Нельзя сказать, что экспозиция переполнена экспонатами, но те, что есть - «с прошлым». В это трудно поверить, но даже в эпоху тотального дефицита российские женщины были признанными в мире красавицами. Да-да, в этих уродливых платьях и туфлях, что выпускала наша легкая промышленность, с кудрями, сделанными с помощью паяльников, с длинными ресницам, накрашенными чуть ли не ваксой.

Щетка для накручивания кудрей, переделанная народными умельцами из паяльника, – один из ключевых экспонатов новой выставки. Паяльник каким-то образом разрезался, и в него вставлялась расческа, ей и захватывали пряди волос. Кудри получались тугие, но были и проблемы, которые новоявленные кулибины решить не могли. Во-первых, температурный режим соблюдать было невозможно, паяльник грелся и грелся, и в какое-то время начинал сжигать волосы. Во-вторых, пользоваться им можно было только при абсолютно сухих волосах, иначе могло так ударить током, что никакие кудри уже были бы не нужны…

Альтернатива паяльнику – огромные железные бигуди с бельевыми резинками так же можно видеть в экспозиции. Они обеспечивали две вещи: роскошную волну кудрей и бессонную ночь. Нормально спать на них было невозможно. Но ничего, советские женщины были выносливы. Кстати, чтобы кудри дольше сохраняли форму, их часто накручивали на смоченные пивом волосы. Правда, расчесать их потом было невозможно.

Кстати о выносливости. У французов есть выражение, гласящее, что если хочешь быть красивой, надо страдать. Французские страдания с кремом «Ланком» и сетью косметических клиник были иного порядка, чем у наших женщин».

Вот, например, на одной из витрин в музее небольшая картонная коробочка с тушью. Если мне не изменяет память, она стоила копеек тридцать и свободно продавалась во всех косметических магазинах страны. Тушь эта по внешнему виду напоминала ваксу, пользоваться ей можно было, поплевав на пластмассовую щеточку. Если вы попали под дождь или просто слезинка набежала, тушь начинала моментально течь, образуя на щеках грязные разводы.

Тот, кто рисковал и покупал тушь в тюбиках у цыган, могли нарваться на еще более серьезные неприятности. Красные глаза и аллергия – это было еще не так страшно. У некоторых модниц ресницы и вовсе вылезали.

Есть в экспозиции и флаконы духов, выпущенные в незапамятные времена. Вот к духам, кстати, претензий нет. Те духи были вполне адекватны европейским маркам, и на скудность ароматов наши женщины не жаловались. Что напрягало – так это названия. Идеологизированные «Красная Москва и «Красный мак», совсем уж непонятная «Жизель». Ну кому хотелось, памятуя либретто известного балета Адана, благоухать ароматом, названном в честь покойницы? Но ничего, находились желающие, эти духи были в моде.

Новая экспозиция в Музее соцбыта – это рассказ о том, как советские женщины боролись за то, чтобы быть просто женщинам. Наша борьба за короткие юбки, за брюки и джинсы, в которых можно приходить в учреждения, была долгой и упорной. «Черный низ – белый верх», - учили нас в школе. «Не надо мыть волосы чаще одного раза в неделю, лучшее средство для кожи – маска из свежего огурца», - вторили немногочисленные о ту пору женские журналы. Зачем быть красивой ухоженной и, не дай Бог, сексуальной? Секса в СССР нет! Надо думать о высоком, включая идеалы коммунизма, а потом уж о внешнем виде.

Но женщины толкли мел, смешивали его с краской и делали тени для век. Вырезали из одной ткани цветы и пришивали к платьям – это была аппликация. Отказывались носить «серые саркофаги с кусочком меха – пальто» (цитирую Вячеслава Зайцева), шили себе из обложек к партбилетам кожаные куртки. Одна моя знакомая, например, обнаружив у родителей на даче кожаный диван, тут же вооружилась бритвой, вырезала кожу и, скомбинировав ее с драпом, сшила себе пальто. Найдись оно сейчас– вот бы прикольный экспонат для Музея соцбыта получился!

Мы боролись, и мы победили. Мы отвоевали наше право быть ухоженными и женственными. Жаль, что не все этим правом сейчас пользуются.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции