Бой политике сдерживания тарифов ЖКХ, которая якобы загнала коммунальную отрасль в тупик, дали сегодня депутаты на заседании комитета Госсовета РТ. Тон задавал исполнительный директор ГЖФ Талгат Абдуллин, его поддержал глава казанского МУП «Водоканал» Андрей Егоров, который предрек будущие «блэкауты» со «свечками, буржуйками и водой в котелке». В итоге было принято решение обратиться с предложениями к федеральному центру. Крики души представителей отрасли выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Рифнур Сулейманов (слева) объяснил, что собственных энергомощностей республике хватает, но законы рынка диктуют более сложные схемы перетока энергии через биржу |
ТАРИФЫ ЖКХ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ВЫРАСТУТ НА 4,5%, А ПРЕДПРИЯТИЯМ ИХ ЗАПЛАНИРУЮТ НА 3 ГОДА
Последнее в уходящем году заседание комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству татарстанского парламента собрало крупнейших игроков отрасли ЖКХ. Еще до начала мероприятия гендиректор «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов подробно рассказал гостям, как компания ежедневно закупает электроэнергию на оптовом рынке России и при необходимости продает излишки. Собственных энергомощностей республике хватает, но законы рынка, прежде всего экономическая выгода, диктуют более сложные схемы перетока энергии через московскую биржу, объяснил Сулейманов.
Это и стало своеобразным предисловием к главному вопросу, ради которого депутаты собрались в тесном кругу, — новшеств, касающихся тарифов на электроэнергию для предприятий и населения. Так, первый зампредседателя комитета по тарифам РТ Александр Штром рассказал о том, что Татарстан полностью готов к долгосрочному планированию тарифов на электричество, тепло, водоснабжение и водоотведение для предприятий — три года вместо одного, как того и требует с января 2016-го федеральное законодательство. Для населения же в очередной раз установлены ценовые потолки на все коммунальные услуги. Так, в июле 2016 года общий рост тарифов не превысит 4,5%: в частности, на электроэнергию — 7,2%, на тепло — 3,6%. Депутаты особо подчеркнули, что речь идет именно о размере тарифа, а не общей сумме квартплаты (она зависит и от объема потребления). Штром заверил, что, согласно проведенным исследованиям госкомитета, ни по одному муниципалитету Татарстана превышений (тарифов) не должно быть.
Модерировал беседу глава комитета Рафис Бурганов, ему помогал его зам Марат Галеев. Пару раз заседание прерывалось по техническим причинам: так, у депутатов долго включались компьютеры, и Бурганову пришлось попросить их покинуть кабинет, вызвав техподдержку. «Вот так перебили энергокабель», — веселились выходившие в коридор депутаты. Каждого нового гостя они встречали приветствиями: «А вот и главный энергопотребитель!»
Талгат Абдуллин: «Каким образом мы должны это сделать при тарифе, который вы называете, 500 рублей?» |
«ЭТУ ПЕСНЮ МЫ УЖЕ СЛЫШАЛИ, И ЭТА ПЕСНЯ КОНЧИЛАСЬ»
Обсуждение быстро вылилось в бурную дискуссию — инвесторы раскритиковали государственную политику жесткого контроля тарифов. Первым вопрос поднял глава Госжилфонда Татарстана Талгат Абдуллин, а затем к нему присоединились и другие приглашенные (впрочем, нашлись у них и оппоненты). «Мы сейчас строим под Казанью целый город на 60 тысяч человек «Салават Купере». Чтобы первый дом сдать, нам потребовалось внести 2,3 миллиарда рублей на строительство сетей — очистные сооружения, коллекторы, тепловые (сети), водоводы, электричество. И дальнейшее развитие предусматривает порядка 5 миллиардов рублей. Каким образом мы обеспечим первую гигакалорию — надо построить еще трубы с ТЭЦ — и каким образом мы должны это сделать при тарифе, который вы называете, 500 рублей? Это же невозможно эксплуатировать, явная авария будет! — возмущался Абдуллин. — Мы понимаем, что сначала тяжело будет работать, в убыток, но в дальнейшем мы должны знать, что инвестиционная составляющая кончилась, мы будем нормально обеспечивать тариф, связанный с эксплуатацией». Глава ГЖФ поинтересовался, почему на базе проектных решений нельзя сразу утвердить тариф, а потом, если надо будет, его скорректировать. Он предложил, если нужно, обратиться с соответствующим документом в федеральные органы власти.
Альберт Хабибуллин (справа): «Я попытался зайти в дом, проверить приборы теплоснабжения. Так там до прокуратуры дело дошло! А бабулька платит» |
«Сегодня у меня живая проблема — кто будет эксплуатировать эти сети? По такой цене — это касается и воды, и сброса воды — как можно это делать? Это же полный тупик!» — негодовал Абдуллин.
Такая постановка вопроса явно импонировала первому замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексею Фролову. «Талгат Мидхатович очень правильно вопрос поднял. Сегодня, занимаясь жестким ограничением тарифов, мы реально должны понимать, что все организации коммунального комплекса находятся в тупике. И то, что на федеральном уровне говорят, — привлекайте инвестора, заключайте концессию — заблуждение полное! Ни один инвестор не придет работать в этих условиях», — поддержал он Абдуллина.
По словам замминистра, нужно все смелее и смелее говорить о том, что отрасль требует конкретных изменений. «Субсидии или, как Талгат Мидхатович говорит, процессы регулирования должны быть конкретно изменены. Более того, по «Салават Купере» что сейчас беспокоит? Сейчас примем решение, утвердим тариф в 500 рублей, а потом эти сети введем в эксплуатацию — там будет рост в три раза! И что будет с этим населением?!» — вопрошал чиновник, отвечающий за сферу ЖКХ в республике.
Андрей Егоров (справа): «А еще есть проблема в поселках, о которой никто не думает! Это действительно миллиарды!» |
«БУРЖУЙКИ БУДЕМ ТОПИТЬ, ВОДУ В КОТЕЛКЕ НОСИТЬ. МЫ К ЭТОМУ ПРИДЕМ!»
Масла в огонь полемики подлил Галеев, который попытался призвать коммунальщиков искать внутренние резервы и попенял им, что «уровень экономической работы оставляет желать...»: «Тут надо работать всем, а ссылаться на положение естественной монополии, что «это тупик, помогите», субсидии... Эту песню мы уже слышали, и эта песня кончилась», — припечатал он.
Тут не выдержал гендиректор казанского «Водоканала», депутат Андрей Егоров. «Что мы имеем — это ржавые трубы, решето! Потери мы каждый год снижаем, есть такая возможность. Но все-таки с 2009 до 2014 года, когда в тарифе была инвестнадбавка, мы поднимали планку по капремонту: 2009 год — 60 миллионов рублей, к 2013 году мы дошли до 500 миллионов. С 2014 года по сегодняшний день — 200, а этот год если на 100 миллионов закончим, то хорошо. Причем существующий недоремонт округляется нулями и очень большой суммой. А еще есть проблема в поселках, о которой никто не думает! Это действительно миллиарды!»
Правда, как тут же оговорился Егоров, он вовсе не за то, чтобы резко поднимать цены: «У тарифа должен быть естественный рост». Но взамен государство должно дать коммунальному предприятию деньги напрямую. «Это не только у «Водоканала» проблема есть — и у электрических сетей, и у тепловых. Тут же можно до абсурда дойти! Электричества не будет — печи будем жечь, буржуйки будем топить. Воду будем в котелке носить. Мы к этому придем!» — восклицал Егоров.
Бурганов попытался утихомирить разгорячившихся депутатов, отметив, что, может, и нужно ситуацию немножко обострять, чтобы решение было выработано побыстрее.
Хафиз Миргалимов (в центре): «Пока мы сами по себе работаем, и получается чересполосица» |
«ДО ПРОКУРАТУРЫ ДЕЛО ДОШЛО! А БАБУЛЬКА ПЛАТИТ...»
Тем не менее дискуссия не утихла, а просто развернулась в другую сторону — проблемы оплаты ЖКУ жильцами многоквартирных домов. Свою лепту в нее внес председатель комитета по госстроительству Альберт Хабибуллин. Он выразил сожаление тем фактом, что сегодня нет приборов поквартирного учета тепла — мол, не пора ли внести поправки в Жилищный кодекс, а то кто-то превращает лоджию в дополнительную комнату с обогревом, кто-то делает теплые полы, платят же за эти излишества жильцы всего дома. При этом закон защищает владельцев квартир от любого вторжения на частную территорию. «Я попытался зайти в дом, проверить приборы теплоснабжения. Так там до прокуратуры дело дошло! А бабулька платит», — завершил Хабибуллин свой спич, немедленно поддержанный Абдуллиным, который рассказал о своей знакомой из Германии. «Приходит такая радостная, спрашиваю: что случилось? Поменяла окна, у нее тариф на 30 процентов упал. И количество тепла, и сам тариф упал! Так они решили проблему — окна выпустили, работа появилась, человеку стало хорошо. Всем стало хорошо! Вот такие тарифы должны быть — ну хочет она отапливать балкон, значит, пусть так, пожалуйста, но это стоит дорого», — привел пример Абдуллин.
Не смог промолчать и ярый защитник пенсионеров коммунист Хафиз Миргалимов. «Мы живем в условиях дичайшего рынка. Это же невозможно! Тарифы растут — да, не выше 7 процентов. А ведь это одна сторона медали! Интересы потребляющих граждан в тарифы не заложены, нет соответствующей разъяснительной работы с собственниками. Пока мы сами по себе работаем, и получается чересполосица», — резюмировал депутат.
Обсуждение больных вопросов завершилось единственным возможным решением. В проект постановления комитета по вопросу тарифного регулирования внесли предложение Абдуллина: обратиться к федералам с предложением устанавливать долгосрочные тарифы, учитывающие интересы инвесторов («тарифная политика на будущее должна быть понятной»). «Каждый спорящий имеет здесь свою правоту в большей или меньшей степени. Экономика, конечно, должна складываться, и баланса нам вместе надо будет достигать», — Бурганов постарался закончить мероприятие на мажорной ноте.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.