Предприниматели Закамья пришли вчера побеседовать с министром труда Эльмирой Зариповой и главным инспектором труда Евгением Костюшиным
Предприниматели Закамья пришли вчера побеседовать с министром труда Эльмирой Зариповой и главным инспектором труда Евгением Костюшиным

«НЕ ПЛАТЯТ ЗАРПЛАТУ — НЕ РАБОТАЙТЕ!»

С полсотни предпринимателей Закамья пришло вчера побеседовать с министром труда Эльмирой Зариповой и главным инспектором труда Евгением Костюшиным. И надо отметить, что в последнее время вопросы, поднимаемые бизнесом в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», носят характер ликбеза.

Итак, что у нас с безработицей? «Если мы еще в марте имели под угрозой увольнения порядка 7 тысяч человек, то сегодня таковых 2 - 2,5 тысячи, — заверила Зарипова. — Если говорить о неполной занятости, то в простое, особенно на крупных предприятиях автопрома, находились порядка 25 тысяч человек. Сейчас эти цифры кратно снизились, при этом на каждого безработного приходится по две вакансии... На сайте «Работа в России» число вакансий по Татарстану превышает 32 тысячи, а в центрах занятости у нас порядка 26 тысяч вакансий». Назвать компании, которые находятся в сложном положении и могут подать заявки на сокращение, министр отказалась, сославшись на коммерческую тайну. Правда, призналась, что автопром и промпроизводство стабилизировались, а вот банковский сектор и гостиничный «чуть-чуть сжимается», вместе с тем увеличивается коллекторский сегмент. Кроме того, министр беспокоится за риелторов: «Если летом число состоящих на учете риелторов было 15 человек, то сегодня их 25».

Отвечая на вопрос журналистов о поддержке КАМАЗа и выделении средств на временные работы в будущем году, Зарипова сообщила, что если ситуация потребует принятия подобных мер, они будут приняты. В целом же и модератор мероприятия — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, и министр уверили журналистов, что никакого конфликта интересов между бизнесом и властью в подконтрольной сфере не наблюдается. Зарипова даже привела в пример размер МРОТ по Татарстану, который составляет 7309 рублей, что на 20% больше, чем в России. Утверждали эту цифру по согласованию сторон, в том числе с участием бизнес-структур.

Евгений Костюшин
Евгений Костюшин

Костюшин же дал рекомендации работникам, которые трудятся на предприятиях с хронической задержкой зарплаты: «Я всегда призываю работников более активно использовать право, предусмотренное Трудовым кодексом, а именно там установлено, что если вам не платят заработную плату, то вы вправе приостановить свою работу и не работать за бесплатно. Пишется извещение работодателю: в течение 14 дней мне не выплачена заработная плата, я вынужден приостановить свою работу. Ведь есть текущие затраты — на дорогу, на обеды. Когда у работодателя возникает такое беспокойство, он ищет любые пути, чтобы долг по зарплате погасить».

«ВОТ ПРИМЕР С ЖЕЛЕЗНОВЫМ — ЭТО ТОЖЕ ТРАВМАТИЗМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ...»

Основной темой двухчасового разговора стала смертность на производстве. Директор ООО «Системы охраны труда» Ильфат Сахабутдинов отметил, что статистика в этом году чуть получше, но связано это скорее с падением производства, нежели с реальными подвижками в области охраны труда. «Как минтруд собирается повысить уровень образования в области охраны труда? — поинтересовался он. — И вопрос к госинспектору по труду. Вся работа госинспекции сводится только к наложению штрафов либо при плановой проверке, либо при несчастном случае, не дай бог. А предупредительной работы я не вижу. С этим что вы можете сделать?» Костюшин, правда, прямой зависимости между падением производства и смертью на работе не увидел. В прошлом году индекс промышленного производства в Татарстане практически не изменился, а снижение смертельного травматизма произошло со 106 до 67 случаев, привел статистику инспектор. Правда, наблюдается снижение впервые за несколько лет.

Ильфат Сахабутдинов (в центре)
Ильфат Сахабутдинов (в центре)

Министр тоже не согласилась со словами о росте травматизма: «В 6 раз снизилось число несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом. На еженедельных планерках сам президент рассматривает все несчастные случаи, которые произошли за неделю на стройке. И все это публично. Кроме того, по линии минстроя есть отдельные курсы по обучению охране труда в сфере строительства». Кроме того, она пояснила, что за последние 6 лет в рамках целевого подхода было реализовано 6 программ в сфере обучения охране труда. При этом за последний год вложено порядка 4,5 млн. рублей. Деньги тратятся в основном на обучение работников и работодателей, прежде всего бюджетной сферы. Что же касается предпринимателей, то им предложено осваивать правила охраны труда дистанционно.

— С этой формой обучения можно ознакомиться на нашем сайте. Это новый тренд, и он достаточно популярен, вам не нужно отрываться от работы, — прорекламировала новшество Зарипова.

— 40 часов обучают руководителей и главных инженеров, 10 часов практики и предынструктаж, — скептически оценил курс один из предпринимателей. — За 40 часов невозможно донести до человека качественную информацию. Этот приказ надо менять.

— Ну можно и английский учить всю жизнь, а кому-то достаточно четырех часов. Это вопрос риторический. Остальное должно быть в рамках самообучения. Если вы работодатель, вы берете на себя ответственность. Удлинять нецелесообразно, — отрезала Зарипова.

Эльмира Зарипова
Эльмира Зарипова

Заступился за министра и Костюшин, рассказав о динамике роста показателей смертности на производстве. Как выяснилось, Татарстан до 2013 года занимал 3-е место по этому показателю, в 2014 году республика ушла на 6-е место. Если же смотреть из расчета на тысячу работающих, то ситуация вообще прекрасная. Правда, этот год республика закончит с более пессимистичными показателями. Причина — в изменении законодательства, благодаря которому размер страховых выплат при несчастных случаях значительно увеличен. Работники стали реже скрывать травмирующие инциденты на рабочем месте. На этот счет Костюшин вообще выразился философски: «Травматизм на производстве будет всегда. Вот пример с Железновым — это ведь тоже травматизм на производстве, произошел несчастный случай на территории поликлиники. Или вот ДТП: поехал человек по рабочим вопросам, разбился на машине, в него въехали или он в кого. Но у нас задача — снизить влияние различных производственных факторов, отбросив случаи, когда от работодателей ничего не зависит».

Что касается строительной отрасли, которая чаще всего мелькает в печальных сводках, Костюшин сказал, что там вообще проблему надо рассматривать в том ключе, кого допускают на стройплощадки: «Раньше на стройке работали вчерашние выпускники профессиональных училищ, где 25 - 30 процентов времени было связано с изучением предметов, посвященных охране труда. А сейчас мы знаем, сколько гастарбайтеров на стройке, сколько тех, кто вообще никакого образования не имеет. Допуск СРО на строительные работы 50 тысяч рублей стоит! Привлекаешь по гражданско-правовому договору миллион шабашников, и как они там работают — это вообще не ко мне вопрос. Вся идея лицензирования в фикцию превращается».

Павел Евдокимов
Павел Евдокимов

«МЫ ВОЗБУЖДАЕМ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА НА ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ НЕЛЕГАЛЬНО И ПОСОБИЕ ПОЛУЧАЕТ...»

Тема шабашников на стройках задела за живое участников разговора. Директор ООО «Инжиниринг Плюс» Павел Евдокимов рассказал о том, как недавно встречался с выпускниками училища, где из 35 человек по специальности собрались идти трое. «И кого тогда брать? — задал вопрос Евдокимов. — В Челнах мы говорим о ТОРе. Кто будет на этих производствах работать?» Поддержала Евдокимова и предприниматель Наталия Дорофеева, которая обозначила парадоксальную ситуацию: в городе автомобилестроителей нет специалистов, которые разбираются в запасных частях, и нет ни одного учебного заведения, которое готовило бы таких специалистов. На это Зарипова пояснила, что с 2014 года минтруд возвращается к практике стажировок, когда выпускники вузов и ссузов получают направление на работу от центра занятости, а работодателю компенсируется МРОТ плюс отчисления в фонды. Направление реализуется в двух проектах — «Молодежная практика» и «Мое первое рабочее место». В следующем году под проекты предусмотрено финансирование. А касательно запчастей министр предложила в качестве эксперимента набрать группу в колледже, но с гарантией трудоустройства.

У Евдокимова возник и второй кадровый вопрос: «Известно, что прежде чем дать объявление в газету, надо дать его в центр занятости, иначе накажут. Что делать с профессиональными безработными? Они откровенно говорят: поставьте печать. Никто работать не собирается, все хотят только пособие получать! Они отнимают у меня время, воруют деньги у государства. Я уже последний раз сказал, что принципиально печать не поставлю, иди, мол, переодевайся и вон — за стеной стучат молотки, там тебя ждут. Никто ведь не остался!»

Министр также сообщила, что только с этого года минтруд начал формировать прогноз потребностей кадров с учетом представителей МСБ
Министр также сообщила, что только с этого года минтруд начал формировать прогноз потребностей кадров с учетом представителей МСБ

— Он еще и по пальцу себе заедет специально, — пошутил Нагуманов.

— Профессиональный безработный — это наша боль, — с пониманием кивнула Зарипова. — И нужно работодателю занимать принципиальную позицию. Печати не ставить. А вообще, мы таких людей отслеживаем. Возбуждаем уголовные дела на тех, кто работает нелегально и пособие получает. По Челнам 6,2 тысячи дел проверили в этом году и по 120 возбудили дела. Гражданин, получивший незаконно пособие по безработице, должен его вернуть.

Министр также сообщила, что только с этого года минтруд начал формировать прогноз потребностей кадров с учетом представителей МСБ. Причем в этом году прогноз выстроили аж на 7 лет вперед. Это, по ее мнению, позволит впоследствии сформировать заказ на подготовку кадров.