Как всегда, в финале давали гала-концерт, на который, по мнению балетоманов, попасть почему-то особенно престижно. От происходившего на сцене у публики в глазах троилось и двоилось, участники концерта взывали к фортуне и отдавали дать серебряному веку. На гала-концерте побывала корреспондент «БИЗНЕС Online».

28.jpg
 

«МЕНЯ ЗОВУТ НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ»

Хотя билеты на гала-концерт бывают  в казанском оперном самыми дорогими (на этот раз цена их доходила до 3 тыс.), расходятся они в мгновение ока. В зале яблоку негде было упасть, даже третий ярус, где есть «мертвые зоны», то есть все слышно, но ничего не видно, был забит до отказа. Вездесущая владелица рекламного агентства Лариса Фомина смогла попасть только на 12-й ряд. Что касается владельца телеканала «Эфир» Андрея Григорьева, то он вместе с женой Мариной Бибишевой  был замечен в ложе на не самых удобных местах.

Начался гала-концерт, который  в этом году поставил хореограф из Санкт-Петербурга Александр Полубенцев, мощно – под «Фортуну» Карла Орфа номер показали танцовщиики из Казани. В это время на заднике проецировался портрет Рудольфа Нуриева, который будто лизали языки огня. «Чингиз-хан» балета словно горел на жертвенном огне искусства.

Концерт этого года, посвященный 75-летию Нуриева, так и назывался – «Рудольф Нуриев. Танец с вечностью». Естественно, вести его абы кому доверить было невозможно. И хотя найти фигуру, равновеликую Нуриеву в современном балете не представляется возможным, организаторы концерта постарались выбрать лицо медйиное.

И когда ведущий – стройный, в черном костюме, вышел из-за кулис, зал потрясенно ахнул.

- Здравствуйте, меня зовут Николай Цискаридзе,  я буду вести сегодняшний концерт, - еле успел он проговорить, и зал буквально задохнулся в овациях. Еще бы – это был бонус от театра! Цискаридзе в этом году исполнил на фестивале ведущую партию в  «Жизели» и на другой день улетел в Москву, и только особо приближенные  к театру знали, что он вернется, чтобы вести гала-концерт.

03.jpg
 

Даже недруги этого бунтаря из Большого театра не будут отрицать, что помимо таланта танцовщика, Николай Максимович еще и просто очень умный и  интеллигентный человек. Что он и продемонстрировал еще раз на гала-концерте, когда с большим юмором и очень точно пересказал публике биографию Нуриева, уважительно называя его Рудольфом Хаметовичем.  Кстати, Цискаридзе верно отметил, что фестиваль в этом году в Казани приходит в 26 раз, но под именем Нуриева он проводился как раз 20 последних лет.

- 22 мая 1992 года Нуриев в этом зале дирижировал оркестром  во время «Щелкунчика», а потом  в ложе директора театра Рауфаля Мухаметзянова дал согласие, чтобы фестиваль носил  его имя, - напомнил Цискаридзе историю.

Поблагодарив президента РТ Рустама Минниханова, под патронатом которого проходит Нуриевский, Цискаридзе отметил и спонсоров феста, среди которых была и газета «БИЗНЕС Online».

20.jpg
 

ДО «ОБНАЖЕНКИ» НЕ ДОШЛО

Гала-концерт был выстроен математически точно: классический номер сменялся модерном. Из классики постановщик действа предпочел традиционные па-де-де, публика увидела их предостаточно. Если судить о вкусовых пристрастиях Полубенцева, то можно сказать, что он не чужд эстетике серебряного века.

Например, он вставил в первое отделение дуэт из балета «Клеопатра – Ида Рубинштейн», напомнив ценителям балета о знаменитой актрисе и балерине, танцевавшей и позировавшей обнаженной. Именно так реальная Ида Рубинштейн танцевала знаменитый танец семи покрывал в «Саломее» и так позировала Валентину Серову, создавшему ее знаменитый портрет.

Но вчера в оперном театре все было чинно-благородно. Образ Рубинштейн, любившей эпатировать публику, воплотила, сделав это чрезвычайно изящно, солистка Большого театра Илзе Лиепа, чье присутствие в концерте украсило его.

Следующий номер, с которым Лиепа вышла во втором отделении и вовсе потряс публику. Он назывался «Встреча», и Илзе исполнила его на знаменитую музыку Мишеля Леграна к «Шербургским зонтикам». Балерина поворачивалась к залу одной стороной – и это была прекрасная женщина. Но она тут же поворачивалась уже другой стороной – и перед публикой был мужчина. Илзе как будто танцевала дуэт, но делала это одна.

Лиепа часто бывает на гастролях в Казани, и это не случайно. Мало кто знает, что она – прихожанка Седмиозерного монастыря под Казанью, куда балерина приезжает тайно. Она чтит старца Гавриила, чьи мощи здесь хранятся, и даже помогла монахам оплатить написание иконы, на которой изображен старец Гавриил и его духовное чадо  - великая княгиня Елизавета Федоровна.

Еще одним сюрпризом гала-концерта стало появление на сцене Анжелины Воронцовой, той самой солистки балета Большого театра, что оказалась в центре скандала, связанного с покушением на худрука балета главного театра страны Сергея Филина. По версии следствия, Филин не дал ей исполнить Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», за что и пострадал.

В гала-концерте Воронцова, которая уж никак не производит впечатление роковой женщины, весело и непринужденно исполнила вариации из балета «Эсмеральда», не вызвав особого ажиотажа у публики.

34.jpg
 

Финал второго отделения концерта оказался мощным. Предпоследним номером был представлен  балетный «шлягер» – па-де-де из «Дон Кихота». Пожалуй, нет в истории русского классического балета более выигрышного номера. Но Полубенцев  сумел сделать его еще более привлекательным. На этот раз на сцене танцевали три Базиля и три Китри! Каскад прыжков танцовщиков, 32  фуэте балерин, шквал аплодисментов…

27.jpg
 

Финал гала-концерта можно назвать спорным. На сцене – хор театра и камерный оркестр «Ла Примавера», на фоне портрета Нуриева они исполняют «Ave, Maria» Шуберта. Вряд ли песнопение, обращенное к Деве Марии, в данном случае было уместно по отношению к мужчине-мусульманину. Если же хотелось просто отдать ему дать глубокого уважения, можно было найти иной способ. Но, пожалуй, это была единственная «идеологическая»  «ложка дегтя» во вчерашнем концерте.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции