ПО ПРИЧИНЕ ОТКЛЮЧЕННОСТИ МОЗГОВ…
Уже становится стабильной привычка по субботам читать очередной монолог Рафаэля Хакимова. Не знаю, кто как, но лично я никогда не могу предугадать тему и основную идею новой публикации. А эти публикации, надо заметить, несколько скрашивают унылый политический пейзаж последних лет. Можно соглашаться или отвергать идеи этого автора, но они дают повод осмысливать, как события дня вчерашнего, так и сегодняшние дела.
Но все чаще у меня эти публикации вызывают некоторую тоску и даже тревогу, предвосхищая грядущую апатию и подготавливая к «заморозкам» общественной жизни. Нет, дело не в банальности или, напротив, в новизне и излишней остроте статей Хакимова. Они полны энергии и весьма оптимистичны для республики и всех татар. И весьма поучительны для России, которая вступает в новою полосу своей истории, не знаю только - в какую.
С подачи Рафаэля Хакимова, Российская Федерация выглядит интереснейшей площадкой мировой истории, населенной яркими фигурами и самобытными народами. И сама история просматривается как важная сфера жизни страны и региона.
Унылые чувства одолевают, когда пытаешься понять, как воспринимают другие, анонимные или персонально объявленные, читатели. Особенно те, кто никак не реагирует на политическую или историческую «шайбу», брошенную на лед. Может быть, это распространенный вариант дискуссии по принципу «молчание – знак несогласия»? Когда читают что-то и откладывают с рецензией: «Пошел ты…»
Рафаэль Хакимов |
Во всяком случае, хотелось бы более открытого выражения своего отношения к написанному личностей компетентных и уполномоченных. То, что прочитали десятки тысяч людей различного статуса и живущих на разных географических широтах, становится фактом истории и политики. Среди аудитории «БИЗНЕС Online» есть и политологи, и депутаты, и бизнесмены, и ученые, и чиновники. И полусумасшедшие читатели, и очень умные. Неважно, помалкивают они или пишут анонимные комментарии, они есть - и где-то действуют, находясь под влиянием высказанных идей. И почти каждый свое дело продолжает делать, как тот самый кот Васька, который слушает и ест.
Многое из того, о чем говорится и что делается, теряет со временем смысл, как всякая мирская суета. Как будто есть дела и мысли поважнее… Так где же они, если есть? Что-то не видно и не слышно, особенно если следить за телепередачами и интернетом. Вот такая тоска и заставила меня сесть за эти заметки. Просто невозможно мириться с дебилизацией общественной жизни. Тоскливо, если о самых насущных вещах вокруг помалкивают настолько, что, в отличие от брежневских времен, даже на кухне ничего не обсуждают.
Медиадива «Комсомолки» Дарья Асламова, приехав очередной раз в Казань в прошлом году, спросила у Рафаэля Хакимова: «Что с вами всеми случилось? Почему все молчат?» Оказывается, в Татарстане молчат или уклоняются от ответов еще больше, чем в Москве… А что там говорят, можно узнать по теледуэлям НТВ и ток-шоу Первого канала. Выходит, что мы еще более глухо-тугодумно-малозрячие? Ну-ну…
Можно, конечно, выставлять, как некоторые, напоказ свои глупости в социальных сетях, как суррогат демократии. В такой ситуации и самому не хочется о чем-то писать, не будучи уверенным, что сказанное доходит до читателей, и их мозги, слава Богу, не отключены. Потому и решил в это воскресенье не писать о новых историях, а лишь осмысливать политические кульбиты современности на примере одного человека.
СЕРЫЙ КАРДИНАЛ ИЛИ ПРОСВЕЩЕННЫЙ КОНСУЛЬТАНТ?
Бывают помощники и советники, которые угадывают желания и мысли своего начальника, они всю рабочую неделю напролет поддакивают шефу, доказывая ему свою лояльность. Рафаэль Хакимов 17 лет работал с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, и никогда не относился к таким советникам. Он выполнял поручения, готовил политические справки для выступлений, общался с политиками и учеными самого высокого класса. А время было сложное – борьба за суверенитет, переговоры с федеральным центром, разграничение полномочий, разработка Конституции и других законов РТ, создание демократических институтов, празднование 1000-летия Казани… А плюс к этому работа с национальными организациями, межконфессиональный диалог, федерализм, международные контакты и переговоры... Везде требовалась точная и разумная точка зрения руководителя авторитетной республики. Советнику приходилось участвовать в сложнейших диалогах и конференциях. В ту пору с разработанной и испытанной на практике моделью Татарстана наши делегации ездили на круглые столы в Гаагу, в Москве и Казани проводили встречи на высоком уровне для внедрения опыта Татарстана. Модель Татарстана вызывала интерес федеральных и зарубежных специалистов, наш опыт использовался в выстраивании отношений с Чечней, странами СНГ. В те горячие дни советнику президента Татарстана приходилось с ноутбуком в рюкзаке пробираться по траншеям через линию фронта, чтобы попытаться остановить бойню в Чечне. Минтимер Шаймиев играл огромную роль во внутренней и внешней политике России, понятно, что работы у советника было много.
Могу сейчас сказать, что Рафаэль Хакимов был одной из первых скрипок в шаймиевском ансамбле по исполнению этнической политики. Именно в это время были созваны первые съезды Всемирного конгресса татар, вырабатывалась концепция и программа национального развития. Советник президента был активной фигурой в координации национальных проблем. Президент Шаймиев в своих выступлениях был всегда убедителен и глубоко вникал в национальные и религиозные проблемы, в этом большая заслуга советника.
То были действительно крутые времена. Среди лидеров демократических и национальных организаций Хакимов часто доминировал настолько, что не было необходимости в создании министерства национальностей и в обсуждении с «рядовой элитой» вопросов гуманитарной науки, этнической культуры и творческих проблем. Я был зампредом исполкома ВКТ с первого дня существования Всемирного конгресса татар и обычно консультировался с Рафаэлем Сибгатовичем. Ради истины хочу сказать, что не всегда был согласен с его оценкой деятельности ВКТ и его председателя Индуса Тагирова. Тогда ему крайне редко удавалось связываться с президентом, нам приходилось часто действовать своими силами. Проблемы решались или не решались через советника, который был уполномоченным и деятельным лицом. Только спустя годы, когда Хакимов глубже вошел в сферу исторической науки, они с Индусом Ризаковичем подружились и стали сотрудничать по разным направлениям исторической науки. Сейчас пришли времена, когда президент Татарстана практически в каждом регионе встречается с татарами. Можно сказать, что половину работы конгресса в регионах президент РТ Рустам Минниханов тащит сам, решая многие текущие проблемы. Основы такой практики были заложены именно тогда, в середине 90-х годов.
Короче, на мой взгляд, Рафаэль Хакимов был очень влиятельным советником и компетентным чиновником при президенте Татарстана, дай бог, чтобы и последующим его коллегам и преемникам добиваться такой результативности. Он был рабочей лошадью, способной тянуть огромный груз.
ГДЕ ЕГО КОРНИ?
Рафаэль Хакимов – сын подлинно народного поэта Сибгата Хакима - сформировался как интеллектуал с обширными универсальными знаниями и огромной волей, без комплексов и деревенской сентиментальности, но с глубоким национальным самосознанием. В конце 80-х, когда перестройка вступила в решающую фазу, Рафаэль пришел в национальное движение со своим проектом суверенитета Татарстана и культурно-национального развития татар. На первом съезде Татарского общественного центра он выступил с ярким докладом, причем на русском языке. Завкафедрой и проректор института культуры, он хорошо разбирался в вопросах управления и политологии. Когда на заседании правления ТОЦ под руководством Марата Мулюкова (вот кого нельзя забывать!) Фаузия Байрамова темпераментно критиковала нас (я работал в идеологическом журнале обкома), особенно Рафаэля, видя в нем конкурента на место лидера нации, Хакимов перестал ходить на эти собрания. Но идеологию не бросил, помогал грамотно вести дела. Дело дошло до того, что на митингах, прошедших зимой 1988 года, был лозунг «Шаймиев, уступи место Хакимову!»
Шаймиев не уступил место партийного лидера Татарстана, а пригласил его на работу во власть и полностью загрузил его делом. На выборах в Верховный Совет ТАССР нас, молодых демократов-татар, выдвинул ТОЦ. Рафаэля - через Атню, меня через - Дубъязы. Я ездил регистрироваться и видел, как народ был доволен возможностью голосовать за новых людей, независимых кандидатов. Однако нас с Рафаэлем сняли с регистрации, так как якобы устав ТОЦ не был зарегистрирован, как надо, но дело не в этом. Нас просто не пустили – по-моему, растущий политик ученый Хакимов и я – главный редактор журнала «Идель» - были опасны для идеологических конкурентов. Как прошли в депутаты Марат Мулюков и Фаузия Байрамова - до сих пор мне неведомо. Так получилось, что спустя более 20 лет Хакимов стал депутатом Госсовета РТ через партию, которую он создавал, скрещивая с другими политическими силами, и которую теперь он хочет реформировать. Жизнь продолжается!
В годы работы с Минтимером Шаймиевым Рафаэль участвовал во многих международных переговорах, в партийном строительстве и укреплении основ федерализма в стране. В 1995 году татарские и русские общественные организации решили создать единую общественную структуру для участия в выборах президента РФ. Не помню, кто был автором проекта, но случай был уникальный. Всемирный конгресс татар и Конгресс русских общин решили учредить конгресс народов России.
Запомнилось, как ежедневно прилетали (Хакимов, Тагиров и я) в Москву, и в кабинете секретаря совета безопасности Юрия Скокова (недавно ушедшего в мир иной) в высотном доме на Арбате шлифовали устав будущей организации, обсуждали важные проблемы. Кажется, мы были готовы к возможности повторного избрания Бориса Ельцина президентом, хотя Александр Лебедь участвовал в избирательной кампании. Скоков не выставился, но нам хотелось, чтобы он стал председателем правительства РФ. Русско-татарский альянс не мог понравиться многим силам, наш проект не был реализован до конца. Запомнилось, что организацией встречи занимался помощник Юрия Скокова Дмитрий Рогозин, которого я знал как инструктора ЦК ВЛКСМ. Он вырос в Казахстане и вспоминал местных татар, а также казаков, как защитников интересов русских. Теперь он вырос в крупного государственного деятеля и его политическая биография еще не завершена. А сколько таких диалогов вел и разрабатывал диалоги с самыми различными политическими силами Рафаэль Хакимов – можно только гадать. Думаю, за 17 лет работы с Шаймиевым у него таких миссий было не десятки, а сотни!
БЫВШИХ СОВЕТНИКОВ НЕ БЫВАЕТ
Даже если депутат Госсовета РТ, директор Института истории Рафаэль Хакимов в своих публикациях в «БИЗНЕС Online» выражает свои личные суждения и гипотезы, эти мысли многими воспринимаются в контексте государственной политики. Мало кто верит, что автор – просто блогер или постоянный автор. Бывший советник первого президента Татарстана просто так не скажет. Обязательно должен быть какой-то подвох. Или Рафаэль Сибгатович хочет на что-то повлиять, или специально устраивает утечку информации для чьих-то очень важных ушей.
Так полагают многие. Хотя вряд ли сам он об этом думает. Во всяком случае, когда я ему задаю вопросы на «скользкие» темы, он реагирует мгновенно, даже не задумываясь, не боясь ошибиться, не моделируя в уме, кто как может истолковать его суждение. Меня, заставляющего себя всегда «фильтровать базар», такая его лихость потрясает. А потом смотришь, это он повторил в еще более людном месте или даже опубликовал интернете! Там, где сегодня же могут прочитать политические противники, просто придурковатые держиморды и провокаторы. «Как он не боится? - часто думал я раньше. – Ведь он советник президента!»
Когда Хакимов был советником Минтимера Шаймиева, некоторые его тезисы казались смелыми и экзотичными. А не даст ли шеф ему по шапке? Особенно, если президенту придется кому-то разъяснять, оправдываться? Так думалось иногда. Но всегда выходило, что это точка зрения именно Рафаэля Хакимова. А какова точка зрения Шаймиева – всегда все четко знали, и никогда не путали их с эффектными заявлениями политического советника. Интересный был тандем…
И раньше, и сейчас Рафаэль говорит убежденно, он свободен от сомнений и самоцензуры. Потому что он… давно уже все отфильтровал в своей голове. И то, что не может быть оглашено, давно законсервировано или умышленно стерто из ближней памяти. Думаю, он специально каждый раз впрыскивает нужную дозу информации и нужную мысль, чтобы посмотреть, как они впитываются, какую реакцию вызывают.
Как-то один из оппонентов, желая оскорбить или дискредитировать Рафаэля Хакимова, обозвал его «Геббельсом». Не знаю, обиделся он или нет, но мне кажется, что это очень высокая оценка его «сверхплановой» пропагандистской деятельности. Геббельс не вырабатывал идеи рейха, а обеспечивал их пропаганду. Почти все министры информации и главные редакторы, главы теле- и радиоканалов, а так же советники президентов могут только мечтать о такой оценке своей работе. Хакимов безотказно дает интервью, консультации в объеме целого агентства или большого пресс-центра. Но он точно не Геббельс, а генератор различных идей по одному и тому же поводу в нескольких вариантах, на ваше усмотрение, по степени вашей «испорченности». Если уж сказал что-то, то никогда от своих слов не откажется. Ответное ворчание, пасквили в форумах, насколько мне известно, он просто не читает.
КТО ПОДНИМАЕТ ПЕРЧАТКУ ХАКИМОВА?
Лет 10 назад он опубликовал концептуальный труд «Где наша Мекка?». В нем взгляды Хакимова на современный ислам. С точки зрения реформирования, нет, не ислама, а самого общества в условиях новых реалий. До сих пор соотношение религиозного и национального, мусульманской жизни и государственного устройства остается глобальной проблемой. В этой брошюре упоминаются процессы этностроительства. За одну спорную фразу о советском этапе этногенеза башкир и образовании Башкортостана башкирские националисты полоскали Хакимова 7-8 лет, как матерого шовиниста и исказителя истины. А там всего лишь метафора, которую исправлять или уточнять невозможно. Я тоже считал, что не стоило писать о башкирах таким образом. А сейчас сам стою на еще более «одиозной» позиции - не надо отделяться татарам и башкирам, пора объединяться во всем, сохраняя свои этнолингвистические и культурные особенности, овладевая ими одновременно. Догадываюсь, что сейчас некоторые татарские патриоты кинутся на меня. А я могу только повторить фразу одного просвещенного башкира, который, обнимаясь при первой же встрече, шепнул мне на ухо: «Кушылырга гэрэк» («Объединяться надо»). Тюркским народам, особенно с близкими языками и культурами, пора объединяться, так как республики и прочие национальные вольности начала прошлого века, данные большевиками, кажутся излишними нынешним политикам, таким, как Владимир Жириновский и Михаил Прохоров.
У дома Рафаэля Хакимова всегда развевается татарстанский флаг |
Многие прогнозы и предостережения Рафаэля Хакимова сбываются, и это часто не радует, заставляет беспокоиться. Были наезды на формулу суверенитета Татарстана, который казался недостаточным. Но ведь не из-за Ельцина, Шаймиева, Хакимова, Черномырдина! Как раз они-то, вместе с делегацией Татарстана, на переговорах отработали сполна, о чем часто напоминает участник этих событий академик Индус Тагиров. В целом ничего, кроме мимолетного неаргументированного упрека анонимов, в адрес «радикального националиста» Рафаэля Хакимова не было сказано. А сказал он и написал немало. Не буду перечислять книги и материалы конференций, журналы и альманахи, энциклопедии и сборники. Каждый год небогатый деньгами Институт истории выпускает по 50-60(!) книг по самым острым и актуальным проблемам. Рафаэль умеет добывать федеральные и зарубежные гранты. Все они потрачены на основательные монографии, сборники и журналы. Учрежденный «Институт федерализма» (директор тот же Рафаэль Хакимов), наверное, рекордно маленький по штатному расписанию и огромный по изданным трудам. Пять томов из семитомника «История татар» вышли в свет, включая последние 6-й и7-й тома, где описываются XIX-XX века, - вышедшие тома по качественному уровню и объему превосходит аналогичные серии. Поскольку семитомник издан раньше сборников других тюркских народов и истории России и русского народа, в части объективного раскрытия средневековых событий многим придется считаться с казанским изданием.
Проблема заключается в том, что в «Истории татар» объективно излагается период Золотой Орды, а это при Сталине было запрещено специальным постановлением ЦК ВКП(б). Эти и другие разделы написаны с участием подавляющего большинства авторитетных специалистов из Москвы и зарубежных стран. Спорные вопросы неоднократно обсуждались на авторитетных конференциях и симпозиумах. Так что историков и многих любителей истории ждут открытия… Идеи, вошедшие в семитомник, частично озвучены и в статьях Хакимова, опубликованных в «БИЗНЕС Online» и вызвавших сотни откликов. Они иногда шокируют. Оказывается, у России пока нет достоверной истории, а татарская история во многом искажалась. Чингиз хан был созидателем, а не разрушителем. Он и Бату хан на завоеванных территориях не создавали оккупационных режимов, устанавливали лишь 10 процентный налог. Этногенез русских (да и татар тоже) таит в себе большие сюрпризы. Иначе они не могли бы завоевать половину мира и управлять империей, включающей в себя огромную часть современной России. Православная религия и церковь переживали счастливые времена именно в годы того самого «ига», которого по жизни вроде и не было. Люди, изучавшие отечественную историю по кинофильмам, разумеется, будут возражать. Им придется знакомиться и с трудами русских историков, которые вошли в «Историю татар».
Таким образом, дерзкие статьи Рафаэля Хакимова не вызвали серьезных возражений профессиональных историков. Не хотят и не могут возражать они против казанского коллеги. Если же кто-то будет оппонировать, тогда можно было бы как-то отвечать. А всем нам нужно, чтобы победила истина. Или хотя бы чтобы ее не растоптали.
Желание молодого исламоведа Ильшата Саетова поспорить с Хакимовым я приветствую. Ну, хоть какое-то шевеление, подвижка. В его публикации «Где ваша Мекка, Рафаэль Сибгатович?» делается попытка проявить себя как более искушенного исламоведа. И она не удалась. Когда о религии говорят два муфтия или имама, богослова и теолога – это отдельный разговор. А дискуссия вузовских аспирантов, доцентов, профессоров об исламе не корректна. Оставим божеские дела тем, кто пять раз в день умывается, читает намаз, просит у Аллаха прощения и вникает исключительно в коран, хадисы и труды теологов.
Исламоведы – это совсем другая профессия и другой формат. Оставим их в рамках госслужбы, госнауки и сил безопасности. Рафаэль Хакимов, как политолог, федералист, политтехнолог, выражает свою точку зрения о светских проблемах. В светском обществе, в условиях Поволжья и Урала внедрять бытовые и культурные традиции арабских стран было бы противоестественно. В Конституции сказано, что свобода совести – мое личное дело, не надо никому лезть в эту сферу моей интимной жизни. И я, обещаю, не потревожу ничью совесть.
Молодым ученым стоит освоить гуманитарные науки настолько глубоко, чтобы можно было бы поспорить с Рафаэлем Хакимовым. Он всего лишь сын поэта, получивший первое высшее образование по физике, освоивший философию, написавший диссертацию по ней, выучившийся государственному праву, федерализму, политологии, глубоко, из самых источников, освоивший историческую науку, защитивший диссертацию по истории и возглавивший академический институт и разработку истории татарского народа, издавший десятки книг. С ним сразиться можно! Но сначала нужно выбрать соответствующий «вид спорта» и подходящее оружие. Думаю, и сам Рафаэль Сибгатович порадуется, если придет поколение, готовое подхватить, продолжить его миссию. Люди, которые способны и готовы объединять все знания о нашем народе и интегрировать их в реалии современной жизни. А жизнь таких личностей (их у нас не так много, не больше десятка, потом напишу, если надо) действительно мне представляется миссией. С ними интересно, что бы они ни делали, не правда ли?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.