«МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ ТАРУСУ, НО Я СКЛОНЯЮСЬ К КАЗАНИ»

Борис Мессерер приехал в Казань в минувший четверг. «Решение создать памятник Белле созрело у меня давно, - рассказал он. - Шла речь о Тарусе, но потом на меня вышли представители казанского филиала творческого союза художников России и предложили сделать этот памятник в Казани. Мне прислали фотографии предполагаемых мест, где памятник мог бы быть установлен, но я решил, что фото – это одно, а места надо увидеть воочию, и приехал в Казань».

000824.jpg
Борис Мессерер

Художнику показали несколько мест, куда мог бы вписаться памятник известной поэтессе. Это Лядской садик (ближе к Дому актера) и двор союза писателей РТ, бывший особняк Оконишникова. По словам Мессерера, первое место показалось ему несколько помпезным, а во второе он просто влюбился: «Там всюду кованые решетки, есть фонтан, фигуру Беллы можно поставить прямо в воду, она будет  словно рождаться из воды, это было бы очень красиво. У меня появилось большое желание поставить памятник именно там».

Он показал и фотографию макета – молодая, хрупкая Белла, с ее неизменной челкой, стройная фигурка слегка подалась вперед, можно предположить, что она читает публике стихи. Художнику удалось сложное – в образе одновременно есть и порыв, и застенчивость.

Мессерер в отличие от многих своих коллег-живописцев никогда не занимался скульптурой, но желание увековечить память любимой жены заставило его освоить этот вид изобразительного искусства. «Сейчас мы решаем проблемы отливки памятника и финансирования, - рассказал он о ходе проекта. - В Москве комбинатом по скульптуре  составлена приблизительная смета, проект будет стоить около 4 миллионов рублей.  На этом же комбинате есть возможность потом отлить памятник. В ближайшее время  принимается  решение об увековечении памяти Беллы Ахмадулиной в Казани, и это облегчит вопрос финансирования. Я – скромный художник,  и поставить памятник за свой счет не могу.

460.jpg
 

Впрочем, есть и еще один вариант – спонсоры. Об этом художник говорил на встрече с первым заместителем министра культуры РТ Ирадой Аюповой.

- Город предложил Борису Мессереру несколько вариантов размещения памятника, у автора же есть, после осмотра Казани, и свои предпочтения. Уехал он с тем, что будет принимать решение уже в Москве, - рассказала Аюпова БИЗНЕС Online.

Очевидно, вопрос выбора места может оказаться не столь уж простым, придется учитывать множество нюансов.

- Я знаю о приезде Бориса Мессерера в Казань, но встретиться мне с ним не удалось. Установить памятник Белле Ахмадуллиной в Казани – это замечательная идея, надо только подыскать ему хорошее место, чтобы никого не обидеть, ведь  у нас много и других писателей и поэтов, которые могут претендовать на памятники. Мне кажется, могла бы подойти улица Санкт-Петербургская, впрочем, решать художнику и городским властям. Что касается принятия постановления об увековечении в Казани памяти Беллы Ахмадуллиной, то это должны делать муниципальные власти, ведь  памятник будет стоять на муниципальной земле, - так прокомментировала БИЗНЕС Online ситуацию с памятником вице-спикер татарстанского парламента Римма Ратникова

«ПИШУ О БЕЛЛЕ И ВАСИЛИИ АКСЕНОВЕ»

Ахмадулина, помимо своего татарского происхождения и связи с Татарстаном, которую она всегда ощущала, близко дружила со знаменитым уроженцем Казани Василием Аксеновым. В свое время она была гостьей первого Аксенов-феста, на который приезжал и сам писатель.

Сейчас Мессерер работает над воспоминаниями об этой дружбе. Он рассказал, что располагает воспоминаниями Ахмадуллиной об Аксенове, которые он записывал на диктофон, особенно много удалось записать в последний год ее жизни. Воспоминания эти уникальны – многое из сохранившегося в памяти Ахмадулиной и Мессерера никто, кроме них, не знает.

530106.jpg
Белла Ахмадулина

Это касается начала романа Аксенова и его последней жены Майи Кармен, их встречи в Ялте. В свое время Ахмадулина и Аксенов познакомились в самолете, к этому времени поэтесса уже читала некоторые произведения Василия Павловича. Еще один фрагмент касается переписки семьи Мессерер-Ахмадулиной с Аксеновым. Кроме этого, Мессерер описывает историю их приезда к Аксенову в Америку в 1987 году.  Аксенов уехал в США в 1980 году, и семь лет длилась эта, по словам Мессерера, «безумная» переписка: «Моя задача - показать, как этот накал переписки преломился в жизни, как мы встречались, кто при этом был, о чем мы говорили. По большому счету, о жизни Аксенова в Америке широкому читателю ничего не известно. Мы все вместе встречались с Эрнстом Неизвестным, с Львом Збарским, с Куртом Воннегутом. Эти встречи имели свой накал, повышенный эмоциональный настрой. У меня есть все записи, буквально по дням. Мы были на премьере спектакля по иронической пьесе Аксенова «Цапля».

Отлить памятник Ахмадулиной могут достаточно скоро. Во всяком случае, к Аксенов-фесту, а он традиционно должен пройти в ноябре, установить его в Казани вполне реально. Кроме того, в рамках фестиваля казанцы, вероятно, смогут посетить выставку Мессерера, увидеть ту самую экспозицию, что сейчас выставлена  в Третьяковской галерее.

- Если делать выставку в Казани, ее надо увязать с установкой памятника, и выходом в журнале «Октябрь» воспоминаний о Василии Аксенове, - полагает художник. – Выставка сформирована, ее надо только перевезти в Казань, там есть и живопись, и инсталляции. Всего около 150 работ.

Отметим, что на выставку Мессерера в Москве выстраиваются очереди.

- Выставка Бориса Мессерера казанцам будет очень интересной, в ближайшее время я планирую посмотреть ее в Третьяковской галерее. Думаю, что мы включим ее в наши планы на будущий год, проект значительный, мы такие  всегда поддерживаем, - прокомментировала ситуацию с выставкой Ирада Аюпова в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Справка

Белла Ахмадулина родилась в 1937 году в (19370410)Москве. Отец – татарин Ахат Валеев, был заместителем министра, в последние годы жизни возглавлял тамюжню.  Ахмадулина - советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра. Лауреат Госпремии РФ и СССР.  Автор многочисленных сборников. В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Поэтесса  не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».Умерла в Москве в 2010 году.

Борис Мессерер – народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ. За создание декораций и костюмов к ряду спектаклей  в 1987 году награжден серебряной медалью Российской академии художеств, а в 2001 году ему присуждена золотая медаль Академии художеств. Он - президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы. Мессерер родился в Москве в 1933 году в театральной семье, отец – танцовщик и педагог Асаф Мессерер, мать – театральная художница Анеля Судакевич, кузина – великая балерина Майя Плисецкая. Был участником альманаха «Метрополь», всегда разделял взгляды жены.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции