КАРТИНЫ ПИШУТ ГОЛОВОЙ
Рустем Хузин – академист, и этим сказано многое. У него отличное и редкое по нынешним временам фундаментальное образование. Он окончил художественное училище в Пензе, а затем поехал учиться в Москву, к Илье Глазунову.
В Российскую академию живописи, зодчества и ваяния его, несмотря на огромный конкурс, взяли практически сразу, так хорошо был подготовлен будущий художник. Правда, Илья Сергеевич сейчас практически не ведет занятия сам, дел на посту ректора много, но занимаются со студентами его ученики, люди одной с ним крови.
«Картины пишут головой» - этот постулат для Глазунова при обучении студентов один из самых главных. А посему, помимо собственно ремесла, студентов учат мыслить. Один из главных предметов – история.
Глазунова иногда, и совсем напрасно, обвиняют в национализме. Хотя никто и никогда, думаю, не слышал из его уст ни одного шовинистического лозунга. Он просто патриот, а человек, умеющий любить свою Родину и уважать свой народ, естественно, уважает и другие народы. Так что в глазуновской академии готовят патриотов, и неважно, какого народа. Там студентов просто учат любить их родину и знать ее историю.
Все это пришлось очень кстати Рустему Хузину. «Нам давали возможность самореализации, тот, кто хотел научиться быть художником, в академии это мог сделать», - говорит сейчас о годах учебы Хузин. Естественно, такая возможность замешана на трудолюбии.
В том, что Хузин фанатично трудолюбив, можно убедиться на выставке. Три огромных многофигурных полотна, посвященные Волжской Булгарии, потребовали колоссального напряжения. Оценить труд можно, посмотрев то количество эскизов, которые предшествовали их написанию. О мастерстве художника я не говорю – это априори, какой же глазуновец не владеет ремеслом?
В многофигурных полотнах у Хузина нет проходных персонажей – перед нами индивидуальности и судьбы, у каждого свой жизненный «сюжет», в полотнах нет статики, а есть страсть и гордость за свой народ и его историю, содержащую столько трагических страниц.
ЗОЛОТО ОСЕНИ
Хузин – прекрасный пейзажист, он словно одушевляет природу, может передать ее настроение. Одна из лучших работ, представленных в этом жанре в экспозиции, - «Золото осени». Кажется, от этого золотого великолепья можно задохнуться!
Пейзаж у Хузина – это не просто картинка природы, которую авторы иногда механически переносят на полотна. В каждом пейзаже у него есть свой сюжет, зачастую философский. Например, «Две березы». На полотне два белоснежных ствола словно связаны цепью. Сморишь, и рождаются ассоциации с человеческими отношениями.
Не менее интересны натюрморты, они такие «вкусные». Особенно, когда художник пишет восточные мотивы, которые хорошо чувствует. Впрочем, его «Сиреневый вечер» лиричен и таинственен, хотя на полотне нет ничего, кроме пышных веток сирени.
ХАДИС ПРОРОКА МУХАММЕДА
Естественно, художник, окончивший глазуновскую академию, не может не быть отличным портретистом. Кстати, сам Илья Сергеевич лучшим портретистом прошлого века считает нашего Николая Фешина. Но вернемся к портретам Хузина.
На выставке есть серия портретов – этюдов к многофигурным полотнам. Есть просто портреты. Один среди них – самый трогательный. На нем пожилая женщина с натруженными руками. Портрет называется строчкой из хадиса пророка Мухаммеда, гласящей, что «Рай лежит под ступнями ваших матерей». По сути, Хузин создал гимн женщине-матери с ее созидательным началом.
Рустем Хузин – художник нежный и трепетный, хотя стремится быть мужественным и брутальным. Но это нежное, трогательное начало то и дело проскальзывает в его работах. Одна из самых показательных картин в этом плане – «Алимкина зима». Перед нами огромное окно, в которое смотрит крохотный мальчишка, мы видим только его затылок. А за окном заснеженный двор, зимнее приволье, но мальчик, похоже, заперт в четырех стенах. И этот свежий морозный воздух, и мальчишкина грусть, все мы ощущаем, глядя на полотно. Так и хочется шагнуть в этот мир зимних забав и удовольствий.
…Есть на выставке крохотная работа, этюд к большому полотну. На ней изображен конь, потерявший своего седока и мечущийся среди битвы. Такая проста и такая глубокая работа с огромным подтекстом. Впрочем, если вспомнить исторические работы Рустема Хузина, подтекст лежит на поверхности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.