Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000041474 StartFragment:0000000603 EndFragment:0000041458

Ударим планами по национальному вопросу!

 

«Составлять план — часто это претенциозное, тщеславное умственное занятие, посредством которого принимают важный вид творческого гения, требуя того, чего сами не могут исполнить, порицая то, что не умеют исправить, и предлагая то, что сами не знают, где найти».

Иммануил Кант. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике». 1783 г.

О государственных планах тема. Не о тех, «ударных» пятилетках, которыми жила страна, на наследии которых пока держимся на плаву. Их составители знали, чего хотели, и предлагали то, что знали. И за ценой, конечно же, не постояли.

Но не об этом сегодня речь.

Была также семилетка развития народного хозяйства и двадцатилетний план построения коммунизма к 1980 году. Но с коммунизмом мало что получилось. Потому, что «архитекторы» сами не знали, что и как строить. Это, во-первых. Во-вторых, не знали, что его, вообще, не надо было «строить». Достаточно было просто двигаться туда, создавая условия и убирать препятствия на пути к обществу справедливости и процветания. А «ускорять» «строительством» его рост это ведь тоже самое как «ускорять» рост ребенка, оттягивая его за уши.

И не об этом ныне разговор.

Неожиданно и беспланово наступившая «свобода» без планов: не строить, не созидать, не трудиться, ни за что не отвечать — это тоже отдельная тема. Не будем ее касаться. Дело сделано, наступила пора пожинать ее заслуженные плоды.

Наконец, подошли к теме. Вместе с государством, которое сегодня тоже возвращается к планам. Поговорим о них. О тех, составление которых потребовал Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович в своем выступлении на заседании Совета по национальным отношениям, 22 октября 2013 года в Уфе.

Заседание было посвящено выполнению «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», утвержденной в декабре 2012 года.

В. Путин сообщил, что принят ПЛАН её реализации на 2013–2015 годы, а также программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». То есть, через две семилетки у нас должна быть единая российская нация с этнокультурно развитыми народами.

Президент выразил озабоченность тем, что «работа пока разворачивается медленно: ПЛАНЫ реализации федеральной Стратегии составили только девять регионов Российской Федерации. Повторю, речь идёт лишь о ПЛАНАХ, о первых необходимых мерах, а если проанализировать конкретную работу, то картина, видимо, будет ещё более удручающей» (Выделения заглавными буквами — мои. С.Ф.).

Далее он еще раз напомнил о необходимости местных планов по выполнению федеральных планов: «Мы, как правило, рекомендуем регионам составить ПЛАНЫ или разработать свои документы, дополняющие федеральные».

Указал, каким должны быть эти планы: «Подчеркну, региональные ПЛАНЫ реализации Стратегии национальной политики должны быть содержательными, отражать потребности, отражать специфику каждой конкретной территории».

Прозвучало и грозное предупреждение в адрес органов власти на местах:

«На днях палатами Федерального Собрания принят закон об определении полномочий региональных и муниципальных властей и их ответственности за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт».

Входит так, что приняв этот закон, федеральный центр снял с себя ответственность за обострение межнациональных отношений в стране.

Цели «Стратегии» изложены в ее 7-й статье. Их там много. Выделим лишь первые две заявленные цели:

«а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) «сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России».

Но, для реализации цели «а)» к единой «российской нации» все пути выровнены, выпрямлены открыты без скоростных ограничений и освещены. Вперед, без оглядки!

А на пути реализации «цели» «б)», о «сохранении и развитии этнокультурного многообразия народов», сплошная полоса препятствий. Да еще с множеством запретов на их самовольное преодоление или на попытку их обойти!

Реализацию этих двух целей для наглядности можно представить как речной марафон двух спортивных команд по плаванию: одной — любимой — позволено показывать рекордные результаты, плавая по течению в полную силу своих натренированных возможностей, под опекой благосклонных судей, а другим — нелюбимым — предлагают со связанными руками и ногами проплыть ту же дистанцию против течения.

Живые примеры? Их сотни и тысячи: массовое закрытие нерусских национальных школ по всей России и воспрепятствование их открытию и сохранению... Добивание остающихся национальных нерусских школ федеральным законом № 309 об исключении национального компонента из государственного стандарта школьного образования. Запрет ЕГЭ на родных нерусских языках, ставший контрольным выстрелом по убиваемым национальным школам. В Татарстане, практически, уже не осталось татарских и других нерусских школ. Они вынуждены переходить в статус русских школ, где нерусские учащиеся обязаны изучать русский язык как свой родной язык и сдавать ЕГЭ по русскому языку на уровне тех же требований, для кого он родной язык.

Тотальное наступление на национальные школы — это не что иное как политика насильственной русификация нерусских народов путем принуждения их к отказу от своих родных языков.

Знание русского языка как общероссийского государственного языка Российской Федерации необходимо для всех ее граждан. Это бесспорно. Оно требовалось и в СССР, во всех нерусских союзных республиках страны. Но обязательность изучения русского языка в Советском Союзе никогда не сочеталась с прямым насильственным принуждением нерусских народов к их отказу от родных языков. Даже в годы самых самых чудовищных репрессий целых народов школьные экзамены в нерусских школах сдавались на родном языке. При поступлении в ВУЗы вступительный экзамен по русскому языку и литературы для выпускников национальных школ проводился по облегченной программе — диктант или изложение вместо сочинения.

Даже в самые трудные годы войны, когда немецкие войска дошли до Волги, ни одна школа в Татарстане не была закрыта или «оптимизирована». В начальной школе моей родной маленькой деревушки Актюба Азнакаевского района, на весь 1944/1945 учебный год нам — ученикам всех 4-х классов выдали по две тетрадки, по одной ручке и по два стальных пера к ним, по два карандаша. На весь учебный год! Чернила делали или из наструганных стержней «химических карандашей» (откуда они брались — не знаю, не помню. Наверное, из довоенных запасов) или из домашней печной сажи. Учебники довоенного издания были общего пользования — по одному на класс. В зимние месяцы все 4 класса школы учились в одной отапливаемой комнате школы и один учитель вел уроки одновременно со всеми четырьмя классами. И при таких условиях школы не «оптимизировались»!

Законодательные и другие запретительные акты государства дополняются адресным произволом властей по ограничению национальных прав татарского народа.

Например, разгром татарско-турецких лицеев российской прокуратурой и Министерством образования и науки РФ, негласный запрет на создание Татарского государственного национального университета. Был принят даже особый федеральный закон о лишении татарского народа его права быть хозяином своего родного языка, своей национальной письменности!

Отвратительнейшим примером татарофобской черной пропаганды стал лживый и злобный до безумия татарофобский фильм «Орда», снятый по заказу с студии «Православная энциклопедия» и показанный в День России по Первому каналу в лучше время для массового просмотра.

Еще один самый свежий факт разжигания межнационального оздобления.

Есть российский государственный международный новостной канал Russia Today, то есть «Россия сегодня». Создан в 2005 году. С целью улучшить международный образ России. Главный редактор — журналист Маргарита Симоньян. Она же и член совета директоров Первого канала ТВ.

5 ноября 2013 года, этот государственный редактор государственного СМИ распространила в Сети свое нашумевшее понимание цели и задачи национальной политики РФ, Под названием: «О русских, нерусских и как дальше жить…». (http://m-simonyan.livejournal.com/58205.html).

Приведу некоторые ее суждения, звучащие как манифест нацизма.:

«У русских для сохранения Родины в ее нынешнем виде нет другого пути, кроме как больше рожать и больше ассимилировать. Не гнать от себя, не пугать, не резать в метро, а плавить в одну общую культурно русскую массу, в пока еще не существующий единый российский народ всех нерусских, рожденных и выросших на этой нашей земле».

«Наша история, наша культура, наши ценности, наш первый и главный язык – все это должно быть единым, непререкаемым, монолитным, необратимым, не зависящим от того, кто талантливее орет на митинге или трибуне. Раз и навсегда».
«Остальное дело техники».
«Маленький дагестанец, ингуш, татарин, калмык (кого еще режут в московском метро?) должен знать, что он, прежде всего, россиянин, а потом уже дагестанец, ингуш, татарин, калмык».

С точки зрения этого ГОСУДАРСТВЕННОГО должностного лица, ответственного за создание положительного образ России в мире, мы — «маленькие» дагестанцы, ингушы, калмыки и «(кого еще режут в московском метро?)» — оказывается, должны рассматриваться лишь как демографическое сырье для «плавки» в суррогатных русских, «в одну общую культурно русскую массу»!

Да, конечно, так будет гуманнее, чем газовые камеры и резня в московском метро.

Интересно, как сами русские люди относятся к такому, оскорбительному по сути, способу пополнения русской нации за счет переделки «маленького дагестанца, ингуша, татарина, калмыка (кого еще режут в московском метро?)»?

Наверное, нечто подобное о восполнении военных потерь русского народа в войне мог бы предложить Йозеф Геббельс, если бы он по совместительству с основной должностью в фашистской Германии, стал бы руководителем Совинформбюро, созданного тоже для внешней пропаганды СССР в в июне 1941 года.

Таких, продвигаемых и опекаемых государством должностных лиц, организаций, «стратегических» институтов с филиалами на местах и т. д., к несчастью, немало.

В. Путин нацеливает работу по национальному вопросу лишь в национальных регионах, с нерусскими народами. В них только, наверное, видит опасность. А поддержка лозунга «Россия — для русских!» большинством русских (66 процентов по данным Левада-центра) почему-то не тревожит Президента.

Получается так, что «Стратегия государственной национальной политики» и программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», построены на базе государственной политики принуждения нерусских народов к отказу от родного языка и всеобщей русификации их во имя «укрепление единства российской нации»!

Такой вывод подкрепляется и тем, что ни в «Стратегии», ни в программе «Укрепления единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»», нет ни слова об отмене этих дискриминационных законодательных и других нормативных актов, об осуждении произвола и «дури» (по выразительной оценке самого же В. Путина) в языковой политике, нет там ни слова о восстановлении тысяч национальных школ по РФ и сотен таких школ в Татарстане, уничтоженных под видом «оптимизации».

Вернемся к региональным планам решения национальных вопросов, на составлении которых настаивает В. Путин.

Планы будут у всех. В этом нет сомнения. Но они так и останутся благозвучными планами, пока остаются в силе те запретительные законы и другие дискриминационные акты об ограничении национальных прав нерусских народов в области образования и культуры, пока государство «толерантно» к шовинистической пропаганде в СМИ и расистским призывам государственных должностных лиц.

«Пытаясь решить частные вопросы, не решив прежде общие, мы будем вновь и вновь натыкаться на эти общие вопросы» — таков элементарный, но универсальный закон логики, который после Ленина уже мало кто упоминал и в теории, и на практике.

Преобразование России в Союз равноправных народов, примерный и привлекательный не только для своих коренных, но и для ближних и дальних — вот та общая задача, без решения которой никакие частные стратегии не сработают.

Вопреки неумолимой логике, решение усложненных самими федеральными властями общих для всей РФ национальных вопросов возложено на региональные и муниципальные власти. С угрозой снятия с работы руководителей. А ведь полномочий на устранение созданных государством общих причин национальных проблем, противоречий и конфликтов у местных властей нет!

Что, например, остается делать руководству Татарстана, когда татарская общественность ворчит, шумит, митингует, протестует против уничтожений татарских школ, гимназий, против погрома татарско-турецких лицеев, против запрета ЕГЭ на родном татарском языке в татарских школах, требует создания Татарского национального университета и т. п.?

Упомянутый В. Путиным новый угрожающий закон от ответственности местных руководителей оставляет им лишь два варианта ответных действий: 1) давить и душить недовольство, а более упрямых — посадить; 2) или, не желая душить и давить свой народ, и не дожидаясь снятия с должности, подать в отставку. Но в этом случае на его место пришлют опричника, который будет давить протесты и сажать недовольных без угрызения совести.

А с посадками скоро станет совсем просто. Рассматривается законопроект о «сепаратистах» с тюрьмой до 20 лет. Уже давно любое общественное движение и малейшее шевеление за соблюдение конституционных национальных прав народа преподносится не иначе как «национал-сепаратизм». Филиал РИСИ тут хорошо поработал. Протестуешь против закрытия татарских школ - «национал-сепаратист»! Требуешь создание Татарского национального университета - «национал-сепаратист»! Эти ставшие привычными ярлыки и доносы в Центр, станут достаточными и для тюремных сроков. Это не преувеличение. В частности, разгром Генпрокуратурой РФ татарско-турецких лицеев в Татарстане был осуществлен лишь на основе ничем не подкрепленных доносов. Технология хорошо отработана на запрете книг. Провокаторы доносят доносы об «экстремизме», «эксперты» «подтверждают», суды — судят в духе времени.

Но, к сожалению и стыду нашему, в том, что происходит в национальной политике государства, есть немалая доля вины и нашей республики. Депутаты Госдумы от Татарстана последних трех созывов неизменно единогласно поддерживают принятие всех законов по ограничению прав нерусских народов РФ и полномочий национальных республик. Ни словом не возразили они и против запрета ЕГЭ на родных нерусских языках. Единодушно одобрили закон об отмене президентского поста в республиках и упомянутый В. Путиным закон о возложении ответственности по национальному вопросу на местные власти с угрозой снятия с должности.

Такая позиция представителей Татарстана в российском парламенте — это же равноценно лишению республики ее морального права на осуждение и критику дискриминационных перекосов национальной политики государства.

И, наконец, грустное заключение.

Все самые замечательные «стратегии», программы и планы по предотвращению обострения национального вопроса в России будут обречены на провал, пока не искоренены их причины, создаваемые самим государством.

А частные региональные планы по реализации «Стратегии государственной национальной политики», при сохранении и умножении общих причин обострения национального вопроса, обернутся лишь планами по посадкам или посадочными планами.

 

Фандас Сафиуллин

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции