В своем материале «Заметки автолюбителя» имам татарской диаспоры австралийской Аделаиды Булат хазрат Ишмухаметов описал для читателей «БИЗНЕС Online» устройство города с точки зрения водителя. Во второй части «дорожных заметок» с Зеленого континента речь пойдет о взгляде на эту систему со стороны пассажира общественного транспорта. Оказалось, что Аделаида — это город, в котором автобус ходит по рельсам.
В Аделаиде нет метро. Главный городской вид транспорта — это желтый автобус. Еще есть электрички и трамваи |
«ЗАМЕТКИ ПЕШЕХОДА И ПАССАЖИРА»
В первой части «Заметки автолюбителя» я описал, как устроен город с точки зрения водителя. Сегодня — речь пойдет больше о взгляде на эту систему со стороны пассажира общественного транспорта.
В Аделаиде нет метро. Главный городской вид транспорта — это желтый автобус. Еще есть электрички и трамваи. Транспорт ходит часто, четко по расписанию — это для нас уже не удивительно. Казань в этом вопросе по России идет в авангарде, унифицировав этот транспорт, и отчасти даже опережает Австралию (там время подхода транспорта приходится сверять по бумажной таблице, а не по электронному табло, как у нас). Хотя, конечно, есть сайт муниципального управления транспорта, на котором в онлайн-режиме даются данные по каждому автобусу. Транспорт, повторюсь, муниципальный. Гонок водители автобусов не устраивают — их зарплаты к количеству пассажиров не привязаны. Зато за отклонение от графика водителей наказывают жестко. Автобусы очень удобные, с низкой ступенькой, широкой средней площадкой для колясок, кондиционерами (без них здесь летом никак!) и еще одной приятной особенностью для автолюбителей — выхлопная труба автобусов выведена на крышу. Когда стоишь за автобусом на светофоре или едешь за ним в плотном трафике, у тебя не возникает остервенелого желания обогнать этот монстр! Вроде бы мелочь! А какое важное значение она имеет на дороге! Автобусные полосы здесь есть, но они, как правило, имеют четкое время работы. Где-то с семи утра до семи вечера, а где-то вовсе только в часы пиковых нагрузок. В общем, все очень разумно.
Отъезжающий от остановки автобус здесь все пропускают вперед беспрекословно. Конечно же, транспорт приспособлен для людей в инвалидных креслах. Причем посадка таких людей занимает не более 30 секунд. Автобус за счет гидравлики сам наклоняется нужным боком к тротуару и снизу выезжает небольшая площадка, по которой человек в кресле сам быстро заезжает в автобус.
Аделаида — единственный город Австралии, где пассажиры выстраиваются в очередь на посадку и заходят только через переднюю дверь |
Как я уже писал в предыдущей части, Аделаида — это исключение даже для Австралии! Это единственный город, где пассажиры выстраиваются в очередь на посадку и заходят только через переднюю дверь. Оплата на входе, транспортной картой дешевле, непосредственно у водителя — дороже. Есть разница и во времени. В утренние и вечерние часы пик проезд стоит дороже. Однако один билет действителен в течение двух часов независимо от того, сколько пересадок вы сделаете. Поэтому поездка в любом случае обойдется дешевле, чем на машине. Есть скидки для студентов, школьников и пенсионеров.
А еще Аделаида — единственный город, где автобус ходит по рельсам! Другой транспорт на эти бетонные пути заехать не может. Овраг, который тянется от центра города до предгорья, здесь превратили в специальную скоростную полосу для автобусов, а территорию вокруг — в парк с велодорожками. Он так и называется — Линейный парк. Оставив автомобиль на бесплатной перехватывающей парковке, вы садитесь в этот автобус, мчитесь, наблюдая красивые природные пейзажи, и через 20 минут выныриваете из тоннеля у самого делового центра города!
А еще Аделаида — единственный город, где автобус ходит по рельсам! Другой транспорт на эти бетонные пути заехать не может |
ПАРКОВКА
Здесь все для нас традиционно. В центре найти место для транспорта трудно несмотря на множество многоуровневых парковок. В таких паркингах можно приобрести абонемент, и тогда парковаться вам будет гораздо дешевле. На всех центральных улицах парковка платная. Чем ближе к центру — тем дороже, от $1,5 до $4 в час. Поэтому многие пользуются общественным транспортом. Это быстро, выгодно и удобно. Машины нарушителей никто не эвакуирует, однако бросать транспорт как попало выходит себе дороже. Улицы постоянно инспектируют мужчины при галстуках и в черных шляпах — они фотографируют нарушителя и выписывают штраф в $30, который в пластиковом пакете запаивается на дворник машины. Если не оплатишь штраф в положенное время — придется позже выплатить уже $300. Впрочем, о штрафах позже. В то же время на периферии бизнес-центра (15 - 20 минут ходьбы) есть бесплатные места для парковки. Знаки парковки нужно уметь читать. Это целая наука! Австралийцы — ужасные педанты. У них не принято опаздывать. Они просчитывают все заранее и требуют этого от остальных. В знаках четко указаны дни недели и часы, когда здесь можно парковаться, время, когда здесь проезжает уборочная техника, а также временной интервал парковки, который нельзя превышать. Парковочное счастье приходит с заходом солнца. Все (!) платные места становятся бесплатными с окончанием вечернего часа пик. После 18:00 и до 8:00 утра плата не взымается. Кроме того, много мест, которые являются бесплатными в выходные и праздничные дни.
Знаки парковки нужно уметь читать. Это целая наука! |
Что касается парковки вне центра, как правило, все учреждения (государственные или бизнес-структуры) обязательно имеют бесплатную парковку. Это касается всех школ, детских садов, больниц, магазинов, парков. Платная парковка за пределами центра имеется, но является скорее исключением из правила. Все «перехватывающие» парковки априори бесплатны. Такие паркинги есть на конечных станциях автобусов и электропоездов.
Дорожный инспектор готовится выписать штраф за превышение лимита времени парковки |
АВСТРАЛИЙСКИЕ ПРАВА
Машину здесь разрешено водить начиная с 16 лет. «Ого! — скажете вы! — Да у них наверняка разгул малолетних лихачей на дорогах!» — и очень ошибетесь. Система получения прав в Австралии многоступенчатая, и так называемую «полную лицензию» на вождение австралиец получает после 25 лет! Система подготовки водителя включает четыре уровня L, P1, P2 и Full license. На каждом есть свои ограничения в вождении.
Например, новичкам нельзя ездить со включенной магнитолой, перевозить в салоне пассажиров, выезжать в ночное время и так далее. Ученик должен накатать около 90 часов практики. Конечно, все понимают, что делать это с инструктором выйдет очень дорого. Поэтому разрешено ездить в сопровождении родственника или друга, который имеет водительское удостоверение. Спрашивается, где гарантия, что родственник просто не подписал бумажку с выдуманным маршрутом? Во-первых, австралийцы в своей массе добропорядочны и обманывать государство считают неприличным. А во-вторых — все элементарно проверяется через уличные камеры (коих здесь действительно много)! Вот уж действительно где «Большой брат следит за тобой»!
Машину здесь разрешено водить начиная с 16 летПо истечении первых двух лет ученик переводится в разряд P1. С него снимается ряд ограничений. Но их все еще достаточно! К примеру, выезжать на автобаны или водить мощные машины (спорткары) может лишь австралиец, достигший 25 лет. Кроме того, от новичков на дороге требуется максимально правильная езда. За один-два нарушения они могут на полгода лишиться прав и будут отправлены на пересдачу. То же касается и злостных нарушителей. Впрочем, злостным в нашем понимании здесь стать невозможно. После четырех-пяти проступков водитель исчерпывает лимит баллов и лишается прав на год! Да, да! В Австралии 12-балльная система штрафов. За серьезные нарушения, например, проезд на красный свет светофора, вас лишат сразу трех баллов. В итоге получается, что трех-четырех крупных нарушений в год достаточно, чтобы пополнить ряды пассажиров автобуса. При этом и суммы штрафов не маленькие, но не заоблачные. К тому же нужно учитывать, что минимальная зарплата здесь — это $500 в неделю. За непристегнутый ремень безопасности придется выложить $300, за отсутствие детского кресла — $500, за разговор по мобильнному телефону — $350. Штрафы, как и у нас, приходят либо с камер, либо после остановки патрульной машиной. Но если вы набрали штрафов и выплатить их сразу не можете — всегда можно договориться о равномерных платежах в течение большего срока. Так что правила автралийцы соблюдают не потому, что боятся больших штрафов (состоятельных людей достаточно), а в первую очередь из-за боязни лишиться прав. |
Все элементарно проверяется через уличные камеры (коих здесь действительно много) |
ВЕЖЛИВОСТЬ — ВТОРОЕ СЧАСТЬЕ!
Вернувшись в Казань, мне по началу было очень сложно встроиться в наш ритм. Манера вождения в Казани у многих водителей очень агрессивная. Разговор об этом у меня вышел с иногородним знакомым. По его словам, водить в других городах, к примеру, в Москве и Самаре, гораздо проще. И именно потому, что у водителей больше уважения друг к другу, никто не мешает перестраиваться из ряда в ряд. Даже полтора года назад в Казани ситуация была лучше. Для себя я это объяснял так. После «пробочного» 2012-го, когда ремонтировалось до трети казанских улиц и город простаивал в пробках, эта «беда» как-то сделала людей более участливыми. С открытием всех дорог к Универсиаде все вздохнули с облегчением и были более великодушны друг к другу. Теперь же снова произошел откат к «волчьим» правилам на дороге.
Если продуманную удобную систему транспортной инфраструктуры считать первой составляющей комфортного перемещения, то вторая составляющая — это сами участники австралийского дорожного движения. А точнее, их отношение друг к другу. Здесь принято улыбаться. И пусть кто-то считает это лишь общей «маской», все же замечу, что такой атмосферой доброжелательности заражаешься. Отъезжающий от остановки автобус пропускают вперед. Стоит мигнуть поворотником, и машина в соседнем ряду отстанет, чтобы пропустить тебя. Ни один водитель не выедет на перекресток, если впереди затор, тем самым не перегородит движение по перпендикулярной улице. На парковке никому в голову не придет сигналить водителю, который слишком долго высаживает пассажиров или неумело паркуется. Если вам уступили дорогу — не забудьте поблагодарить, помахав правой рукой. Конечно, хамы на дорогах есть, но это исключения. Возможно, именно поэтому в Аделаиде на посиделки в татарский дом без проблем приезжали почтенного возраста татарские бабушки за рулем своих Toyota.
Булат хазрат Ишмухаметов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.