ХЛЕБ-СОЛЬ И ТРАНСПАРАНТ
В аэропорту Пекина, куда ГГАТ им. Г. Камала прилетел на днях для участия в пятом международном театральном фестивале, труппу сразу же встретили представители татарской диаспоры Китая. Узнать их было несложно – молодые люди были в тюбетейках и преподнесли гостям с исторической родины хлеб-соль. А затем в мгновение ока был развернут приветственный транспарант на татарском языке. Кстати, что интересно, представители диаспоры за редким исключением говорят на двух языках – татарском и китайском - и плохо знают русский.
Вообще, по неофициальным данным в Китае сейчас живет 6 тысяч татар, из них 20% проживают в Пекине. Наша диаспора находится, в основном, в городах Урумчи, Кулджа и Чанучак. В Китай с территории современного Татарстана в девятнадцатом веке бежали их предки, чаще всего, по религиозным соображениям. За это время они смогли сохранить и родной язык, и культуру.
- Мы празднуем Сабантуи, 26 апреля, в день рождения Габдуллы Тукая, отмечаем день родного языка, празднуем Науруз и новый год. Хотя последний праздник отнюдь не наш родной, но для нас это повод собраться вместе, - рассказывает Рифкат Фахретдинов, представитель татарской диаспоры из Урумчи.
Национальный театр |
Кстати, Рифкат учился в Казани, окончил режиссерский факультет университета культуры и прекрасно говорит по-русски. Он – ученик известной татарстанской журналистки Миляуши Айтугановой. Его услуги переводчика оказались на гастролях не лишними – вопросов возникает много. В ближайших планах Фахретдинова наладить обмен туристическими группами между Казанью и Пекином.
По его словам, в Пекине много мусульман, для которых здесь сейчас работает 62 (!) мечети. Что до жизни диаспоры, то она проходит интересно - благодаря интернету, сейчас можно следить за всем, что происходит на родине. Татарстанское правительство тоже помогает татарам, живущим в Китае. Например, молодые люди, изъявившие желание учиться в Казани, проходят обучение бесплатно. Не бросает национально-культурные автономии и правительство Китая - спонсирует праздники, печатание книг, литературные вечера. Из Татарстана в Китай для выступления перед татарами, живущими в Поднебесной, часто приезжают артисты. Самые популярные – это Салават, Венера Ганеева, Ильгам Шакиров и Хания Фархи. А вот на спектакле татарской труппы подавляющее большинство сегодня побывает впервые.
Случайно встретили татарскую диаспору |
Очевидно, жизнь на чужбине закалила волю и упорство выходцев из Татарстана, по словам Рифката Фахретдинова, большинство из них – люди успешные. Есть среди татар, живущих в Китае, много видных ученых, есть один из лучших хирургов этой страны, известный генетик, депутаты национального собрания. И хотя диаспора не представляет собой нечто замкнутое, браки предпочитают заключать среди своих, и дома стараются говорить только по-татарски. Ну а в праздники на столах есть и перемячи, и губадья, и чак-чак.
МХТ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР КИТАЯ
Одна из первых встреч в Пекине – прием в посольстве РФ. Делегацию из Татарстана принял временный поверенный в делах России в Китае Евгений Томихин. Во время беседы выяснился удивительный факт: в Пекине, где живет 20 млн. человек, всего один профессиональный репертуарный драматический театр. Как пошутил дипломат, это своего рода китайский художественный театр.
Посольство России в Китае - крупнейшее в мире |
Кстати, на его сцене недавно выступал МХТ им. А. Чехова, который показал в Пекине три спектакля – «Гамлета», «Живи и помни» и «Белую гвардию».
- В Пекине есть потребность в посещении театров из России, ведь в стране есть большое количество людей, юность которых пришлась на апогей дружбы Китая и СССР, им интересно, что происходит в нашей стране. Есть много студентов, которые побывали в России и знают русский язык. Наконец, есть много русских, которые работают в этой стране, и хотят быть в курсе культурной жизни своей родины, - рассказал гостям Томихин.
По его словам, в Пекин чаще приезжают эстрадные исполнители, и вот на их концерты билеты неоправданно дороги. Например, стоимость билета на концерт обожаемого здесь Витаса колеблется от 200 до 300 долларов. Это для Китая очень высокая цена.
На приеме у посла |
Присутствовавший на встрече в посольстве главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев повел разговор о том, что в дальнейшем камаловцам хотелось бы провести обменные гастроли с каким-либо профессиональным китайским театром. Но привезти уже не сказку Гоцци, а татарскую классику, чтобы познакомить Китай с татарской драматургией. Евгений Томихин сразу же предложил, если понадобится, помощь российского посольства. Кстати, российская дипломатическая миссия в Китае самая большая – наше посольство занимает площадь 16 гектаров в самом центре Пекина, неподалеку от мавзолея Мао Цзэдуна. В посольстве работают 600 человек.
Афиша Турандот в холле |
Естественно, что в гости к дипломатам камаловцы пришли не без подарков. Директор театра Ильфир Якупов преподнес временному поверенному книгу о Казани и тюбетейку, а сотрудникам посольства получили в дар наше национальное лакомство – чак-чак.
МЫ НАЧИНАЕМ ФЕСТИВАЛЬ
Все время со дня приезда в зале пекинского национального театра шли репетиции, которые проводила режиссер спектакля Ма Дженгхонг. Устанавливались декорации, которые приехали по железной дороге, выверялась световая и звуковая партитуры. Одна из сложностей – совпадение татарского текста и перевода – иероглифов-субтитров. Кстати, в Китае много диалектов и часто, чтобы все друг друга понимали во время спектаклей и даже больших собраний, над сценой бегут субтитры. Сложность в этом смысле для камаловцев заключается в том, что дома они не пользуются субтитрами, в театре практикуется синхронный перевод на русский и английский языки.
В холле театра |
В спектакле заняты шесть китайских ребятишек – везти малышей из Казани не было никакого резона. Дети попались артистичные, и сразу же поняли, что от них требуется, так что сходу вошли в спектакль.
Пятизвездочный отель, в котором поселили труппу, находится в десяти минутах ходьбы от театра. Рядом – озеро с лотосами и лебедями. Вечерами те, кто не очень устал от репетиций, гуляют по центру города – на площади возле дворца императоров, на улочках старого города, где висят фонарики и пагоды по контуру подсвеченные сотнями лампочек. Пекин – один из самых раскрученных туристических городов мира, ежегодно его посещают около 60 млн. туристов. Он не самый богатый город в финансовом плане, но посмотреть здесь есть что.
Памятное фото с послом РФ в Китае |
А сегодня вечером камаловцы играют для пекинской публики сказку про то, как татарский принц Калаф покорил неприступную китайскую принцессу Турандот. Так что у нас сегодня пекинская премьера и открытие международного фестиваля, которое доверено татарстанцам.
Пекин-Казань
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.