Для многих американцев финансовый кризис и вызванная им рецессия стали тяжелым ударом, лишившим их работы, дома, сбережений. По понятным причинам многие люди требуют перемен. Однако перемены должны быть направлены на создание системы, которая будет работать не просто по-другому, а лучше. Перед нашим народом стоит задача формирования системы финансового контроля, которая учтет уроки последних двух лет и обеспечит надежную защиту от будущих кризисов и вызываемого ими экономического ущерба.

 

 

ФРС СПАСЛА МИР

 

Конгресс США до сих пор не может решить, как наилучшим образом преобразовать систему финансового регулирования. Однако меня беспокоит, что ряд рассматриваемых законодательных инициатив может значительно сократить возможности Федерального резерва по выполнению своих задач. Среди наиболее значимых – рассматриваемые Сенатом предложения о лишении ФРС всех его полномочий по контролю над банковским сектором. А недавно один из комитетов Палаты представителей проголосовал за отмену принятой в 1978 году нормы закона, защищающую монетарную политику от сиюминутного влияния политиков.

 

Эти шаги абсолютно не совпадают с общепризнанным мнением о надлежащей роли центральных банков, и они могут серьезно ухудшить перспективы достижения экономической и финансовой стабильности в США. ФРС сыграла основную роль в обуздании кризиса, и нам стоит думать о сохранении, а не подрыве, возможностей этой организации в деле обеспечения финансовой стабильности и стимулирования неинфляционного восстановления экономики.

 

Предлагаемые шаги, по крайней мере частично, являются реакцией на недовольство общества, вызванное финансовым кризисом и ответными мерами правительства, особенно по спасению отдельных финансовых компаний. Предпринятые прошлой осенью шаги правительства по предотвращению финансового коллапса – какими бы, несомненно, неприятными и несправедливыми ни были некоторые из них – были, к сожалению, необходимы для защиты от глобальной экономической катастрофы, которая могла бы превзойти Великую Депрессию с точки зрения продолжительности и ущерба, а также стать причиной серьезных экономических и социальных последствий. (Я кое-что об этом знаю, поскольку до государственной службы занимался изучением этих вопросов). Я и мои коллеги по ФРС были твердо намерены не допустить этого.

 

 

 

БАНКИ В УЗДЕ

 

Более того, если говорить о будущем, мы всецело поддерживаем меры (в том числе разработку специального режима банкротства для финансовых компаний, чьи беспорядочные ошибки могут угрожать целостности финансовой системы), благодаря которым больше не потребуется оперативное вмешательство, к которому мы были вынуждены прибегать прошлой осенью.

 

Утверждение такого режима принятия решений наряду с более строгим контролем деятельности крупных финансовых компаний со сложной структурой всем ясно даст понять, что ни одна из организаций не является "слишком большой, чтобы рухнуть". При этом нововведения обеспечат перенос расходов за ошибки не на плечи налогоплательщиков, а на владельцев, руководство, кредиторов этих компаний, а также сектор финансовых услуг.

 

Как и другие надзорные органы по всему миру, в предкризисный период ФРС не сделала всего, что могла для ограничения рискованных операций финансового сектора. Мы всесторонне оценили наши действия и предприняли активные меры для устранения проблем.

 

В сотрудничестве с другими учреждениями мы ужесточили наши правила, в том числе в части банковского надзора. Мы намерены повысить требования к банкам в отношении размера капитала и ликвидности, а также структурировать компенсационные выплаты сотрудникам таким образом, чтобы ограничить ведение излишне рискованных операций. Теперь мы более детально учитываем риски, угрожающие финансовой системе в целом.

 

Также мы начали укреплять наши отделы по банковскому контролю командами экономистов, специалистов по финансовому рынку и других экспертов. С помощью этого сочетания опыта и исключительных возможностей ФРС, проведенные весной стресс-тесты банковской системы заслужили больше доверия и стали более понятными. Проверки, проведенные ФРС, стали поворотным пунктом в отношении доверия населения к банковской системе.

 

 

 

НЕЗАВИСИМЫЙ ЦЕНТРОБАНК

 

Есть сильный аргумент в пользу сохранения контрольных функций ФРС в банковском секторе. Успех наших стресс-тестов показал, что с учетом нашей роли в осуществлении монетарной политики, ФРС обладает несравнимыми экономическими и финансовыми знаниями, необходимыми для контроля над банками.

 

Эти знания являются необходимым условием для контроля над финансовыми компаниями с чрезвычайно сложными организационными структурами, а также для анализа взаимодействия между основными участниками и рынками. Наш контрольный блок также получает информацию с мест благодаря уникальной региональной структуре ФРС, а также опыту за контролем деятельности местных банков. В то же время наши возможности по проведению эффективной денежной политики и обеспечению финансовой стабильности полностью зависят от информации, знаний и возможностей, которые у нас есть как у банковского надзорного органа. Это подтверждают такие события, как обвал фондового рынка в 1987 году и финансовые потрясения 11 сентября 2001 года, а также кризис последних двух лет.

 

Разумеется, конечной целью всех наших усилий является восстановление и поддержание экономического благополучия. Для поддержания экономического роста ФРС агрессивно снижала процентные ставки и продолжает реализацию стимуляционных мер с помощью кредитования и программ по покупке активов.

 

Наши возможности предпринимать такие действия, не создавая условий для резких скачков инфляции, во многом зависят от собственной кредитоспособности и независимости от краткосрочного политического давления. Многие исследования свидетельствуют, что страны, где центральные банки осуществляют денежную политику, независимую от такого политического влияния, демонстрируют более высокие экономические показатели, в том числе снижение инфляции и процентных ставок.

 

"Независимый" не значит "неконтролируемый". ФРС проводит очень прозрачную денежную политику, публикует подробные протоколы заседаний по определению политики, регулярно отчитывается перед Конгрессом, публикует и другую информацию. Наши финансовые отчеты находятся в открытом доступе и проверяются независимой бухгалтерской фирмой. Мы публикуем еженедельный баланс и ежемесячные отчеты с подробной информацией обо всех возможностях временного привлечения кредитов, которые мы начали предоставлять в период кризиса. Конгресс с помощью своего Главного контрольного управления уполномочен и осуществляет проверку всех наших операций, за исключением списка мер и действий денежной политики, утвержденного в 1978 году.

 

Принципиальная отмена этих исключений лишь увеличит возможное влияние Конгресса на принятие решений по денежной политике, что подорвет уверенность населения и рынка в том, что ФРС стоит на защите долгосрочных экономических интересов страны.

Во время борьбы с финансово-экономическим кризисом нами пройден большой путь, но его конец еще далеко. В настоящее время Америке как никогда необходимо иметь сильный, неполитизированный и независимый центральный банк, имеющий возможности для укрепления финансовой стабильности и разворота нашей экономики в сторону восстановления без наращивания инфляции.

(Слон, Бен Бернанке, 02.12.09)