В ДНИ ГОРЯ И ПЕРЕД ЛИКОМ СМЕРТИ ДАЖЕ ЗАКОРЕНЕЛЫЕ АТЕИСТЫ ОБРАЩАЮТСЯ К БОГУ
Боль утраты от потери родного человека в результате авиакатастрофы неизбежна, но она обостряется, когда мы продолжаем внутренне сопротивляться случившемуся. Правда состоит в том, что изменить что-либо уже нельзя. Поэтому единственный выход — внутренне впустить в свою жизнь то, что стало частью действительности. Жизнь обретает свою абсолютную ценность лишь в обрамлении смерти.
ГОРЕ ПРИШЛО В НАШ ДОМ
Лишать людей надежды бесчеловечно. Безбожники говорят, что мы всего лишь биологические машины, а смерть — не более чем утилизация материального тела. Для них человек — случайное событие во Вселенной, а наше с вами сознание — просто свойство высокоорганизованной материи. Они не верят в душу. И потому молитвы по усопшим считают анахронизмом. Можно долго спорить с философских позиций на тему существования потустороннего мира. Но все эти споры лишены смысла, когда перед нами человек, растоптанный горем. Единственное, что нас должно заботить в этот момент, — как помочь человеку, потерявшему близких, человеку, чье сердце разрывается на мелкие осколки от мучительной боли. И если молитва поможет ему облегчить свою душу, пусть она будет. В дни горя и перед ликом смерти даже закоренелые атеисты обращаются к Богу.
Именно этим порывом помочь ближнему были движимы многие из нас, когда узнали о страшной трагедии в казанском аэропорту. Водители такси организовали бесплатную перевозку людей к месту крушения самолета и обратно, православные священники и мусульманские имамы всю ночь были рядом с родственниками погибших, казанцы приносили цветы и всеми иными возможными способами делились частичкой своей душевной теплоты с теми, кто нуждался в поддержке. Конечно же, и те, кто был в аэропорту, по долгу службы отнеслись к своим профессиональным обязанностям прежде всего как неравнодушные люди — с полной отдачей своих душевных сил.
Я долго не хотел писать на этой неделе свой пост. Пропустил все сроки сдачи материала. О чем сейчас можно рассуждать помимо случившейся трагедии? И разве можно что-то добавить к словам соболезнования, которые уже были высказаны? Но редакция «БИЗНЕС Online» настояла на том, что текст нужен. И, вероятно, она была все-таки права. Я не считаю для себя возможным давать анализ произошедшего, извлекать из него какие-то смыслы и уроки. В своем сегодняшнем посте я бы хотел лишь сформулировать некоторые идеи, подчерпнутые из многовековой мудрости духовных традиций, которые, возможно, помогут хоть немного тем, кому сейчас тяжело.
ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ
Когда беда приходит в наш дом, великие учителя учат нас: то, что случилось, уже невозможно изменить. Это произошло. И по-другому быть не могло. Боль утраты неизбежна, но она обостряется, когда мы продолжаем внутренне сопротивляться случившемуся. Правда состоит в том, что изменить что-либо уже нельзя. Поэтому единственный выход — внутренне впустить в свою жизнь то, что стало частью действительности. Религиозные традиции по-разному обозначают подобное изменение в отношении к миру. У нас в исламе — это сабр, в христиантсве — смирение, в буддизме — принятие. Разные слова, но суть у них одна — чем быстрее человек позволит быть тому, что есть, тем легче ему будет выбраться из пропасти горя и страдания.
Важно понимать и другое. Человеческое страдание рождается не в силу голого факта жизни, а как следствие того разрыва, который возникает между нашими ожиданиями и реальностью, между тем, чего мы хотим видеть, и тем, что есть в действительности. Таков его механизм. Мы в большинстве своем несвободны, и мы живем в плену подобных ожиданий. Ожидания же, в свою очередь, проистекают из стремления нашего ума (эго, нафса) к тотальному контролю всего вокруг. Дело в том, что задача ума — обеспечить наше выживание. И если «территория» находится под его абсолютным контролем, зачищена от всего непредсказуемого, то наш ум относительно спокоен, ибо он обретает некую уверенность, некие гарантии, а в действительности — иллюзию таковых. Ведь на самом деле Жизнь невозможно контролировать, она всегда непредсказуема, неожиданна, спонтанна. Рано или поздно нам приходится это признать. И когда наши ожидания не оправдываются, когда наш контроль обнаруживает всю свою несостоятельность, человек, точнее его ум, с которым он себя отождествляет, вынужден согласиться со своим полным поражением и в определенном смысле со своим ничтожеством. А это больно. И потому он пытается отрицать реальную Жизнь в пользу своих мнимых ожиданий, иллюзорных желаний. И чем дольше он цепляется за них, тем глубже становятся раны на его сердце.
Смысл духовного пути в том и заключается, чтобы вырваться из заточения в клетке своего ума, который ограничивает нас и ведет к страданию, превзойти свой эгоцентризм и вернуться к своему подлинному Истоку. Ты — больше, чем свой ум. Он — всего лишь оболочка. Ты же — от Бога. «Кто познает себя, тот познает своего Господа», — учил нас наш благословенный Пророк. А в библейской книге Бытия эта же идея выражена знаменитыми словами о том, что человек создан по образу и подобию Божьему. Осознать эту свою бесконечную природу — значит вскрыть свою кажущуюся ограниченность, иллюзорность своего ума и, как следствие, избавиться от жажды мелочного контроля. Бесконечности нет нужды контролировать что-либо, незачем прятаться от Жизни за ширмой ожиданий. Бесконечность вмещает в себя все. Оно всегда спокойно. Для нее нет ничего непредсказуемого, ибо Она суть все. Осознание Себя на этом уровне и есть то, что в буддизме называется просветлением, в исламе — фана («растворением [в Боге]»), а в христианстве — снисхождением Святого Духа. И если с высоты такой Бесконечности посмотреть на свой сегодняшний день, то ранящая острота его событий переживается немного легче. Ведь в действительности страдает твой ум, а не Ты. Главное — по-настоящему осознать это.
«МОЖЕТ, И ПЛОХО, А МОЖЕТ, И ХОРОШО»
Когда происходит нечто непоправимое, многие люди часто задаются вопросом: «Почему Всевышний допускает зло?» Этот вопрос — также одна из форм упомянутого сопротивления и внутреннего несогласия человека со случившимся, которая, как говорится, лишь добавляет масла в огонь. Важно разобраться и с этим.
Вопрос о зле и соответственно добре — это давний вопрос теологии и философии. У него есть некоторые нюансы, но главная суть в том, что Бог — всеблаг, и в окончательном итоге все сводится именно к этому. При этом абсолютно все перед ликом Всеблагого Бога ничтожно. Да, зло случается. Но оно не имеет онтологической силы и самостоятельности. Оно лишь часть глобального Плана, смысл которого заключается в том, что тени и полутени нужны лишь для того, чтобы на их фоне возможно было осознать, что все соткано из Света. Иначе Свет был бы просто неразличим. Контраст нужен лишь для этого. Применительно к Жизни это означает, что она обретает свою абсолютную ценность лишь в обрамлении смерти. Так устроена реальность, в водоворот которой мы все вовлечены.
Однако если еще глубже посмотреть на суть вопроса, то в какой-то момент становится понятным, что категории добра и зла на самом деле рождаются лишь дуальностью нашего мышления. Ведь на самом деле Жизнь едина. Она такова, какова есть. И лишь в наших глазах одни ее проявления нам кажутся «хорошими», другие — «плохими». Безусловно, мы можем быть правы в своих оценках. Но сами такие оценки проистекают от определенной ограниченности нашего виденья мира.
В одной китайской притче рассказывается про крестьянина, у которого убежала лошадь. Все соседи восклицали, как это плохо, но в ответ крестьянин просто сказал: «Может, и плохо, а может, и хорошо». Через несколько дней лошадь вернулась и привела за собой целый табун диких коней. Все соседи поражались редкой удаче, говорили, как это хорошо! Но крестьянин снова произнес лишь: «Может, и хорошо, а может, и плохо». На следующий день сын крестьянина попытался объездить одного из диких скакунов, но тот сбросил его, и юноша сломал ногу. Все соседи сочувствовали несчастью, говорили, как это плохо! Но крестьянин снова повторил: «Может, и плохо, а может, и хорошо». На следующей неделе в деревню явился чиновник, чтобы забрать молодых людей в армию, но он не взял крестьянского сына из-за сломанной ноги. Когда же соседи стали наперебой поздравлять крестьянина с этим и говорить, как хорошо! Он и на этот раз ответил: «Может, и хорошо, а может, и плохо». В исламской традиции аналогичная идея об относительности наших оценок выражена в коранической истории про пророка Мусу и мудреца Хидыра.
Что есть добро/хорошо, а что есть зло/плохо? Мы редко задумываемся над такими вещами, полагая их самоочевидными. Но на самом деле весь секрет здесь состоит в том, что мы лишь навешиваем подобные ярлыки на события в зависимости от собственной дальнозоркости, т.е. от нашего виденья той цепочки последствий, которые порождены этими самыми событиями. Хорошо или плохо то, что у крестьянина убежала лошадь? Добро это для него или зло? Мы не знаем ответа на подобные вопросы. Все зависит от того, где обрывается горизонт нашего виденья порожденных событием следствий. Но если мы взглянем на Жизнь в ее неразделенной целостности, то все, что в ней случается, с высоты бесконечной перспективы находится за пределами категорий добра и зла, все суть Единое.
Все подобные притчи даются нам не для того, чтобы оправдывать убийц и насильников, но для того, чтобы под другим углом зрения посмотреть на то, что с нами происходит сейчас. То, что нам сегодня кажется абсолютным злом, возможно, содержит в себе то зерно, из которого произрастет нечто великое и светлое. И быть может, не лично для нас, но для всего человечества. Такое осмысление наших жертв и потерь может немного смягчить силу их удара. В таком взгляде на мир рождается надежда, что все не напрасно.
«ВСЕ МЫ ОТ БОГА К НЕМУ И ВОЗВРАЩАЕМСЯ»
И в заключение позвольте привести слова нашего муфтия Камиля хазрата Самигуллина, которые он опубликовал в ночь трагедии:
«Страшная весть вчера вечером ворвалась в наши дома. Самолет «Боинг» при посадке в казанском аэропорту потерпел крушение и оборвал жизни 50 человек, наших земляков и сограждан, среди которых были и дети. Жизнь каждого человека бесценна и невосполнима. Эта трагедия до глубины души потрясла каждого из нас.
Мы скорбим вместе с родными и близкими погибших и молим Всевышнего Творца ниспослать им стойкости, чтобы пройти через эту невыразимую боль. Наверное, в целом мире нет таких слов, которые могли бы выразить весь ужас этой невосполнимой утраты. В дни горя мы ищем утешение в тихой молитве о душах безвременно ушедших и в твердой уверенности, что они предстанут пред ликом Всевышнего под сенью Его бесконечной милости.
Сегодня, следуя мудрому наставлению нашего Господа, мы вспоминаем слова Священного Писания: «Все мы от Бога к Нему и возвращаемся». Перед необратимостью того, что произошло, нам остается лишь явить смирение, ибо этого уже нельзя изменить. Горе сковывает душу человека в тисках отчаяния, но, как бы ни было тяжело, важно найти в себе силы распахнуть свои сердца навстречу к Жизни и озарить свой путь светом надежды. Да благословит вас Господь!»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.