ШАНСЫ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ ЕГИПТА

До президентских выборов в Египте осталось полгода, а на политическом небосклоне нет ни одной фигуры, способной вызвать доверие большинства избирателей. На слуху в большей или меньшей степени лишь несколько кандидатов, и каждый заслуживает аргументов «за» и «против».

ВСЕ РАВНО ЗА КОГО, ЛИШЬ БЫ НЕ ЗА КАНДИДАТА СТАРОЙ СИСТЕМЫ

Голосование на президентских выборах в Египте так или иначе состоится, даже если голосовать не за кого. Примерно такая же ситуация была и на первых после революции 2011 года выборах. Тогда решающую роль сыграла организационная тактика «Братьев-мусульман», и с ничтожным перевесом на выборах победил не известный никому Мухаммед Мурси. Избирателям пришлось делать примерно такой же выбор, как и россиянам в 1996 году, когда они проголосовали за Бориса Ельцина, потому что «все равно за кого, лишь бы против коммунистов». Точно таким же образом выиграл и ставленник «Братьев-мусульман», потому что нейтральным египтянам было все равно, лишь бы не за кандидата старой системы.

Какой расклад на политической арене Египта сейчас? Наблюдается нечто похожее на вакуум. Безусловно, уже сейчас между различными группировками ведутся активные переговоры с тем, чтобы найти кандидата, устраивающего всех. Да еще такого, кого бы знали и любили простые египтяне. Кого-то неангажированного, не связанного (по крайней мере, очевидно) ни с режимом Мубарака, ни с армией, ни с исламистами. На данный момент нет ни одного кандидата, удовлетворяющего этим условиям, а потому есть смысл рассмотреть всех, кто обладает хоть каким-то авторитетом в обществе и имеет шансы получить голоса избирателей.

Политологи и сотрудники институтов востоковедения, без сомнения, сделают свои профессиональные прогнозы, а пока я как простой житель Египта чисто интуитивно расставила пять наиболее заметных египетских политиков в порядке возрастания их шансов на президентское кресло.

�мад-Абдель-Гафур.jpg
Имад Абдель Гафур

1. САЛАФИТСКИЙ ЛИДЕР

По сути, не так уж и важно, кто именно это будет, как это и произошло с Мурси, роль сыграет не личность, а стоящее за ней движение. На данный момент могут выдвинуться два кандидата, так как в начале этого года в партии "Ан-Нур" произошел раскол, в результате чего была образована еще одна салафитская партия "Аль-Ватан". Возглавил ее бывший лидер "Ан-Нур" Имад Абдель Гафур, а головную организацию вместо него – Юнис Махун. Скорее всего, салафиты объединятся перед выборами – так шансов будет намного больше, если, конечно, внутренние противоречия не победят.

За: Кандидат будет пользоваться партийной поддержкой. Салафиты смогут мобилизовать и организовать своих сторонников, как это было с «Братьями-мусульманами», подвозивших бедноту на автобусах к избирательным участкам и раздававших им еду за голоса. Есть свои СМИ. Кроме того, салафиты остались единственной легальной силой, представляющей исламистские взгляды.

Против: После провала «Братьев-мусульман» большинству египтян не нужен президент-исламист. На этот раз будут голосовать «хоть за кого, лишь бы не за исламиста».

2. ХАМДИН САББАХИ

Hamdin-Sabahi.jpg
 Хамдин Саббахи

У этого кандидата политическое досье внушительное. Оппозиционер Хамдин Саббахи – лидер «Партии достоинства», известный социалист и националист. С ним обычно ассоциируются светские силы Египта. В то же самое время, выступает против разделения государства и религии, считая, что в арабском государстве невозможно построение исключительно светского государства по западному образцу. На президентских выборах 2012 года он занял третье место, ему не хватило всего лишь 1,5%, чтобы пройти во второй тур вместе с Мурси и Шафиком. Хамдин Саббахи имеет неплохую репутацию. На данный момент идеи национализма, в частности, независимости от США, набирают все больше оборотов в египетском обществе. Зародилось даже новое общественное движение  «Помощь не нужна!», которое собирает подписи за отказ от американской финансовой помощи. Египтян не устраивает, как США пытаются манипулировать ситуацией внутри страны, постоянно намекая на то, что «финансовая помощь будет зависеть от продвижения Египта к демократии».

За: Хорошая репутация, неангажированность, популярность в молодежных кругах, в частности, поддержка футбольных болельщиков. Взгляды Саббахи набирают популярность в обществе.

Против: Непонятно, кто будет финансировать его кампанию. Отсутствие широкого доступа к телевизионному эфиру. Вряд ли египетские олигархи, владеющие телеканалами, бескорыстно поддержат Саббахи.

3. МОХАММЕД ЭЛЬ-БАРАДЕИ

Мохаммед-эль-Барадеи.jpg
Мохаммед эль-Барадеи

Экс-глава МАГАТЭ, Нобелевский лауреат мира Мохаммед эль-Барадеи – фигура в Египте уважаемая. Очень последовательный политик, революционер, никогда не меняющий вектора своих высказываний. Но заметить это могут разве что представители интеллигенции и в целом те, кто привык мыслить логически и обладает аналитическими способностями. Простые египтяне так не голосуют, они, что называется, «выбирают сердцем». Мохаммед эль-Барадеи – это фигура близкая по духу разве что академическим кругам, далек он от народа. Тем не менее широко известен в последнее время, в связи с яростным противостоянием власти исламистов. После смещения Мурси занял пост вице-президента, хотя все прочили ему должность ни много ни мало главы государства. Продержись он на этом посту до президентских выборов, и решив избираться, точно оказался бы наиболее вероятным кандидатом. Но будучи идеалистом и честным человеком, осудил разгон исламистов в августе 2013 года, поссорился с военными и подал в отставку.

За: Известность, приверженность идеям революции, неангажированность, репутация честного человека, компетентность, профессионализм. За Барадеи проголосовала бы интеллигенция и средний класс.

Против: Неспособность договариваться и идти на компромиссы, строить коалиции. Предпочитает быть вечной оппозицией. Никто не понимает, какая идея стоит за Барадеи, потому он всегда «против», но никогда «за». За какие ценности будет голосовать избиратель, ставя галочку напротив Барадеи? Это избирателю совершенно непонятно.

4. АБДЕЛЬФАТТАХ АС-СИСИ

Абдельфаттах-ас-Сиси.jpg
Абдельфаттах ас-Сиси

Главнокомандующий Вооруженных сил Египта Абдельфаттах ас-Сиси – медийное лицо номер один. Самая популярная личность в стране на данный момент. Для части египтян – настоящий национальный герой, понимающий народ, заботящийся об интересах страны. Для другой части, меньшинства – узурпатор, отобравший власть у законного президента. Уже сделал заявление, что не будет избираться, однако в новейшей политической истории Египта уже были прецеденты, когда данные обещания легко нарушались. Это сделали «Братья-мусульмане» – сначала сказали, что не будут выдвигать кандидата, потом передумали и в итоге победили. В Каире уже начали собирать подписи за выдвижение ас-Сиси, так что генерал вполне может «поддаться на уговоры».

За: Наибольшая персональная популярность в обществе на данный момент. Поддержка армии, чем все сказано. Все возможности для ведения избирательной кампании.

Против: Определенный негатив в обществе к самой идее «военного президента». Генерал очень популярен как главнокомандующий, но к идее его выдвижения в президенты многие относятся насторожено.   

5. АМР МУСА

амр-муса.jpg
Амр Муса

Бывший генсек Лиги Арабских Государств Амр Муса – лидер оппозиционного блока – Фронта национального спасения. В настоящий момент возглавляет комиссию 50-ти, которая будет обсуждать и принимать Конституцию. Сидел с Мухаммедом эль-Барадеи в соседней палатке на площади Тахрир в период противостояния с правительством Мурси. Однако в отличие от коллеги-оппозиционера, нашел себе место в новой политической реальности. Безусловно, компетентен. По прошлой должности хорошо знаком странами-соседями, с которыми Египет сейчас активно восстанавливает горячую дружбу (после свержения Мурси финансовую помощь наперебой предлагают Саудовская Аравия, Эмираты, Бахрейн).

За: Наиболее вероятный светский кандидат, которого может поддержать армия. Не чужд прежней системе, работал во время Мубарака, однако непосредственно с ней не связан, так как не занимал постов внутри страны. Следовательно, претензий со стороны общества у него нет. Известен, в меру популярен, уже обладает статусом в нынешнем переходном правительстве. Сбалансированный кандидат, возможный «президент-технократ».

Против: Явные минусы не прослеживаются.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции