Выдвижение списка кандидатов на пост президента Татарстана уже привело в движение пружины власти - в Казани и Москве. По мнению искушенных наблюдателей, продолжительность возникшей паузы (до утверждения одного из кандидатов) - это, скорее, показатель реального процесса выбора, в результате которого вполне возможны неожиданности и "сенсации".

"МОДЕРНИЗАЦИЯ" ... СМЫСЛОВ

А дальше - есть более важные вещи, чем "политическая кухня". Есть ценности и смыслы, ради которых приходится и стоит брать в расчет политические "расклады". Чтобы попытаться уловить, насколько в жизни, а не на "кухне" проступает линия на созидательное согласие, а не разрушительное разделение социума.

Например, сумеет ли М.Ш.Шаймиев, с его уникальным политическим капиталом, войти в группу лидеров нового исторического этапа – этапа "перезагрузки" и строительства новой России? Действующий президент всегда опирался на мастерство не первого, а именно второго хода, умея превращать энергию внешнего давления в свою пользу. Нынешние элиты - пока еще в плену рассудочных моделей "трансформации-модернизации", но кому-то из лидеров придется сделать первый шаг по возрождению базовых ценностей...

Или, если не войти самому, то поддержать, помочь становлению этих новых лидеров - не "преемников по должности", но наследников по сути 20-летнего исторического и житейского опыта, который принадлежит всем нам, жителям Татарстана, и проявляется в политической жизни в виде авторитета действующего президента. По крайней мере, свой осознанный выбор М.Ш.Шаймиев сделал, согласившись возглавить этот процесс, не побоявшись рискнуть и поставить на карту свое политическое "все".

Вы спросите, почему "все"?

Для этого надо забыть убаюкивающие речи о выходе из кризиса и осознать все остроту момента. То, что проявляется на поверхности в виде глобального экономического кризиса, на мой взгляд, это только начало глубинных изменений всей системы жизнеустройства современного общества. Недаром прошедший год высветил прежде всего проблему целостности, единства России и угрозу ее распада. После десятилетия "экономического бума" кризис неожиданно сдернул пелену благодушия и обнажил действие все той же инертной силы распада социума, которая два десятилетия назад привела к развалу СССР.

И тут очень важно умение задействовать тот специфический ресурс, который связан с извечной ролью Казани как "внутреннего" ALTER EGO Москвы. Извлечь из опыта отечественной истории и наших дней законы незримого взаимодействия этих двух точек силы. Каждая из них, сталкиваясь с задачей "сборки" и реконструкции вертикали российской цивилизации (в ее "великорусском", "великотюркском" или нынешнем "модернизационном" варианте) подбирает для себя, для перехода в новую фазу развития удобную точку опоры и взаимодействия, своего рода "спарринг-партнера", вторую половину своей собственной сути... Ну, а на плоскости политических шахмат все это выглядит просто и грубо: Татарстан - это точка "собирания" России или, наоборот, ее раскола. В начале 90-х дезинтеграция по "чеченскому" или другому варианту для Татарстана была вполне реальной, хотя многое забылось... И недаром "модель Татарстана" на фоне российских реформ в 90-е годы была "помечена" Гарвардом, а недавние визиты лидера КНР и госсекретаря США только напомнили и освежили эту метку.

(В качестве отступления из одного из интервью Шаймиева от 30 марта 2005 года "...Россия - это не унитарное государство. Вот если у нас хватит, как говорится, ума у всех, и власть держущих, и в общественном сознании, если мы сумеем закрепиться в этом. Россия должна быть федеративным государством, потому что действительно его история собирания, она не простая. И для многих народов как бы территория России состоит из территории как бы отдельных народов, отдельных национальностей. От этого факта никуда не уйти. Хоти мы этого или нет, это сложившийся исторический факт...").

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ...

Учитывая неустойчивость ситуации, в которой начинается 2010 год, вряд ли стоит сбрасывать со счетов угрозу развития дезинтеграционных процессов, которые обычно инициируются извне, но их реальной основой является социальный негатив, возникающий в результате экономических просчетов, нарушения социальной справедливости, подрыва вековых национальных, культурных, религиозных ценностей.

Примером служит, малозаметный на фоне впечатляющей экономической динамики, но усиливающийся из года в год подрыв жизненного уклада и базовых ценностей населения республики, особенно коренного сельского населения, традиционного истока народного самосознания. Причина в том, что по ходу экономических реформ, при всем внимании и поддержке агропромышленного комплекса, был упущен контроль за землей.

Земельные отношения в социуме - это самый тонкий и чувствительный нервный узел экономики, по которому, в конечном счете, происходит настройка всего экономического и социального организма. Расчетливая "бухгалтерия" городского бизнеса к организму села неприменима – она быстро порождает временщиков, оставляющих после себя "социальную пустыню". Только сельское домохозяйство (домострой-ойкун-экономика), обустроенное на современных технологиях, способно обеспечить правильное питание (не хлебом единым!) всего социума. И воспроизводить полноценных граждан, а не маргиналов без роду и племени.

Неправильно проведенная приватизация привела не только к теневому и коррупционному перераспределению земли и аграрной инфраструктуры, но главное - к возникновению реальных феодальных отношений и элементов скрытого рабства на селе. Здесь и раскручивается негативная спираль, подрывающая здоровые цивилизационные основы народного менталитета и порождающая у части людей болезненную тягу к саморазрушению. Это обычно и используется деструктивными силами. И неважно, в какой оболочке - "русского фашизма", псевдоислама или прикрываясь священным именем Тэнгре.

Поэтому президенту Татарстана уже вскоре предстоит в полной мере осознать, что в экономической и социальной политике завершился исторический период разделения и распада, который породил новые отношения собственности, преобразовал каркас экономики. Но теперь, если России суждено уцелеть как цивилизации, предстоит пройти период собирания и возрождения. Это не означает отказа от частной собственности и предпринимательства, но предполагает, что они должны быть поставлены на службу народу.

В связи с этим неизбежны:

1) национализация земли и основных природных ресурсов;
2) восстановление на новой основе разумного прогнозно-планового баланса продуктовых и финансовых потоков, чтобы финансовая сфера и денежный расчет не подавляли реальное производство;
3) поиск укладов и способов перехода от "долговой экономики" к "экономике доверия", в которой накопленные каждым блага и ценности должны занять свое достойное место.

Это и есть основы "национальной экономики" применительно к нынешней ситуации. Они не избавляют от всех трудностей, но способны защитить от глобального финансового "сквозняка", который может вмиг оставить ни с чем.

Все это потребует нового мышления и кадров, в первую очередь - адекватного новым задачам госаппарата. Сами по себе они, конечно, не возникнут. Предстоит кропотливая работа по обучению, собиранию, взращиванию созидательных качеств, и этот нелегкий труд президенту придется начинать с самого ближайшего окружения. Тут одним пиаром и Универсиадой не обойтись. Чтобы войти в экономику жизни, каждому из нас придется научиться обустраивать жизнь по заветам Всевышнего...

(В качестве постскриптума. Из интервью "Российской газете", апрель 2007 года. "...Знаете, над чем я сейчас задумался? Это не ново, и все же - сейчас, когда крыши у большинства уже не текут и хлеб на столе есть, надо ставить задачу менять отношение друг к другу. Мы привыкли жить в нехватке и из-за нехватки ссориться. Как будто жизнь у всех не одна.

Людей надо слышать. И любить. Все ведь наши, никого с Луны не подбрасывают. ... Земля, село - это ведь источник духовности, это наши истоки.

Культура, традиции у каждого народа - оттуда. И мы еще в них будем нуждаться, вот увидите").

18.01.10

Рустам Курчаков – кандидат экономических наук, генеральный директор консалтинговой компании "ТАУ"