Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет;
и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

Мф. 12:25

НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ

Технически все прошло достаточно просто и спокойно. 11 февраля текущего года ЦБ Казахстана объявил, что отказывается от мер поддержки тенге. Нового курса он не устанавливал, всего лишь предположил, что котировка сдвинется в район 185 тенге за доллар США. Так и вышло — девальвация, таким образом, составила примерно 19%. При этом глава ЦБ Казахстана Кайрат Келимбетов заявил, что девальвация была проведена «безупречно», и попросил граждан «не благодарить регулятора за работу». Граждане, однако, были весьма удивлены такими действиями монетарных властей, возле здания ЦБ в Алма-Ате состоялся митинг недовольных, которые требовали отставки Келимбетова. Надо сказать, повод у них был вполне конкретный, в местных магазинах резко выросли цены на импорт и не только. Казахские острословы тут же привесили Келимбетову прозвище «Каскыр с Нацбанка» — с явной отсылкой к не самому законопослушному герою свежевышедшего фильма «Волк с Уолл-стрит» («каскыр» — по-казахски «волк»). Сам Келимбетов, понятно, в отставку уходить не стал.

460-1.jpg
ЦБ Казахстана объявил, что отказывается от мер поддержки тенге

В общем, операция проведена, все вроде бы чисто, дальнейшего давления на тенге со стороны желающих подзаработать не наблюдается, предварительного отыгрывания спада также не было. Казалось бы, все хорошо, но в реальности такая ситуация вполне может являться предвестником изрядных рисков для Казахстана в частности и региона в целом.

МАСШТАБ ВАЖНЕЕ ЛЬГОТ

Надо понимать, что экономика Казахстана представляет из себя экономику РФ в миниатюре. Основа благосостояния — нефть, производство которой утроилось с конца прошлого века, особенно ускорившись с середины нулевых. Собственно, вокруг нефти выстраивается и вся прочая экономика: в первую очередь это строительный сектор, затем вся торговля — вообще говоря, недоразвитость таковой характерна для всех стран бывшего Союза. При этом в прочих секторах экономики ситуация особого улучшения не получила — они являются менее маржинальными и, соответственно, менее выгодными для инвестиций, внутренних и внешних. Понятно, что картина здесь искажается госинвестициями, различным лоббированием и, скажем так, традиционностью и инертностью мышления, но в целом картина именно такая. Соответственно, возникает и смежный с развитием избранных отраслей процесс: низкомаржинальные и прямо убыточные отрасли хиреют, и это диктуется самой логикой экономического развития — проще и дешевле специализироваться на чем-либо одном, выгодном, и не маяться с поддержкой неэффективных отраслей, удовлетворяя спрос за счет импорта.

Свою лепту также дает и нахождение Казахстана в ТС/ЕЭП, казахская продукция проигрывает в конкурентной борьбе белорусской и российской. Беларусь еще в советские времена была фактически сборочным цехом и в значительной степени сохранила мощности и традиции, модернизируя их при необходимости, а проигрыш Казахстана России обусловлен, судя по всему, существенно большим объемом российских производств (и запасов капитала), что за счет эффекта масштаба снижает себестоимость и, вероятно, позволяет обходиться меньшей нормой прибыли. И, похоже, этот эффект сильнее по масштабу, чем более мягкий налоговый режим Казахстана (налоги там примерно в полтора раза легче российских) и меньшие затраты на рабочую силу.

НАЧАЛО ВАЛЮТНОЙ ВОЙНЫ?

Такая ситуация воспринималась вполне нормально, пока мировая экономика находилась на траектории роста, но сейчас в условиях мирового кризиса она выглядит уже менее приятной. Цены на нефть стабилизировались, соответственно, при неизменном курсе стабилизировался и приток валюты. При этом улучшения разнообразия работающих секторов экономики не происходит, да и с чего бы, соответственно, валюта как приходит, так и уходит обратно, в оплату импорта. Но ситуация существенно ухудшилась с разворотом потоков капитала с развивающихся рынков в направлении развитых, который произошел весной прошлого года. Отток капитала усилился, что создало дополнительное давление на курс тенге, который ЦБ был вынужден поддерживать, тратя резервы, они снизились в полтора раза с апреля 2012 года. Но кирпичом, сломавшим хребет казахскому верблюду, явно стало недавнее падение курса рубля — и ЦБ отреагировал, девальвировав тенге. Фактически это однозначно свидетельствует о начале «валютных войн» уже в рамках Таможенного союза.

Конечно, этот тезис выглядит парадоксально, он полностью противоречит декларируемым политическим целям — объединению, да еще и включению в систему Армении с Киргизией, но факт остается фактом. Законы экономики сильнее законов человеческих. И Казахстан, и Беларусь имеют национально ориентированные правительства, и для них являются абсолютно естественными меры по защите собственных рынков. ТС был прекрасен и хорош в период роста, но сейчас, когда совершенно объективно обостряется конкурентная борьба, происходит совершенно логичный переход к мышлению и действиям в стиле «дружба дружбой, а табачок врозь». Кстати говоря, здесь можно отметить жесткую критику, прозвучавшую из уст Назарбаева в адрес казахского правительства. «Хватит болтать! Если мы хотим создать условия, рай для инвесторов, так давайте их создадим», — заявил он. Понятно, инвестор — не добрый дядя, он приносит деньги, чтобы их приумножить, т.е. товары / услуги, создаваемые в результате инвестиций, должны вытеснять товары других стран в первую очередь в рамках ТС — раз уж у Казахстана и так упрощен доступ к этими рынкам. Иными словами, Назарбаев прямо обозначил курс на конкуренцию в рамках «союза». Выглядит как оксюморон, но это суровая действительность. Опять же, выбора у них особого нет. Сохранение текущей ситуации объективно играет против казахской экономики, а ухудшение всегда и везде чревато социальными проблемами, недавние волнения в Новом Узене (ныне Жанаозен) — тому пример.

«ЛУЧШЕ БЫТЬ ПЕРВЫМ В ГАЛЛЬСКОЙ ДЕРЕВНЕ, ЧЕМ ПОСЛЕДНИМ В РИМЕ»

Кремль же может спать и видеть, что республики бывшего СССР только и мечтают, как бы вновь слиться в крепких объятьях единого государства, но в реальности это совершенно не так. Здесь надо четко понимать психологию элит этих стран. Они уже состоялись именно что как элиты, они правят своими государствами, и они совершенно не горят желанием передавать часть своих полномочий центру. «Лучше быть первым в галльской деревне, чем последним в Риме» — сия древняя мудрость как нельзя лучше иллюстрирует имеющуюся ситуацию.

При этом это может совсем никак не влиять на официальную риторику — особенно если при этом из Кремля поступают деньги, кредиты, безвозмездная помощь, если Кремль принимает лишнюю рабочую силу и т.д., и т.п. Доить Москву, при этом в мыслях не имея абсолютно никакого намерения подчиняться ей, — вряд ли что-либо может быть более вкусным и выгодным для местных элит в сложившихся условиях. При этом в долгосрочной перспективе вполне может вырисоваться вариант, что местная элита несмотря на помощь Москвы доводит страну до ручки, эвакуируется с накопленными богатствами, а новая власть, не желая править на штыках на разоренной территории и еще не войдя во вкус, идет на поклон к Москве, ведя речь уже о вхождении в состав РФ.

И Москва, при сохранении нынешней власти находящаяся в плену иллюзий реинтеграции, все стерпит. Вопрос: насколько хватит ее кошелька. Впрочем, увидим. Ведь затмевающий все угар Олимпиады очень скоро закончится — и надо будет жить дальше.

Z=Z=Z

460-2.jpg
На территории стран ТС (Россия, Беларусь, Казахстан) введен запрет на производство, ввоз и продажу кружевных трусов

P.S. Как сообщают, на территории стран ТС введен запрет на производство, ввоз и продажу кружевных женских трусов. Запрет этот был вызван тем, что эта продукция не соответствует техрегламенту ТС. Смех смехом, но, по моему мнению, надо либо спешно дорабатывать техрегламент, либо судьба ТС предрешена, поскольку только полный глупец будет стоять на пути разъяренных женщин, которых лишают возможности украшать себя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции