В 90-е годы у нас сложился предрассудок, что август в российском календаре чреват неприятными сюрпризами (август 91-го, 98-го, 2008-го и т.п.). Но в этот раз «черным», скорее, оказался июль, как и остальные тягостные послевыборные месяцы, когда не покидало ощущение, что выбрать-то выбрали, но не бледную ли тень?.. Не избежать сюрпризов и в оставшиеся месяцы – впереди вполне ожидаемая эскалация. Август же миновал, хотя и не без «подрывов» в элитных верхах, но без потрясения основ. Ощущение такое, что все фишки расставлены, и основные конфликты сдвинулись на осень. Хотя ощущения могут быть разные.

Чтобы понять что-то в прошлом, надо смотреть вперед и стараться увидеть хотя бы отдельные черты будущего, проступающие из смуты и текучки сего дня. Можно назвать это «историческим оптимизмом» или как-то иначе – суть не в этом. Суть в том внутреннем векторе намерения – намерения жить, а не просто существовать-прозябать «применительно к подлости» – который или есть или его нет, хоть тресни!

Оглянуться назад, чтобы по-новому осмыслить и прочувствовать (второе обычно важнее первого) факты и события прошлого, тоже полезно. Чтобы осознать природу и причины допущенных ошибок – не в чьих-то действиях, обусловленных потоком событий, а в собственных тогдашних оценках происходящего. Но для этого полезно подальше засунуть мусор собственных и чужих мнений и суждений – они только мешают выработать объективный взгляд на складный поток жизни.

Объективная же точка зрения, в отличие от персональной кочки зрения, вырабатывается только на основе полноты ощущения (sense) и осмысления фактов жизни.

 

О «молчаливом» большинстве: образ или слово?

 

Чистое человеческое ощущение, если оно не замутнено мнениями и суждениями, а рождается в результате работы органов чувств (их внутреннего «трения»), трудно передать словами – оно предшествует словесности. Это противоречит современной науке психологии и еще нескольким смежным наукам. Однако в последние годы отдельные маржинальные исследования в этой сфере, все же, потихоньку пробивают сложившиеся барьеры. Это не сугубо научная проблема - она имеет прямое отношение к злобе дня.

Феномен «безмолвствующего народа», отмеченный еще Пушкиным в «Борисе Годунове», стал едва ли не ключевым для выборного политического сезона 2011-2012. Если отбросить шелуху предвыборных речей, «стратегий», «национальных идей» и прочего пиара, то очевидно ясно, что из участников «тандема» («товарищеский союз в террариуме единомышленников») выиграл тот, кто лучше чувствовал, осязал «свой», так называемый, «народ». Точнее – молчаливое большинство электората. Понятно, что кто тоньше чувствует, тот тоньше манипулирует – но это и есть суть сегодняшней политики. Другая еще не родилась, только зреет подспудно в недрах того самого «молчаливого» большинства.

Почему же оно «молчаливо», в то время как либерально-большевистское меньшинство шумит не переставая? Да оно (большинство) вовсе не молчит, а «выражается» по-своему  - непривычно и непонятно для умников – потому что разумеет не понятиями, а образами. Образы же эти рождаются не из слов, как в испорченных книжным интеллектом головах, а из ощущения правды жизни и чутья на ложный пафос, не подкрепляемый делами.

Разумеется, большой вопрос – насколько это коллективное чутье ладно и непротиворечиво сложится, и сложится ли вообще в раздираемом склоками информационном поле. И насколько оно забито нуждой, замутнено и отравлено алкоголем и наркотиками, в том числе духовными, и т.п. Но все же остается надежда – ведь недаром русская пословица перекликается с татарской: «глас народа – глас Божий» и «халык сузе – Алла Кузе».

Конечно, эти образы по жизни, так или иначе, выражаются-озвучиваются, но в необычной и «неправильной» форме – крылатого хлесткого эпитета, анекдота, «сарафанного радио», ну, вы сами знаете, как «выражаются», - и еще во многих других формах, их не обнять. И это сильно отличает большинство от шумного либерального меньшинства. К этому надо относиться как к явлению Природы. Это, само по себе – ни хорошо, ни плохо, просто свойство национальной (мультинациональной) психологии.

К примеру. Можно долго (как нынешней зимой) спорить по поводу сравнительных достоинств участников тандема, но образному разумению и без слов понятно, кто из них «послушный парень», а кто - «правильный пацан». И это сразу же переводит сознание из ложной плоскости «демократического правового государства» в плоскость «криминально-коррупционного суррогата». Выход из которого совсем другой, чем в культурных Европах. Допустим, к примеру, оба они смотрят на Запад – так воспитаны. Но один смотрит Западу прямо в рот и снизу вверх. А другой имеет свои «понты», которые, допустим, для него дороже денег. Он тоже не обучен плавать на Восток, и потому его постоянно сносит на Запад. Но плывет он не прямо, а «противолодочным зигзагом», всегда оттягивает время, «чтоб помучиться», и держит про запас прием многоборцев: ходом шахматного коня – по наглой рыжей голове…

Это все только для примера и для тренировки образного восприятия.

.

 

Различение сути и мути

 

Для тех, кто застал август 1991-го в состоянии ИС-АНГ (т.е. в здравом уме, трезвой памяти и с добрым душевным настроем; это тюркское приветствие-пожелание сохранилось в татарском языке и оно соответствует русскому «здравствуйте!»)  достаточно вспомнить свои ощущения, особенно в течение трех дней, 19 – 21 августа 91-го. Ощущение предательства или что-то совершенно другое … Может оказаться, что первое пришедшее ощущение - это только то, что лежит на поверхности. За ним последуют другие, более глубокие. Скажем, для примера, предательство не только элит… а поведение признанных авторитетов и лидеров?.. наконец, предательство самого себя… стоп! это самое трудное не страшно ли нырнуть в глубину?.. А каковы были мотивы, пружины и корни возникшего ощущения – внешние и внутренние?.. Соблазнение «цивилизованным рынком»?.. Хотя уже тогда становилось ясно, что с его помощью всех наших проблем не решить (одно дело витрина, но кроме витрины есть еще бэк-офис!)… И т.д. и т.п. Важно не забывать, что любые самые  авторитетные мнения, оценки, факты и суждения – это всего лишь мусор под ногами на пути к единственной правде. Смысл имеет только собственное ощущение вот этого конкретного события, всплывающее из тайных глубин подсознания. Это еще не интуиция, потому что озарение интуиции надо заработать, приводя в движение органы чувств.

Только эта работа может предохранить от блужданий в конспирологии, «эзотерике» и прочих модных увлечений смутного времени. Сейчас самая популярная «религия» – слепая вера в рациональную науку. Хотя и она поколеблена, но все же адептов больше, чем в других конфессиях - просто по инерции. Но и у науки концы с концами не сходятся – потому что рациональное острие превратилось в рассудочную плоскость, и естественная основа оказалась утраченной. Ведь полнота и целостность ощущения единого живого мира (Природы, человеческого и общественного организма) – это и есть естественная, хотя и позабытая, основа современной науки. По крайней мере, до тех пор, пока рациональная часть объективного мировосприятия не оторвалась от целостного и живого (т.е. субъективного) человеческого взгляда на собственную жизнь. Пока нынешняя цивилизация, при активном посредничестве ученых, не обменяла свою познавательно-креативную потенцию на утилитарную производительную силу. Пока, как выразился один из великих, Творец не стал для ученых «излишним допущением» в рациональной картине мира.

 

(продолжение последует)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции