В Египте постоянно проживают примерно 30 тыс. наших соотечественников, которые обосновались преимущественно в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе. 

25.jpg
 

ОЧЕНЬ МНОГИЕ НАХОДЯТСЯ В ЕГИПТЕ НЕЗАКОННО

Я опираюсь на неофициальные данные, точнее, на оценки некоторых резидентских сообществ. Нужно иметь в виду, что на учет в консульство РФ встает далеко не каждый. Туда обращаются в основном те, кому что-то нужно от российской стороны: справку, документ, помощь… Очень многие находятся в Египте незаконно, чему способствуют два фактора: отсутствие необходимости оформлять визу при въезде (точнее, это процесс формальный), а также низкий уровень контроля египетской стороны за нелегалами. По этой причине выяснить точное число россиян в стране пирамид не представляется возможным, вполне вероятно, что их существенно больше 30 тысяч.

Причины, по которым наши соотечественники перебираются в Египет, самые разнообразные. Ими же обусловлены различия в образе жизни, который ведут резиденты. Последние, на мой взгляд, подразделяются на пять основных групп, которые я попытаюсь описать в порядке убывания по численности.

«РУССКИЕ ЖЕНЫ» ЧАЩЕ ВСЕГО АССИМИЛИРУЮТСЯ

Самая многочисленная категория эмигрантов – это наши соотечественницы, вышедшие замуж за египтян. Живут они, как правило, в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе. Львиная доля документооборота в российском консульстве представляет собой выдачу справок русским невестам для заключения брака и свидетельств о рождении детей. В Каирском отделении министерства юстиции АРЕ, где регистрируются официальные браки с иностранками, вывешены перечни требуемых документов специально для «женщин, урожденных в бывшем СССР».

В основном, жены-эмигрантки не бывают активными членами русского сообщества в Египте. Большая их часть ассимилируется, принимая культуру, язык и обычаи страны проживания, основная сфера деятельности – домохозяйка, занятая мужем и детьми. Общаются эти женщины в лучшем случае с одной-двумя русскоязычными «подругами по несчастью». Тех, у кого более развито чувство национальной идентичности, в этой категории – меньшинство. Они находят занятия, так или иначе связанные с русским языком и коммуникацией с соотечественниками: создают и посещают различные клубы по интересам, организуют детские кружки, управляют небольшим бизнесом.

СТУДЕНТЫ ПРИБЫВАЮТ ИЗ ИСЛАМСКИХ РЕГИОНОВ

В основном, это выходцы из регионов России, где распространен ислам: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Башкортостан. Но встречается и «славянский тип». Эти ребята приезжают по учебной визе для поступления в Университет Аль-Азхар и другие учебные заведения, чтобы изучать арабский язык и исламское богословие. Основное место дислокации – Каир. Студенты редко работают, в основном, как я полагаю, они дотируются родственниками. В 99% случаев - это мужчины, уже имеющие семью, а их жены, как правило, тоже приобщены к процессу получения соответствующих знаний.

Студенты не являются членами русского сообщества, стремясь ассимилироваться. Социальные связи с египтянами, правда, тоже выстраиваются с трудом – те для них недостаточно ортодоксальны. Среди посетителей консульства РФ студентов узнать легко: традиционная арабская одежда – галабея, сланцы на босу ногу, либо европейская одежда, но с закатанными брючинами, что в совокупности с классическими туфлями очень бросается в глаза; длинная борода (часто рыжая или русая); в руках – сумка или рюкзак с книгами. В толпе египтян взгляд вылавливает студентов моментально.

ДАУНШИФТЕРЫ – ЯППИ, ПРОМЕНЯВШИЕ КАРЬЕРУ НА ПОКОЙ

Немало и таких россиян разного пола и возраста, которые перебрались в Египет, чтобы жить в теплом климате у моря, вдали от холода и офисных передряг. В основном это те, у кого имеется достаточно накоплений, чтобы приобрести недвижимость (вид на жительство автоматически прилагается) и поддерживать достойный уровень жизни, что в Египте совсем не трудно по причине низких цен. К этой категории можно отнести бывших яппи, променявших карьерную гонку на спокойное философское существование, поддерживаемое процентами от банковского счета (либо на ренту от сдачи квартиры) в России.

Второй вариант – высококвалифицированные фрилансеры, специфика деятельности которых позволяет работать удаленно в любой точке земного шара. Место дислокации – Хургада и Шарм-эль-Шейх. Есть и отдельный уникальный подвид - российские серферы, целая колония которых находится в Дахабе.

Законопослушных, легально проживающих дауншифтеров, можно назвать адептами родной культуры в Египте. Это те, кто привез ее с собой, вместе с чемоданами, набитыми книгами. Своим укладом и образом жизни они не стремятся походить на египтян, общаются друг с другом, покупают русские товары, смотрят русское телевидение, ведут блоги на русском языке.

СПЕЦИАЛИСТЫ-КОНТРАКТНИКИ ПРИЕХАЛИ, ЧТОБЫ ЗАРАБОТАТЬ

Это те, кто приехал в Египет с одной целью – профессиональной. Сюда можно отнести дипломатических работников и служащих Русского культурного центра, а также сотрудников компаний, связанных с торговыми отношениями между двумя странами. Как правило, они имеют рабочую визу с определенным сроком действия. Основное место дислокации – Каир, Александрия.

ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ ТОЖЕ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ УЮТНО

Перекати-полеэто постоянная «текучая» группа нелегалов, не связанных матримониальными, образовательными, имущественными, профессиональными узами с Египтом. Это те, кто въехал в страну по туристической визе, да так и остался здесь на месяцы или даже годы, пока не последует их выдворение из страны, либо вдруг не потянет обратно на Родину. Больше всего их в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе. На жизнь «перекати-поле» зарабатывают нелегальной работой в отелях и других объектах туристической инфраструктуры. Как правило, это молодые юноши и девушки, у которых в России нет серьезных занятий, интересной работы, отношений.

Несмотря на наличие Русского культурного центра в Каире и его филиала в Александрии, а также Русского дома в Хургаде и нескольких интернет-сайтов для эмигрантов, в Египте так и не сложилась настоящая русская община. Нет здесь и ничего похожего на национальные кварталы, что-то вроде «Чайна-таунов» или мест компактного проживания, вроде Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Русские растворены в Египте.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции