Ну вот, Новый год наступил. Пора подводить итоги прошедшего.
Начнём с телевидения. Новый год — время самопиара ТВ. Надо как-то добиться, чтобы зритель смотрел тебя и дальше, после Нового года. Поэтому новогодняя программа — всегда самая яркая за весь год, в неё приглашают самых популярных артистов, показывают лучшее кино и прочие шедевры.
На этот раз отличился только Первый канал. Ударным номером новогодней программы Первого и вообще всего нашего ТВ был, несомненно, мультик с президентом и премьером, поющими куплеты. Во-первых, он всем понравился, а во-вторых, настолько выбился из традиционного в последние годы бронзовения телепрограмм, что на него обратили внимание и политические западные издания, наперебой рассуждающие, что бы это значило. Получился хороший PR страны и её руководства.
А вот всё остальное было традиционным и забронзовевшим. НТВ, два года назад порадовавшее страну "Пожаром в джунглях" с девушками топлесс, второй раз подряд не отличилось ничем. К сожалению, то же самое можно сказать и обо всех прочих каналах, в том числе и о нашем ТНВ. Впечатление такое, что фантазия или умерла, или спряталась где-то до лучших времён. Может быть, дело в кризисе? Не в том смысле, что настроение кризисное и не до веселья, а в том, что человек с фантазией дорого стоит. А с хорошей фантазией — очень дорого. Если таких не приглашать, то сразу это в глаза не бросается; всё на первый взгляд выглядит так же, как и раньше; те же артисты, и декорации примерно такие же, и режиссура вроде такая же… Только вот как будто душу вынули, и перед нами труп того, что было, когда представление было оживлено фантазией авторов.
Это, кстати, не только к телевидению относится, а вообще к любой деятельности, вплоть до чиновничьей. Не говоря уж о рекламной. Попробуйте-ка вспомнить нашу, татарстанскую, рекламу, которая запомнилась бы так же, как запомнился когда-то ролик, сколько я помню, ныне почившего "Сантела" с двумя колоритными персонажами, один из которых произносит классическое "Не понял!.." Там очень точно была ухвачена характерная интонация и, самое главное, была в короткой, но понятной форме сообщена нужная информация о тарифах. Возможно, я что-то путаю, но это неважно, — ролик и по сию пору помнится, а часто ли такое бывает?
В этом году ничего подобного не случилось. Вот как раз реклама с зашкаливающим "креативом", которую по причине глупости и отрицательной эффективности пришлось быстренько снять с эфира и с прочих рекламных носителей, в татарстанском маркетинговом мире встретилась. А такое, чтобы запомнилось, как, например, знаменитая фраза из рекламы от Procter&Gamble "Вы всё ещё кипятите? Тогда мы идём к вам!", — не попадалось.
А ведь, по идее, должно было бы быть наоборот. Раз кризис, денег нет — так надо фантазию включать. Лучше заплатить как следует человеку с фантазией и выиграть на этом, чем пустить по ветру вдесятеро больше, сотворив с помощью дешёвого автора что-нибудь бессмысленное, а то и вовсе вредное.
Однако это у нас нормальная практика; если до первого принципа рынка "покупай дёшево, продавай дорого" мы уже дошли, то до второго — "мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешёвые вещи", — ещё нет. Всё норовим на барахолке что-нибудь ухватить. А ведь первый без второго не работает! Тупая экономия всегда оборачивается дурными потерями.
Что же до призов, которые кто-то где-то получает, то цена им в наших краях — стоимость дружбы рекламщика и председателя жюри. Вот, например, Sostav.ru и Slon.ru, опросив 110 экспертов, выстроили рейтинг лучших рекламных роликов, рекламных кампаний и прочего. "Лучшей маркетинговой концепцией" признана концепция iPhone. Ну вот откуда эксперты это взяли, каким местом думали? Хорошо известно, что в США iPhone и вообще продукция Apple пользуется большим успехом, но столь же хорошо известно, что в России iPhone и продукция Apple идёт с таким же большим трудом. Но ведь рейтинг-то российский, а не американский! "Мегафон", "Вымпелком" ("Билайн") и МТС находятся на грани выплаты огромных — до миллиарда рублей на каждого — штрафов в пользу Apple за провал продаж iPhone, на которые они подрядились. Переговоры об изменении контрактов идут, но сдвигов пока нет. Да и зачем они Apple, которая не мытьём, так катаньем своё получит?..
Вот это и называется у наших экспертов "лучшей маркетинговой концепцией". Если считать маркетингом получение прибыли любым путём — хотя бы и за счёт неустоек, — то, наверное, да. Но маркетинг, сдаётся мне, это всё-таки искусство продаж, а не сдирания штрафов за непроданную продукцию, которая не пользуется успехом. Налицо огромный маркетинговый провал. А наши эксперты считают этот провал великим достижением. Ну и как можно оценить уровень сих экспертов?..
Однако мы отвлеклись. Новый год ведь наступил! Тигр двигается бесшумно и всегда заходит со спины, и если уж прыгнет, так спасения нет. Хотелось бы, чтобы прыгал в нужную сторону — не на нас, а на спину тигру кризиса. А мы, следуя китайской мудрости, будем, сидя на холме, наблюдать за борьбой тигров в долине.
С Новым годом!
11.01.10
Владимир Марченко Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.