БЕЗБИЛЕТНЫЙ ПРОЕЗД ПРИРАВНИВАЕТСЯ К УГОЛОВНОМУ ПРЕСТУПЛЕНИЮ

Тема общественного транспорта лично для меня особенная и очень трепетная. Потому что даже через два с половиной года я не перестаю находить в ней что-то новое. Но давайте по порядку.

Внешне транспорт в Германии выглядит очень чисто и аккуратно. Глядя на ухоженные автобусы-трамваи, даже не рискну предположить, сколько лет они эксплуатируются. Но разваливающихся или дымящих на ходу автобусов в Германии точно не найдешь. Для всего транспорта скорость по городу составляет 50 км/час, поэтому увидеть едущие наперегонки автобусы тут тоже не удастся.

 

Благодаря многообразию транспорта и его регулярности люди не ездят, как сельди в бочке. Как правило, заняты все сидячие места и несколько стоячих, что говорит о хорошем планировании маршрутов и трафика общественного транспорта.

Для инвалидов преград никаких нет — низкие полы существенно облегчают жизнь. Если же человек не может выехать самостоятельно, он нажимает кнопку связи с водителем, водитель на остановке покидает свою кабину, откидывает дополнительный мостик, чтобы помочь инвалиду выехать. Кроме этого, люди с ограниченными возможностями могут заказать себе заранее сотрудников из сопроводительного сервиса, которые помогут выбраться из дома, заехать в транспорт и выехать из него.

Многолюдные остановки обычно снабжены электронным табло, на котором высвечивается, через сколько минут приедет транспорт. Сами остановки представляют собой стеклянную полубудку с картой местности или города, расписаниями и объявлениями о строительных работах и изменениях маршрута. Раз в неделю павильон обязательно моют и чистят до блеска при любой погоде.

Городской транспорт во всех крупных городах ездит круглосуточно. Отмечу, что немцы предпочитают электрический транспорт. В Берлине кроме обычного метро (U-bahn) существует многовагонный трамвай (S-Bahn). Его станции есть как на земле, так и под землей. Картину дополняют обычные трамваи и автобусы, в том числе двухэтажные. Транспорт ходит с интервалом в 10 минут с полпятого утра до полпервого ночи, а ночью каждые 15 минут курсируют автобусы. Интересно, что троллейбусы «прижились» всего в нескольких городках Германии. Несмотря на любовь к электрическому транспорту, немцы предпочитают рельсовый (в отдельных городах — монорельсовый) транспорт. Кстати, чтобы открыть двери в любом транспорте, надо нажать на специальную кнопку, расположенную рядом с дверью снаружи или внутри салона.

Кстати, расписание всего транспорта в стране можно найти на общем транспортном сайте Германии. Причем здесь отображается в режиме оnline вся информация о поезде, включая опоздание. Да-да, не удивляйтесь. Несмотря на немецкую пунктуальность, поезда довольно часто опаздывают и ломаются. Особенно зимой. Не выдерживают суровых (по мнению немцев) погодных условий. Настоящей катастрофой для поездов становится снег. Для меня до сих пор остается загадкой, как можно было спланировать двухэтажные электрички и экспресс-поезда с кондиционерами и «цивилизованными» туалетами, с автоматической системой шлагбаумов по всей стране и не предусмотреть снегоуборочной техники?

Билеты покупаются в специальных автоматах. Штраф за безбилетный проезд оставляет по стране 40 евро и приравнивается к уголовному преступлению. Конечно же, можно рискнуть и проехать зайцем. Но не советую. По крайней мере, вы должны всегда помнить, что у контролеров может и не быть униформы. Совершенно обычный мужчина или женщина могут проехать несколько остановок, слушая плейер. Потом вынуть наушники, достать удостоверение контролера и начать проверять билеты.

Информация и продажа билетов

СТОИМОСТЬ БЕРЛИНСКОГО ТРАНСПОРТА

Стоимость проезда в Берлине зависит от расстояния. Если нужно проехать две-три остановки, покупается «билет на сокращенный маршрут» (Kurzstrecke) за 1,5 евро.

По расстоянию Берлин делится на зоны. Зона А охватывает совсем не маленький центр города, зона В — более отдаленные участки города и зона С — пригороды и аэропорт Шёнефельд. Обычный билет (Einzelfahrkarte) на зоны АВ стоит 2,60 евро (более 100 рублей), зоны ВС — 2,9 евро и АВС — 3,20 евро. Все эти типы билетов рассчитаны на одну поездку и действуют на всех видах транспорта в течение двух часов. Пересадки роли не играют. Проездной на день (Tageskarte) стоит 6,70 евро. Есть также билеты на группу лиц (Gruppenkarte), проездные на неделю, на месяц и год, со льготами и без. Для туристов предлагается много вариантов проездных билетов, совмещающих в себе проезд и скидки на посещение достопримечательностей. Подробнее о тарифах можно узнать на сайте берлинского общественного транспорта. Здесь же можно проложить маршрут — ввести пункт А и пункт Б, указать дату и время отправления или желаемого прибытия, и получить план поездки (в случае пересадок даже с учетом пешеходных переходов). Такая же схема действует на аналогичных сайтах всех городов Германии.

1.jpg
В середине декабря в Лейпциге открывается «городской тоннель» (City-Tunnel). Он позволит развить довольно слабый, в отличие от Берлина, S-Bahn

ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ ЛЕЙПЦИГА

В Лейпциге транспортная сеть не такая развитая, как в Берлине. Хотя Лейпциг и считается крупнейшим городом Саксонии (520 тыс. жителей), основным средством передвижения здесь считается трамвай. Ездят тут как новые составы с кондиционерами и без, так и старые чешские, отремонтированные и модернизированные. Трамваи начинают ходить в четыре утра и заканчивают в час ночи. Причем в 4 - 5 утра интервал движения составляет 15 - 20 минут, а с 6 до 18 — каждые 10 минут. Далее — каждые 15 минут. Чем позднее, тем транспорт ходит реже и с двенадцати до часу ночи трамвай ходит раз в полчаса. Ночью ходят по аналогичным маршрутам автобусы, отправляются они с вокзала раз в час (01:11, 02:22, 03:33). В общем, всегда есть твердая уверенность добраться домой на общественном транспорте после дискотеки, из бара или с прогулки.

Днем автобусы ездят по своим маршрутам, но интервал движения разный — от каждых 10 минут до раз в час. Автобусы Лейпцига помечены значком «Сохраним природу» и ездят на биотопливе.

Цена за одну поездку составляет 2,40 евро и билет действует в течение часа. Есть проездные для нескольких лиц, на день, неделю и месяц.

Когда я была студенткой, купила проездной билет на семестр (три месяца) по специальной студенческой цене — 90 евро. Мысленно переведя сумму в 3,6 тысячи рублей, я пришла в ужас. Хотя через какое-то время поняла, что на самом деле это не так и дорого. Обычный проездной на месяц стоил 55 евро. Да и, положа руку на сердце, не жалко отдать деньги за регулярный транспорт, нормальные условия поездки и чистоту в салоне.

PB260002.jpg
 

ЛЕЙПЦИГСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ СТАЛ ЖЕРТВОЙ РАСТРАТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЯ

В середине декабря в Лейпциге открывается «городской тоннель» (City-Tunnel), гибрид городского метро и пригородных станций.  Он позволит развить довольно слабый, в отличие от Берлина, S-Bahn. Примечательно, что в ходе строительства вокруг не было никакой грязи и уже летом станции снаружи выглядели почти завершенными.

Строится тоннель уже десять лет и потрачено на него 960 млн евро. Из-за таких растрат в этом году на ежегодной рождественской ярмарке отменили знаменитый на всю Европу лейпцигский рождественский календарь (Adventskalender). О нем стоит сказать поподробнее. Традиционный рождественский календарь представляет собой открытку или коробочку с 24 окошками, отсчитывающими время до Рождества. Первого декабря открывают первое окошко и находят под ним шоколадную конфету или маленький сюрприз. В последующие дни открываются постепенно все окошки, вплоть до самого праздника. В отличие от обычных рождественских календарей, лейпцигский представлял собой настоящий жилой дом, декорированный на время праздников под огромный календарь. Каждый вечер на ярмарке под небольшую шоу-программу и восторженные возгласы посетителей открывалось очередное окошко.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НЕМЦЕВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Сколько раз слышала, что в Германии не принято уступать места пожилым людям. Мол, ненароком и оскорбить человека можно. Поначалу в Лейпциге даже неуютно себя чувствовала при виде входящих бабушек. Все ждала, что кто-нибудь нависнет над душой и начнет читать мораль, как я вообще смею сидеть в их присутствии. Такого не происходило, все бабушки и дедушки вели себя адекватно и часто ездили стоя, несмотря на свободные сидячие места. Поэтому приходилось сдерживать свои благородные порывы.

Но однажды я увидела, как очень слабому старичку один парень уступил место! И тот вовсе не обиделся, а сел, с улыбкой и благодарностью. И тут до меня дошло: места не уступают, потому что никто не знает о такой обязанности. С тех пор я всегда уступаю места пожилым людям. Как написали бы в соцсетях, «ломаю систему». Причем первые несколько секунд пенсионеры впадают в ступор, потом расплываются в улыбке и благодарят так, как будто ты подарила им миллион. И присаживаются.

С беременными женщинами на деле обстоит иначе. Независимые немки пару раз ответили на мой добрый жест испепеляющим взглядом и продолжили стоять. Наверное, по этой же «независимой» причине мужчины не помогают заносить женщинам в транспорт ни чемоданы, ни коляски. Зато предложения помощи можно услышать от девушек.

Иногда меня нервирует неторопливость немцев. Например, когда остановка полна народу, а на улице жуткий ливень, трамвая ждешь, как из печки пирога. В итоге вместо того, чтобы бегом заскочить в вагон, ждешь, пока впереди стоящие неспешно зайдут, откинут капюшон, посмотрят на телефон и... останутся у дверей. Так и подмывает крикнуть: «Проходим в середину салона, поторапливаемся!» Но вместо этого приходится всех расталкивать, вежливо улыбаясь.

Не понимаю также эгоизма немецких пассажиров. Вполне нормальная картина, когда одно место занимает человек, а на соседних двух местах расположились его рюкзак и куртка. Причем рядом стоящие люди будут культурно молчать и дальше ехать стоя. Я же из принципа прошу убрать вещи и сажусь, хотя нередко выслушиваю за это тихое ворчание и недовольные вздохи. К счастью, такие вещи происходят редко и обычно сидячих мест в транспорте хватает всем.

z=z=z

Продолжение следует.

Читайте также:

Германия изнутри

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции