БЫЛА ЛИ СВЯЗАНА ОТСТАВКА ЛЕСИНА С ПРОТИВОСТОЯНИЕМ НА РЕКЛАМНОМ РЫНКЕ?

Медиахолдинг "Газпром-медиа" вступил в открытую борьбу с крупнейшим продавцом телерекламы – "Видео интернешнл", подав жалобу в ФАС и обвинив рекламщиков в согласованных с телеканалами действиях и ограничении конкуренции. Представители Видео интернешнл, Первого канала и ВГТРК от официальных комментариев отказываются.

БОНУСЫ РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ

Сергей Пискарев - гендиректор сейлз-хауса "Газпром-медиа", уверен, что Видео интернешнл и обслуживаемые ею телеканалы ведут согласованную ценовую политику. Этим они нарушают статью 11 закона "О защите конкуренции". К направленному в федеральную антимонопольную службу письму Газпром-медиа пока не приложены доказательства и обоснования, поэтому ФАС намерена их запросить.

Видео интернешнл, как фактически единственный конкурент Газпром-медиа в области продажи телевизионной рекламы, уже продает рекламные возможности 12 эфирных телеканалов, в том числе Первого канала, ВГТРК, СTC Media, Проф-медиа… В 2010 году к этому списку добавятся телеканалы "Национальной медиа группы" (НМГ; РЕН ТВ и "Петербург - Пятый канал"), которые пока обслуживает Газпром-медиа.

Очевидно, как раз потеря контракта с НМГ и заставила Газпром-медиа обратиться в ФАС, полагают эксперты. Так, Артем Донец - исполнительный директор агентства Sorec Media, говорит: "У Пискарева отобрали РЕН ТВ – канал, востребованный рекламодателями. Его можно понять".

Свою долю на рынке телерекламы Газпром-медиа стала терять еще в начале кризиса. Тогда компании начали уменьшать свои маркетинговые бюджеты, часть крупных рекламодателей, такие, как Procter & Gamble, Вымпелком, Техносила, оставили свою телерекламу только на каналах Видео интернешнл, которая предусмотрительно заключает многолетние контракты, и разорвать их сложнее, чем однолетние договоры с Газпром-медиа. Кроме того, Видео интернешнл в нынешнем году давала очень хорошие бонусы рекламодателям, отдававшим на ее каналы весь свой рекламный бюджет.

ОБВИНЕНИЯ НАДУМАНЫ

Андрей Кашеваров - заместитель руководителя ФАС, сообщил, что антимонопольная служба ведет расследование о возможном доминирующем положении Видео интернешнл на рынке телерекламы уже две недели. Поводом для этого расследования стало сообщение о контракте компании с НМГ. Однако определить долю Видео интернешнл на рынке телерекламы тнелегко, для этого требуются сложные расчеты, поэтому на расследование нужно не меньше трех месяцев. Компания может быть признана монополистом, если ее доля на рынке превышает 35%.

Представители телеканалов отрицают обвинения Газпром-медиа в согласованных действиях с Видео интернешнл. Например, Екатерина Осадчая - PR-директор СTC Media говорит: "Мы не согласовываем свои действия с другими каналами, обвинения Газпром-медиа надуманы".

Эксперты считают, что вообще война Газпром-медиа с крупнейшим рекламным холдингом ни к чему хорошему не приведет, ибо если государство решит всерьез регулировать рекламный рынок, то крупнейшие рекламодатели – представительства западных компаний – начнут резать средства на телерекламу.

Руководители трех крупных рекламных агентств тоже уверены, что не следует бороться с Видео интернешнл, так как сегодня этот селлер фактически выполняет роль регулятора и стабилизирует обстановку. Правда, один из аналитиков заявил: "Все знают, что Видео интернешнл – монополист, практически все телеканалы торгуются через него, что явно противоречит законодательству".

Можно предсказать, что борьба Газпром-медиа и Видео интернешнл будет вестись на самом высоком уровне. В этом свете представляет интерес тот факт, что еще две недели назад основатель Видео интернешнл Михаил Лесин был уволен с должности советника президента России с весьма жесткой формулировкой. В администрации Медведева отказались комментировать, была ли связана эта отставка с противостоянием на рынке телерекламы.

По материалу газеты "Ведомости"

Справка

Реклама на телеканалах продается по GRP (пункт рейтинга, отражает число телезрителей, просмотревших рекламный ролик). По данным Media Logics, в октябре 2009 года Газпром-медиа продала 23,6% от всех GRP в федеральном эфире (в том же месяце прошлого года 26,5%), Видео интернешнл –  67% (было 62,7%). Показатели в денежном выражении неизвестны: из всех телеканалов, обслуживаемых Видео интернешнл, рекламную выручку раскрывает только CTC Media. Сам рекламный холдинг раскрывает только свой оборот ($4 млрд в 2008 г.), однако в эту цифру включены доходы от всех рекламоносителей, а также продажи группы в СНГ.

Всего телеканалы в 2008 году, по оценке АКАР, заработали на рекламе 137,6 млрд рублей. Выручка Газпром-медиа 38,8 млрд. рублей, другие селлеры занимают примерно 10% рынка. В итоге на долю Видео интернешнл остается больше половины рынка.