В КРИЗИС АВТОМОБИЛИ КОМПАНИИ GENERAL MOTORS ЗАНЯЛИ 30% РЫНКА В КАЗАНИ

По итогам 2009 года продажи новых легковых и легких грузовых автомобилей в России сократились на 49%. Такие данные содержатся в распространенном на днях пресс-релизе Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Всего в РФ продано 1,46 млн. авто, при этом в десятке лидеров по моделям - девять производятся на российских заводах. Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к экспертам автомобильного рынка Татарстана с предложением прокомментировать эти данные.

ПРИОРА - НОМЕР ОДИН

Наибольший спад продаж в России из массовых брэндов показали Honda (минус 74%), Volvo (67 %), Opel (65%), Toyota (64%) и Mitsubishi (63%). При этом последние три производителя остались в топ-15 самых продаваемых в России. Начальник казанского автосалона Mitsubishi Motors Рустем Шакуров, подтвердил общероссийскую динамику: "Спад продаж коснулся всех трех автосалонов Mitsubishi в Казани, Уфе и Йошкар-Оле. Если в 2008 году было продано 3998 автомобилей японского брэнда, то в прошлом - лишь 1507. Спад продаж составил 62,31%". Эта цифра практически идентична общероссийскому показателю. При этом Шакуров отметил, что автосалоны Mitsubishi (входят в структуру ТТС) выполнили внутрихолдинговые планы продаж.

Cписок продаваемых
автобрэндов 2009 года

Самыми продаваемыми моделями японского брэнда были Lancer X и Outlander XL, на долю которых пришлось порядка 80% продаж всех автомобилей Mitsubishi.
Наиболее продаваемым автомобилем года в России стала отечественная Lada Priorа, спад продаж которой составил 22%. Заместитель директора автосалона "Кан-Авто" Сергей Чернов в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, что падение продаж брэнда Lada в автосалоне составило 33,5% в отличие от общероссийских минуса 44%. Впрочем, общая тенденция подтвердилась: лидером продаж стала Priora, а наибольшее снижение спроса коснулось "классики" - пятой и седьмой моделей. Что касается брэнда Chevrolet, официальным дилером которого автосалон стал в декабре 2008 года, то наиболее продаваемыми моделями, как и в России, стали Lacetti, Lanos и Aveo.

ВЕЗДЕСУЩИЙ GENERAL MOTORS

Интересная тенденция: лидерами по продажам в России стали именно те брэнды, производители которых в кризис столкнулись с самыми серьезными проблемами. Lada (АвтоВАЗ), Chevrolet (General Motors) и Ford расположились на первых трех строчках топ-листа. При этом стоит отметить, что в Казани наблюдается явный переизбыток официальных дилеров General Motors. Сейчас ими являются "Делфо-авто", "Барс Авто", РРТ и "Кан-Авто". По мнению генерального директора "Барс Авто" Риваля Зиганшина, если бы дилеров было 2-3, кризис для его фирмы был бы менее заметен, так как клиенты бы перераспределились и дали бы меньшему количеству автосалонов больше продаж. Он же привел официальную статистику General Motors, согласно которой за весь прошлый год официальные дилеры Chevrolet продали в Казани 3700 автомобилей. А вообще все автомобили компании General Motors занимают 30% рынка в Казани, то есть практически каждое третье проданное в Казани авто - продукция GM, утверждает Зиганшин.

CITROEN ВЫРУЛИЛ

Одной из тех марок, что показали рост в 2009 году, неожиданно стал Citroen, который увеличил количество проданных автомобилей в России на 1%, заняв, однако, лишь 23-е место в списке самых продаваемых. При этом ни одна модель из линейки этого производителя не присутствует в топ-25 самых продаваемых. Исполнительный директор "Ситроен Центр Казань" Геннадий Овчаренко не стал раскрывать статистику продаж. "Год был непростой, разгар кризиса и его

топ-25 самых продаваемых
моделей авто 2009 года

развитие несколько раз меняли наши планы продаж. Была очень жесткая конкуренция за потребителя. Могу сказать, что в целом брэнд Citroen сохранил положительную динамику своего развития", - заявил Овчаренко.

БРЭНДЫ УХОДЯТ

В кризис сразу несколько известных автомобильных брэндов ушли (частично или полностью) из Казани. Так, закрыт салон Volvo, прекратил работу салон Alfa Romeo (принадлежал "Делфо-авто"), а "Кан-авто" и "Барс Авто" заморозили свою работу по брэндам Saab и Hummer соответственно. Автосалон, входящий в холдинг "Нур", из-за проблем с клиентами лишился дилерства Volkswagen, однако падающее знамя народного немецкого авто подхватил ТТС, который в декабре прошлого года открыл официальный салон VW. Кроме того, ТТС, несмотря на спад продаж, решился на открытие автосалона Lexus. Согласно статистике, этот японский брэнд потерял 57% продаж, но отсутствие официального салона этой люксовой марки в Казани (при наличии даже небольшого спроса на него) видимо стало поводом для ТТС для решения новой бизнес-задачи.

Тимур Касимов