Многие люди стремятся спрятаться в цитадели бездумья и безмятежности, А НЕ жить в Новой эпохе веры

12 января мусульмане Татарстана отмечают рождение основателя ислама. Особые торжества с участием президента РТ пройдут в данной связи в городе Болгар. Празднуемое событие — хороший повод поговорить о роли пророка Мухаммада в мировой истории. Приход последнего Пророка ознаменовал собой упразднение пророчества как феномена. Отныне любому личному авторитету, претендующему на сверхъестественное происхождение, пришел конец. Настала эпоха Разума и собственных ответственных решений.

 

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА — МИНИКОПИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Крупнейший физик XX века Дэвид Бом для анализа существующей реальности предложил модель голографической Вселенной. Принцип этой модели наглядно проступает в ставших ныне популярными голограммах, которые содержат в себе оптическую иллюзию объемного изображения. Интересно, что стоит разбить голограмму, и в каждом отдельном осколке мы увидим не часть запечатленного в ней объекта, а все изображение целиком. Голографическая модель реальности означает, что подобно тому, как в ядре каждой клетки через ДНК зашифрована информация обо всем человеке, так и любой участок воспринимаемого нами мира, словно осколок голограммы, содержит в себе полную информацию о структуре всего мироздания. Иначе говоря, существующая Вселенная — это трехмерная голограмма.

Для философии подобная идея в целом не нова. Так, мыслители античности воспринимали человека как микрокосм, т.е. уменьшенный вариант макрокосма, Вселенную в миниатюре. Распространена была эта идея и в средневековой религиозной философии. Однако мало кто задумывается, что если мы принимаем подобный взгляд на мир, то он должен отображать и динамику человеческой жизни. Другими словами, хотя бы основные этапы жизненного пути человека каким-то образом должны быть спроецированы на ход всей мировой истории. С этой точки зрения логично предположить, что появление человека на свет соответствует религиозному сюжету об Адаме и Еве, т.е. рождению человечества, а наша индивидуальная смерть — Судному дню, предстающему в религиозном мировоззрении как коллективная смерть мира.

Впрочем, подобные мотивы прослеживаются во всей современной культуре, которая, несмотря на свой светский, а порой и антирелигиозный характер, продолжает сохранять и даже культивировать апокалиптические, т.е. религиозные по своей сути, настроения. Фильмы-катастрофы — одно из ярких проявлений этого. Возможно, все дело здесь в том, что как каждый человек в отдельности благодаря осознанию конечности своего бытия начинает больше ценить свою жизнь, так и человечество в целом через страшные картины своей коллективной смерти начинает с большей ответственностью относиться к своей коллективной Жизни, к судьбе всего человечества. Однако речь сейчас о другом.

Итак, если микрокосм — это уменьшенная копия макрокосма, а у рождения и смерти есть свои параллели на глобальном уровне, то что тогда будет аналогией вступления человека во взрослый этап жизни применительно ко всему человечеству?

Мавлид-2013
Мавлид-2013

МАВЛИД — ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ О МУХАММАДЕ

Этим вопросом мы задаемся сейчас, когда весь мусульманский мир встречает праздник Мавлид — рождение благословенного пророка Мухаммада. Отмечается он верующими и в Татарстане. Особые религиозные торжества, сценарий которых в этом году был специально воссоздан с древних татарских традиций, пройдут 12 января на почтенной для татарского народа земле города Болгар в Белой мечети. На мероприятие приедут простые верующие, имамы и муфтии из разных регионов нашей страны. Ожидается также участие в торжествах первого и нынешнего президентов РТ.

Главный смысл всех этих торжеств состоит в том, чтобы напомнить нам о личности пророка Мухаммада и значимости его духовного примера, отдать дань должного ему уважения. Вообще, почитание Пророка, тем более в праздник Мавлид, характерно для религиозной культуры ислама. Раньше татары это делали в том числе через мунаджаты и касыды, где в песенной форме восхваляли горячо любимого Пророка, или через хильи (разновидность шамаиля), где каллиграфическими узорами расписывали его достохвальные качества. Сейчас мусульманские проповедники используют также «панегирики» нового типа. Например, одним из излюбленных сюжетов такого плана в последние годы стала книга американского исследователя Майкла Харта «100 самых влиятельных людей в истории» (изд. в 1978 и 1992 годах), где пророк Мухаммад возглавляет список. Столь непривычный для западного человека выбор сам автор объясняет тем, что Мухаммад — «это единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной, и в светской областях», ведь он «стал основателем одной из великих мировых религий и политическим лидером, добившимся необычайных успехов». Другого аналогичного примера такого же калибра в истории человечества нет.

Этот факт, безусловно, является дополнительным штрихом в оценке масштабов личности пророка Мухаммада, однако он не раскрывает собственно мусульманских взглядов на его роль в истории человечества. Сами мусульмане данную роль воспринимают сквозь призму слов Св. Корана: «Мухаммад не был отцом ни одного из ваших мужей, но он — посланник Божий и печать пророков» (33:40).

 

ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЗАВЕРШИЛОСЬ

У эпитета «печать пророков» есть несколько значений. Во-первых, это означает конец «линии пророков», которая шла сквозь столетия начиная с первочеловека Адама. Во-вторых, это подразумевает признание истинности учений всех предшествующих Мухаммаду пророков, т.к. печать на документе подтверждает достоверность вышеизложенного текста. В третьих, печать знаменует полноту и совершенство учения о Едином Боге, которое было раскрыто через проповедь последнего Пророка, ведь после того как печать поставлена, какие бы то ни было дополнения уже невозможны.

Но что значит «печать пророков» в рамках того масштаба, который был задан в первой части поста? Другими словами, чем является приход Мухаммада в контексте истории человечества, единой канвы людских жизней и судеб?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, важно знать, что, согласно исламской историософии, Бог, утвердив человека на земле, не оставил его. Он неустанно помогает ему идти к истине и внутренней гармонии. Раньше Всевышний делал это посредством пророков, которые, по Корану, ниспосылались каждому народу. Однако с приходом пророка Мухаммада эпоха пророчества завершилась. Что же это означает для глобальной шкалы исторического процесса?

Как известно, в начале своего жизненного пути каждый из нас, будучи ребенком, постоянно нуждается в направляющих подсказках взрослого. Однако наступает момент, когда человек взрослеет и уже сам может определять свою судьбу. Также и с человечеством в целом. Поначалу Бог ведет его посредством Своего Откровения, «подсказок» свыше, но на определенном историческом этапе оно прекращается. Мухаммад был «печатью пророков» в том смысле, что с его приходом закончилось детство человечества, теперь оно стало взрослым и само должно определять свою судьбу. «Печать пророков» — это водораздел, исторический маркер между двумя эпохами, это конец беззаботного детства, когда все решали за нас.

Мусульмане верят, что пророк Мухаммад оставил после себя совершенную религию. «Мое отношение к предшественникам, — иногда цитируется и сам Пророк по этому поводу, — может быть понято через притчу о дворце, который был построен наилучшим образом, не хватало в нем лишь единственного камня. Я заполнил пустующее место, и строительство завершилось». Это утверждение известный мусульманский мыслитель XX века Мухаммад Икбал назвал «великой идеей в исламе». Смысл совершенства Откровения и последнего пророчества здесь заключается не в том, что жизнь мусульман не нуждается больше в каких-либо дополнениях и исправлениях, как полагают некоторые ригористы, а в другом. «Пророчество в исламе, — пишет Икбал в данной связи, — достигает своего совершенства в обнаружении необходимости собственного упразднения». Другими словами, «интеллектуальная ценность указанной идеи состоит в нацеленности на создание независимого критического отношения... и убежденности в том, что любому личному авторитету, претендующему на сверхъестественное происхождение, пришел конец». Конец, ознаменованный тем, что линия пророков отныне запечатана.

Однако многие люди наотрез отказываются осознавать себя во времени после «печати пророков», жить полной грудью в Новой эпохе веры — эпохе Разума и собственных ответственных решений. Им тише и спокойнее спрятаться в цитадели бездумья и безмятежности, так сказать, у Пророка за пазухой. С другой стороны, кто из нас не мечтает вернуться в счастливое и беззаботное детство?

P.S. Бог сказал:

«Разве Мы не раскрыли
Тебе твою грудь?» (94:1)

Не ищи этого вне себя,
Ты — источник молока.
Перестань доить других.

Джалаледдин Руми

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции