— Почему вы для вашего центра выбрали форму муниципального образования?

— Потому что люди будут там и работать, и жить — по принципу академгородка. Нельзя их отрывать. Набор различных производств и жилье — отсюда и форма муниципального образования. Нам отечественный и мировой опыт показывает, что такая форма организации инновационного бизнеса наиболее эффективна.

— И где это планируете разместить?

— У нас мегаполис образуется сейчас естественным путем: Казань — Зеленодольск, потому что Казань динамично развивается в сторону Зеленодольска, а он — в сторону Казани, там активно ведется жилищное строительство, в том числе и коттеджное, и прекрасные места, и хорошее транспортное сообщение. Хотя это может и измениться — это же еще бизнес-идея, которую я предложил на одном из заседаний координационного совета в начале года, где она была поддержана президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым и направлена в Роснанотех. Корпорация его поддержала. И в ответном письме главы Роснано Анатолия Борисовича Чубайса сказано: да, это интересно и он поддерживает эту идею. Мы сейчас разрабатываем концепцию. Это будет касаться не только Республики Татарстан, но и соседних субъектов Поволжья — мы это рассматриваем как центр для Приволжского федерального округа.

— Во сколько обойдется создание такого городка?

— Есть ориентировочная стоимость такого рода проектов — около 60 миллиардов рублей.

— А бюджет муниципального образования как будет формироваться?

— Это комплексный проект. Безусловно, за Республикой Татарстан — социальные аспекты. И, конечно, предприятия, научные и учебные заведения, которые хотят войти на эту площадку.

— Вы обсуждали с Роснано, будут ли они участвовать в наполнении бюджета?

— Ну, они проект поддержали и подразумевают участие… Но мы должны довести это до уровня концепции — тогда уже увидим, что это в деньгах и какие источники финансирования будут привлечены.

— Льготы, госгарантии — здесь у вас какая программа для международного центра?

— В республике приняты нормативно-законодательные документы, которые предусматривают преференции инновационному бизнесу.

Прежде всего, это предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности. В срок до 13 лет с начала инвестиционной деятельности — снижение налога на прибыль с 20 процентов до 16 процентов, снижение налога на имущество с двух процентов до 0,1 процента, снижение земельного налога с 1,5 процентов до нуля. Субсидирование процентных ставок за пользование банковскими кредитами и другое — все не буду перечислять.

— То есть дополнительных преференций для участников нанопрограммы не будет?

— В процессе реализации проектов мы будем определять, какие меры поддержки нужны. Если это в особой экономической зоне "Алабуга" или технополисе "Химград", там уже все это законодательно и нормативно прописано и проблемы нет. Если же проект будет идти на территории какого-то предприятия, которое не входит в эти зоны, мы будем искать конкретные способы поддержки, чтобы это было адекватно преференциям в особых экономических зонах и конгломерациях, где они существуют. Есть преференции для реализации инвестиционных проектов на федеральном и региональном уровнях.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕНЕГ

— Республика в этой программе регулятор, а значит, и контролер. Как вы собираетесь надзирать за эффективностью использования денег, а то ведь интеллектуальная деятельность трудно поддается контролю?

— Во-первых, сначала надо деньги привлечь, а во-вторых, в каждом финансовом институте развития система контроля есть. Например, у Роснано свой регламент прохождения и продвижения проектов (предварительная экспертиза, поэтапное прохождение в структурах корпорации — это все известно, у них на сайте можно прочитать). То же мы видим и в ВЭБе. Когда кто-то приходит за деньгами, регламент должен отсечь неэффективные проекты, которые не подтверждаются экономическими выкладками. Иногда прохождение проекта достаточно долгое — полгода, даже девять месяцев. Хотя, с другой стороны, это гарантия, что он очень внимательно будет рассмотрен.

В нашем республиканском инвестиционно-венчурном фонде тоже есть своя система контроля. В республике по проектам наноиндустрии есть предварительная экспертиза — у нас это делает рабочая группа под эгидой академии наук Татарстана. После предварительной экспертизы проекты поступают в центр упаковки проектов.

— Уже есть такие?

— Безусловно. Несколько технопарков и дирекция целевых республиканских программ оформляют проекты по наноиндустрии на тех условиях, которые выставляет тот или иной финансовый институт развития. Например, если софинансирование предполагается из Роснано, то помогаем оформить заявку по их правилам и требованиям. Это повышает качество и снижает сроки прохождения.

— Пока Роснано утвердила вам всего одну заявку из 35, чем вы это объясняете?

— Прошел проект, который имел стопроцентную готовность для внедрения. Это чисто промышленная технология, легко просчитывается рынок, окупаемость и т. д. На днях наблюдательный совет (Роснано) одобрил еще один наш проект. По ряду других проектов, которые представлены — они у нас уже в стадии реализации, — корпорация будет принимать решения. Еще часть проектов на доработке — у инициаторов, когда появилась возможность сотрудничать с Роснано, было желание быстрее подать заявку, но потом работа по уточнению параметров потребовала времени.

И не надо забывать, что мы не единственные, а Роснано старается диверсифицировать поддержку по разным регионам России.

Сейчас у нас, я надеюсь, процесс пойдет быстрее, потому что в программе мы выявили конкретные проекты, которые будем поддерживать. Задача теперь — составить график разработки и продвижения. На следующем этапе это позволит более качественно оформить заявки.

Но я хочу подчеркнуть, что у нас реализуются проекты и без участия Роснано. Примеры я уже приводил. То есть мы не обязательно ждем, когда нам дадут деньги: проекты выполняются и за счет собственных средств предприятий, а в ряде случаев были и другие источники софинансирования. Есть шесть-семь проектов, которые в этом году рекомендованы и идут без участия Роснанотеха, просто под патронатом координационного совета.

— Компания с бизнес-идеей, но без денег сможет прийти в международный центр и сразу финансироваться за счет посевного фонда?

— Безусловно. Это одна из целей.

— То есть резидент не всегда обязан быть инвестором?

— Будут различные направления деятельности. Для стартапа будет своя площадка, для апробирования технологий — другая, и условия работы там будут различны, в том числе и с точки зрения необходимости собственных инвестиций.

— Посевные фонды уже есть?

— Нет, они как раз создаются с участием Роснано и Ак Барс капитала.

— Так и осталось непонятно, какую сумму вложит в вашу программу Роснано?

— Это выяснится на этапе продвижения проектов. Корпорация может участвовать в каждом проекте до 50 процентов минус одна акция в капитале. Но сегодня есть проекты, в которых участие меньше. Эта сумма будет складываться по факту. А так чтобы сказать "выделена такая-то сумма" — такой цифры нет и не будет.

По материалу газеты "Ведомости"

Справка

В Татарстане действует республиканский совет по развитию наноиндустрии. В него входят представители госкорпорации "Роснанотехнологии" и республики (50 на 50). 27 марта совет принял решение о разработке программы развития нанотехнологий в РТ до 2015 года. Она была разработана за восемь месяцев – и 27 ноября 2009 года совет ее утвердил.