К апокалипсису приведет рост госдолга в ослабленных кризисом экономиках, прежде всего развитых, говорится в докладе World Economic Forum (WEF) "Глобальные риски", по традиции выпущенном перед ежегодным заседанием в Давосе 27-31 января. "Финансовый кризис и последовавшая за ним рецессия создали более уязвимую среду, в которой риски, оставленные без внимания, превращаются в завтрашние кризисы", — объяснил управляющий директор WEF Роберт Гринхилл, представляя доклад.

 

В 2008 г. схлопнулись пузыри на рынке активов и реализовались другие финансовые риски и может показаться, будто худшее позади, пишет соавтор доклада, главный экономист Zurich Financial Services Даниэль Хофманн: "Но один из главных финансовых рисков — в том, что, борясь с кризисом сейчас, бизнес и правительства могут позабыть о долгосрочных рисках". Риск бюджетного кризиса в развитых странах в сравнении с прошлым годом удвоился, если не утроился, говорит он.

 

По оценке МВФ, только в странах "двадцатки" совокупный объем госдолга вырастет с 78% ВВП в докризисном 2007 году до 118% в 2014 г. Страны-должники за последние два года навыпускали долгов на $8,5 трлн; стоимость их обслуживания, по данным Citigroup, — $450 млрд в год. Во многих развитых странах быстро растут социальные и пенсионные расходы, что обостряет проблему бюджетного дефицита.

 

В октябре 2009 г. агентство Moody's заявило, что США могут потерять наивысший рейтинг ААА, если через 3-4 года не сведут дефицит к приемлемому уровню. Проблемы Дубая и Греции — первое предупреждение, уверен Хофманн.

 

Правительствам, видимо, придется принимать непопулярные решения, а избиратели и так страдают от безработицы, предсказывает доклад WEF. Значительное повышение налогов неизбежно после десятилетия, когда среднемировая ставка налогообложения, например, компаний снизилась с 33% до 26%, отмечается в отчете Citigroup.

 

Надувающиеся сейчас пузыри ликвидности могут вызвать новый обвал цен на активы и новую рецессию, указывает WEF еще на один риск. Последствия рецессии проявляются с запаздыванием: может возрасти число банкротств мелких и средних компаний, девелоперов, в США большинство моделей кредитования по картам предполагают безработицу в 6,5%, а она — 10%.

 

С обвалом рынков непосредственно связана еще одна глобальная угроза: торможение локомотива мировой экономики — Китая. Сокращение темпов роста Китая ниже 6% ударит по глобальным сырьевым рынкам и рынкам капитала, указывается в докладе.

 

Рост цен на жилье в Пекине и Шанхае превысил 60% в 2009 г., экономика Китая перегрета, говорит Хофманн. Инвестор Джеймс Чанос, предвидевший крах Enron и заработавший на нем, теперь ожидает краха китайской экономики. "Пузыри лучше всего идентифицируются излишком кредитования, а не излишком цены. Сейчас нет большего излишка кредита, чем в Китае", — приводит его слова The New York Times. Если правительство не сократит стимулирующие меры, ВВП Китая в этом году может вырасти на 16%, велик риск скачка инфляции, пишут в опубликованной на этой неделе статье Хэ Фань и Яо Чжичжон из Китайской академии социальных наук. Объем выданных кредитов в Китае в 2009 г. превысил 9 трлн юаней ($1,3 трлн) против 4,2 трлн ($615 млрд) в 2008 г., а только за первую неделю 2010 г. составил 600 млрд юаней ($88 млрд). Поэтому во вторник Народный банк Китая повысил на 0,5 процентного пункта норму обязательных банковских резервов по депозитам — до 16%.

 

Нобелевский лауреат, директор Center for Population Economics Чикагской бизнес-школы Роберт Фогель убежден, что не только экономике Китая ничего не угрожает, но и его глобальной экспансии ничто не сможет противостоять. К 2040 г. экономика Китая вырастет до $123 трлн и будет составлять 40% мирового ВВП и по сравнению с ней экономики США и Евросоюза будут казаться карликами, пишет Фогель в Foreign Policy.

 

Угрозу замедления роста Китая WEF указывает в числе главных глобальных рисков ежегодно с 2006 г., когда был выпущен первый доклад.

 

Вообще, список главных рисков за эти годы изменился незначительно.

 

Драматические перемены за 2008-2009 гг. были в уровне осознания того, как тесно связаны между собой разные риски и глобальны шоки, даже если их воздействие и различно на локальных уровнях", — подчеркивается в докладе. Риски действительно стали более системными, согласен профессор экономики Йельского университета Роберт Шиллер: "Мы стали мировой культурой, и это заставляет массы разбросанных по всему миру людей одинаково реагировать на одно и то же событие. Поэтому цены спекулятивных активов могут двигаться одновременно, неожиданно и резко по всему миру".

 

Главная причина того, что на глобальные вызовы так и не найдено адекватного ответа, — пробелы в системе мирового управления, что следует считать еще одним главным риском. Каналом приспособления к происходящим изменениям становятся глобальные институты и национальные интересы должны приспосабливаться и соответствовать решениям глобальных организаций, говорится в докладе: мировым лидерам необходимо найти общий язык при обсуждении и проведении реформ, обеспечивающих устойчивость глобальной экономики. Несмотря на неудачу саммита по климату в Копенгагене и отдельные протекционистские меры, мир во время кризиса избежал торговой войны в тех масштабах, что была во время Великой депрессии, радуется Шиллер.

 

Среди других крупных рисков WEF также выделил недостаточный объем инвестиций в инфраструктуру, который может поставить под угрозу мировую продовольственную и энергетическую безопасность. Всемирный банк прогнозирует, что в ближайшие 20 лет миру потребуются инфраструктурные инвестиции в объеме $35 трлн — более половины мирового ВВП. В США расходы на инфраструктуру в семь раз меньше, чем на здравоохранение. Недоинвестирование не только угрожает уже сложившейся структуре развитых стран, но и создает барьеры для роста развивающихся, сказано в докладе.

 

(Ведомости, 15.01.2010)