КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Мы все-таки живем под магией имен. Услышав ту или иную фамилию раскрученного режиссера, бежим, не раздумывая, на его спектакль. Забываем, что режиссер – тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. У него может быть плохое настроение, может болеть зуб, как и у нас. У него может быть творческая неудача, даже громкий провал. От этого никто не застрахован, даже самые великие. Приходим в театральный зал, и если разочаровываемся, удивляемся: «Ну как так может быть? Мы же шли на известное имя!». Может. Бывает. «Имя», как и все мы, не застраховано ни от чего.

«Пушкинский утренник», который нам был представлен как хедлайнер фестиваля, где в программке в качестве режиссера стоит имя Анатолия Васильева, все-таки, если уж говорить, положа руку на сердце, в чистом виде его спектаклем не является. В той же программке можно прочесть, что композиция сочинена и поставлена коллективно. Оглядываясь на спектакль, могу предположить, что это был проект актеров этого театра, который понравился Васильеву, и он приложил к нему руку мастера.

Ничего страшного в инициативе актеров нет, в данном случае, она ненаказуема, просто сейчас не те времена и у театра Васильева не тот статус, когда мы, подражая знаменитому ленкомовскому спектаклю можем и должны сказать «за попытку спасибо». Благие намерения – это еще не результат, ими вымощена дорога сами знаете куда.

ВЕСЕЛОЕ ИМЯ – ПУШКИН

По сути, нам показали двухчасовой актерский капустник – веселый, местами изобретательный, где бережно сохранено и любовно обыграно пушкинское слово. Правда, иногда даже чрезвычайно, нарочито обыграно. Но это дело вкуса.

Актеры, занятые в «Пушкинском утреннике» - свободны, раскованы и органичны. Не возвожу это в ранг добродетели, потому что это – минимум-миниморе актерской профессии. Говорить о том, что «Пушкинский утренник» - это цельный спектакль, не приходится. Перед нами скорее этюдная работа, которую предоставляют на суд мастеру. Не возбраняется ее показывать и зрителю, но по правилам хорошего тона все-таки стоит уведомить, что нашему вниманию предлагаются этюды.

Критика окрестила «Пушкинский утренник» «эстетическим хулиганством», вспоминая, что и сам поэт был далеко не скучным паинькой и не прочь был похулиганить. Соглашаясь с этим, можно вспомнить и слова Александра Блока, писавшего о том, что «наша память хранит с малолетства веселое имя – Пушкин». Но веселость не отменяет бездонной пушкинской глубины… Вот с ней-то в «Пушкинском утреннике» как раз и были проблемы.

Не хочу умалять заслуги участников спектакля, которые (это чувствуется!) проделали колоссальную работу над стихом, времени у них было предостаточно, «Пушкинский утренник» репетировался два года. Каждое стихотворение превращено в мини-спектакль и населено персонажами. Но, как это ни прискорбно, выбранные стихи не стали «кирпичиками», из которых мог бы выстроиться цельный спектакль, объединенный единым замыслом. Действие так и замерло на уровне этюдов.

Что касается хорошего вкуса, то здесь есть некоторые погрешности. Неожиданно возникшая песня Булата Окуджавы и развеселые музыканты в интермедии не добавили «Пушкинскому утреннику» стильности и в очередной раз навеяли мысль о капустнике.  Равно как и наклеенные актрисой усы. Но капустники в театрах – они ведь зрелища «для служебного пользования», их на зрителя не показывают.

Когда столичный театр едет на гастроли в регионы, нужно учитывать некоторые  специфичные моменты. Во-первых, в городе есть группа людей, которая об этом театре много слышала и давно хочет его видеть. Во-вторых, по одному привезенному в город спектаклю она может начать судить о гастролирующем театре в целом.

 Поэтому, наверное, лучше не экспериментировать и показать именно тот спектакль, который может выразить кредо театра. «Школа современного актера» вряд ли приедет в Казань на гастроли в ближайшем будущем, а не очень приятное «послевкусье» после «Пушкинского утренника», конечно, останется. Жаль, мы ведь очень ждали театр Анатолия Васильева.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции