Одним из центровых мест последнего в этом году заседания совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» стала информация о визите татарстанской делегации в Катар
Одним из центральных мест последнего в этом году заседания совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» стала информация о визите татарстанской делегации в Катар

ГАЗОХИМИЧЕСКИЙ СТАРШИЙ БРАТ

Одним из центральных мест вчерашнего, последнего в этом году, заседания совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» стала «политинформация» его генерального директора Рафината Яруллина о визите татарстанской делегации в Катар. Но вступительное слово было от президента РТ Рустама Минниханова. Он с восхищением отметил, как далеко Катар продвинулся в газохимии, мы же, дескать, об этом пока только говорим. «Очень интересная страна, Талия (Талия Минуллина — руководитель агентства инвестиционного развития РТприм. авт.) с ними работает: должны приехать, готовы и с инвестициями зайти», — обрисовал перспективы глава РТ.

Напомним, Татарстан весьма заинтересованно отнесся к сделанному на петербургском деловом форуме заявлению Катара о готовности инвестировать в Россию $2 миллиарда. Будучи в начале декабря с визитом в этой стране, Минниханов предложил деловым кругам Катара, ищущим комфортные условия для вложений в России, выбрать Татарстан как площадку для вхождения на российский рынок.

А эмир Государства Катар шейх Тамим бен Хамад Аль Тани заверил, что скоро направит в Татарстан представителей управления инвестиций для более подробного знакомства с экономическим и инвестиционным потенциалом республики. Предположительно, визит состоится будущим летом.

Яруллин вчера напомнил, что Катар занимает 3-е место в мире по запасам природного газа, 6-е — по его экспорту и 21-е — по экспорту нефти, а высокие доходы способствуют реализации государственных социальных программ. «Посмотрите, какой город!» — почти воскликнул гендиректор. «Коренного населения — 400 тысяч, а живут 2 миллиона, — продолжил рассказ Яруллина Минниханов, — очень много русскоговорящих». Когда речь зашла о газовых проектах Катара, глава холдинга рассказал о предложении посла России в Катаре Нурмахмада Холова. «Пригласите Миллера сюда, мы покажем, как надо развивать газохимию», — по словам Яруллина, сказал посол. «Пусть он к Миллеру сам настраивается, — отреагировал на это Минниханов, но основную идею поддержал. — Считаю, что сегодня в России надо развивать газохимию, она должна стать приоритетным направлением. Это активизация и внутреннего рынка, и сырьевая база, и гарантированное потребление газа внутри страны». Деньги Катара сделаны на переработке и продаже газа, подчеркнул Яруллин.

Президент Татарстана отметил, что с катарцами работает АИР по главе с Талией Минуллиной: «Очень интересная страна... Должны приехать, готовы и с инвестициями зайти»
Президент Татарстана отметил, что с катарцами работает АИР по главе с Талией Минуллиной: «Очень интересная страна... Должны приехать, готовы и с инвестициями зайти»

Далее разговор перешел на активно лоббируемую Татарстаном тему сжиженного природного газа (СПГ). «Мое мнение: СПГ — это будущее», — заявил Минниханов. А Яруллин в тему добавил, что Катар производит 77 млн. тонн СПГ в год.

«ТАТНЕФТЬ» И «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ»: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Следующий вопрос повестки дня потенциально был довольно острым: «Рассмотрение и утверждение «Перечня углеводородного сырья и нефтехимической продукции, поставляемых предприятиям и субъектам МСБ нефтегазохимического комплекса РТ на 2016 год». Но остроты не получилось — кажется, все-таки в воздухе уже витают благодушные предновогодние настроения.

«Хочу поблагодарить всех директоров заводов, руководителей министерств: за 2015 год у нас не было срывов почти ни по одному продукту», — отметил Яруллин, подчеркнув, что «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим» сработали неплохо. Он сообщил, что, по сути, осталась нерешенной только одна проблема — препирательства НКНХ и «Татнефти» из-за поставок широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) — дефицитного сырья для выпуска целого спектра продуктов: каучука, пластмассы, этанола, растворителей, компонентов высокооктановых бензинов. Напомним, спор между двумя гигантами татарстанской промышленности разгорелся из-за схемы расчетов. Она была такой: сначала нефтяники поставляют нефтехимикам ШФЛУ, а потом постфактум в рамках дополнительного соглашения назначается цена. Однако в марте прошлого года НКНХ перестал подписывать допсоглашения, «восстав» против диктуемых «Татнефтью» цен, а также частично перестал платить за поставки, оплачивая лишь справедливую, по их мнению, стоимость. «Татнефть» же пошла в арбитраж, чтобы взыскать всю недополученную сумму.

Рафинат Яруллин: «В любом случае, остается вопрос по малому бизнесу. Там действительно идет падение»
Рафинат Яруллин: «В любом случае остается вопрос по малому бизнесу. Там действительно идет падение»

«Думаю, «Нижнекамскнефтехим» и «Татнефть» договорятся по этим делам», — отметил вчера Яруллин и предложил утвердить «Перечень...». «Вопросов было очень много, эта тема всегда такая, спорная, — заметил Минниханов и подчеркнул, как важно находить общий язык. — Мы должны развивать переработку продуктов у себя, на базе наших предприятий. Добавленная стоимость должна оставаться в республике, надо исходить из этого... Благодаря ресурсам, которыми мы располагаем, в виде нефтехимического сырья, мы можем серьезный рынок компонентов, изделий занимать. Мы крупный производитель, и нам важно иметь собственную понятную переработку».

«ЭТО ЖЕ НЕ «ОРГСИНТЕЗ» ВИНОВАТ, ЧТО КРИЗИС СЛУЧИЛСЯ»

«Рустам Нургалиевич, но в любом случае остается вопрос по малому бизнесу, — вновь завел речь, похоже, о неразрешимом вопросе Яруллин. — Там действительно идет падение. Самое главное не столько цена, самое главное — что доступных кредитов нет. По кредитам очень сложный вопрос».

Напомним, что проблема конфликта производителей полимеров и их переработчиков поднималась не раз. Суть в том, что уже почти год ТАИФ и другие российские производители полимеров отгружают сырье российским переработчикам по экспортным ценам, взлетевшим после обвала рубля. В итоге объемы производства резиновых и пластмассовых изделий в 2015 году существенно просели. Некоторые переработчики остановили производство, докладывал президенту на апрельском заседании совета директоров Яруллин. Игроки рынка даже выдвинули идею о создании госфонда, который будет выдавать деньги на пополнение оборотных средств и закупку сырья у ТАИФа. «Проблему пластмассы» неоднократно обсуждали на самом высоком уровне, однако, судя по всему, и ныне мало что изменилось.

Минниханов отдал должное «Татнефтехиминвест-холдингу»: «Он подпитывает нас многими идеями. Это прекрасная площадка, где мы собираемся, обсуждаем»
Минниханов отдал должное «Татнефтехиминвест-холдингу»: «Он подпитывает нас многими идеями. Это прекрасная площадка, где мы собираемся, обсуждаем»

Ничего обнадеживающего не прозвучало и накануне. «Какие могут быть доступные кредиты, если доллар уже за 70 ушел? — ответил Яруллину Минниханов. — Сколько банков уже схлопнулось! Кто на иностранных кредитах был, уже банкрот. Как в этой ситуации жить? Понятно, что для развития экономики нужен нормальный рубль... Пока будем молить Аллаха... Мы и так хорошо жили с 2000 года. Первый звонок был в 2008-м? 8 лет в шоколаде жили. Потом еще более-менее почти четыре года. Это должно было случиться... И мы должны были банковскую систему выстроить, модернизировать нашу промышленность, особенно машиностроительные комплексы, которые не имеют высокой доходности и требуют серьезных инвестиций. Когда деньги были, деньги собирали на черный день. Он наступил, и оказалось, что денег не так много, быстро кончатся. Мне кажется, больше надо было направить на модернизацию производства, — пожалел об упущенных возможностях президент. — Но если бы не было нефтепереработки, полимерных производств, ситуация была бы намного хуже... Но не надо жаловаться. Я посмотрел: очень хорошие планы у «Татнефти», хорошие результаты показывают ТАНЕКО, «Нижнекамскнефтехим», ТАИФ-НК, «Казаньоргсинтез». А ведь КОС вообще обанкротить хотели, а сегодня это одно из эффективнейших предприятий. Это же не «Оргсинтез» виноват, что банковский кризис случился, и не малый бизнес виноват в этой ситуации...»

В финале Минниханов отдал должное «Татнефтехиминвест-холдингу».

— Он подпитывает нас многими идеями. Некоторые не сразу... Вот газохимия: говорили-говорили... Если не будем следовать трендам развития науки и технологии, конкурентными не будем... Это прекрасная площадка, где мы собираемся, обсуждаем. И хотя она называется холдингом, каждый здесь свою работу выполняет. Это такой познавательно-образовательный холдинг. Давайте Рафината Саматовича аплодисментами поблагодарим за работу и пожелаем ему, чтобы он в следующем году не старел и работал еще лучше.

— Сигнал? — полушутя спросил Яруллин.

— Не сигнал, — ответил Минниханов. — Это сигнал быстрее работать.