна исламская, с одной стороны, но, с другой стороны, ориентирующаяся в большей степени на Запад, хотя проводящая свою самостоятельную политику. С началом сирийского кризиса она была не на стороне правительства Асада, а поддержала оппозиционно-экстремистские силы. К сожалению, из-за этого у нас отношения с Катаром испортились.

Тем не менее визит президента Татарстана, возможно, будет способствовать улучшению этих отношений. Потому что и Катар, и Россия нуждаются в их развитии. Мы можем найти точки соприкосновения в плане поставок наших технологий и привлечения катарских капиталовложений в нашу экономику.