В течение трех месяцев в сводке ежедневных новостей содержатся сообщения о ситуации в Украине, что вполне объяснимо, учитывая важность происходящих там событий и их потенциальные последствия. И в данном случае украинцам нельзя не посочувствовать. Ведь дело не только в «кровавых» беспорядках, поглотивших центр Киева, но и в том, что причины гражданского недовольства политикой действующей власти настолько очевидны, что с ними невозможно аргументировано спорить. Кто знаком с реальной ситуацией в Украине в последние годы согласятся, что сегодняшняя Украина чем-то напоминает Россию в конце 90-х годов: уменьшение численности населения страны, рост эмиграции, рост коррупции, рост потребительских цен и инфляции, низкий уровень заработной платы. Но у Украины есть еще один существенный недостаток, это неутешительное финансовое состояние Украины как суверенного государства при отсутствии значимых источников нефте- и газо- долларов. В частности, в 2014 году страна должна потратить на обслуживание и погашение действующих кредитов и займов 125,5 млрд грн., а про долг "Нафтогаза" за газ "Газпрому" в 3.3 млрд. долларов, думаю, итак всем известно.

 

В виду последних событий, развивающихся в столице Украины с массовыми гибелями участников конфликта, важно прояснить следующее. Первоначально, до начала вооруженных противостояний граждане, которые присутствовали на Майдане, в большей своей части не принадлежали к радикальным группировкам. Численность сторонников партии «Правый удар» и «Свобода» в процентном соотношении не превышала, по мнению большинства экспертов, 20%. Об это свидетельствует также информация из социальных сетей, livejournal, и других форумов, где люди привыкли общаться и делиться своими мыслями по поводу происходящего. Об это говорят и ряд моих знакомых и знакомых моих коллег, с кем им довелось пообщаться на эту тему. Таким образом, очевидно, что Майдан в своей первоначальной стадии был оплотом гражданского протеста, который присущ любому демократическому государству. Сейчас же, там присутствуют только представители радикальных групп, которых кроме как «преступниками» назвать трудно. Более того, для них политические вопросы отходят на второй план. Кто считает, что если власть выполнит все требования радикалов (а это, я напомню, возвращение к Конституции Украины 2004 года и отставка Януковича), беспорядки прекратятся, а вооруженные группы расформируются, - на мой взгляд, заблуждается. Поскольку потом у лидеров радикалов найдется масса других причин, почему ликвидировать вооруженные группы бойцов нецелесообразно. Например, чтобы обеспечить выполнение властью взятых на себя обязательств, так сказать, проконтролировать. Далее, чтобы быть уверенным, чтоб все боевики новой властью не будут преданы суду, и т.д. Соответственно, сейчас вопрос должен вестись только о том, как прекратить кровопролития и сделать все возможное, чтобы радикальные группы были полностью «разогнаны» (ликвидированы, преданы анафеме, осуждены). Без этого, Украина просто превратится в очередную банановую страну, в которой власть может переходить от одного бандформирования к другому.

 

Вместе с тем, стоит отметить, что недовольство обычных, «адекватных» украинцев правлением Януковича никуда не делось. При этом важнейшим аспектом, настраивающим украинцев против администрации Президента, выступает коррупция. Безусловно, коррупция есть везде, и большинство стран с ней борется более или менее успешно. Однако ситуация в Украине такова, что с коррупцией фактически не борются вовсе, при этом она так очевидна обычным гражданам, что по ряду социальных опросов, представленных в тех же украинских СМИ,  взрывной рост коррупции неразрывно приписывается ко времени правления Януковича. Если проехаться по регионам Украины, перед Вами предстанет плачевная картина, когда большинство регионов страны находятся в своем развитии на том же месте, на котором они были при распаде СССР (инфраструктура, жилищное строительство, производственные мощности). Так, по данным исследования Financial Times, на коррупцию приходится до 15% национального бюджета. При этом, среди коррупционных схем эксперты выделяют, прежде всего, так называемую «газовую вилку» и контрабанду нефтепродуктов. В первом случае, остаток производимого страной газа продается по рыночным ценам, но доходы от продаж идут не в бюджет страны, а заинтересованным лицам. Во втором случае, осуществляется классическая схема «прерванный транзит», когда при импорте бензина украинские компании-импортеры бензина чтобы не платить налог НДС в размере 30% в бюджет государства, оформляют импорт бензина как «транзит», то есть как будто этот бензин нужен не Украине, а другой стране, просто перевозка осуществляется по территории Украины, соответственно, попадая на территорию Украины, бензин «теряется» не доезжая до получателя в «чужую» страну, а аффилированные руководству страны  компании получают бензин без уплаты налогов. 

 

Но самое интересное то, что все приведенные выше факторы не стали причиной волнений в Киеве. Все эти беспорядки нормальным украинцам не были нужны, за исключением радикальных группировок, и дело вполне могло спокойно дойти до следующих президентских выборов на Украине в 2015 году. Но очередной среди множества других промах руководства страны с принятием пакта законов от 16 января 2014 года всколыхнул новую волну протеста, при этом к радикальным группировкам уже добавились и обычные граждане. Вместе с тем, за все время протестов так и не определились достойные кандидаты среди оппозиции. Точнее будет сказать даже, что лидерам оппозиции теперь верят настолько же, насколько верят и Януковичу, чему виной является бездействие в части сделанных лидерами оппозиции обещаний. Например, те же Кличко и Яценюк упорно убеждали пришедших на Майдан, что не позволят Партии регионов принять бюджет страны на 2014 год, но в итоге бюджет спокойно принимается. Или когда они же уверяют украинцев, что будут блокировать Парламент, срывать голосование неприемлемых для украинцев законов, но по результату принимаются законы от 16 января и т.д. Таким образом, я лишь хочу сказать, что оппозиция со своими беспорядками не привнесла ничего положительного для обычных граждан Украины, и осуществляет все свои мероприятия лишь в своих собственных интересах, даже не стесняясь финансироваться у США.

 

Однако опаснее всего, в том числе и для России с Европой, стало то, что преобладающие оппозиционные группы Кличко и Яценюка допустили в свои ряды партию «Свобода», возглавляемую русофобом, бандеровцем Олегом Тягнибоком, а также руководителем партии «Правый сектор» Дмитрием Яношем, которые известны своими крайне радикальными взглядами. На это особое внимание уже с самого начала волнений стали обращать политические лидеры и эксперты Польши, которые указывали, что включение представителей «Свободы» в Раду приведет к моментальной эскалации взаимоотношений Польши и Украины. Уже только по одной этой причине, гражданам Украины и руководству страны, на мой взгляд, следует согласиться на абсолютно справедливое российское предложение о присоединении к Таможенному Союзу, чтобы исключить даже малейшее влияние радикальных групп на политику страны. Присоединение к ТС позволит существенно сократить и коррупционные схемы с газом и нефтепродуктами, ведь в рамках одного союза цены и поставки будут регулироваться наднациональными органами Таможенного Союза с соответствующей публичной отчетностью.   

 Последняя вещь, на которую хотелось бы обратит внимание, это «наезды» ряда украинских политиков и руководителей регионов (С. Хмара, В. Кемпо, и другие) на Россию в том ключе, будто бы мы насаждаем «федерализацию» Украине и администрация России реализует данный сценарий. На самом деле, это звучит так абсурдно, что не хочется даже комментировать. Но комментарии здесь нужны, благо аргументы есть. Во-первых, уже из курса политологии известно, что преобразование страны в федерацию следует проводить в стабильной экономической и политической обстановке с целью улучшения уровня жизни граждан и защиты их прав, а не для того, чтобы кто-то кого-то «кормил» меньше. Во-вторых, это лишь углубит национальные противоречия между гражданами и представителями различных партий. Уже сейчас слышны доводы о том, что надо делить Запад и Восток Украины, ибо одна часть страны «кормит» другую, в частности, говорят, что Донбасс «кормит» Киев. Однако, политики, кричащие об этом, похоже, совсем не обращаются к статистике и фактам. А факты таковы, что Донецкая область наоборот является одной из самых дотационных регионов страны. Так, индекс промышленной продукции в среднем по Украине в 2013 году сократился на 4,7%, в Донецкой области — на 6,5%; по итогам 2012 года Донецкая и Луганская области перечислили в бюджет 21 млрд. гривен, а получили с бюджета 44 млрд. гривен, то есть являются чистыми реципиентами; экспорт товаров с Украины в январе-ноябре 2013 года упал на 9,2%, с Донецкой области — на 13,8% и т.д. В-третьих, мне и моим коллегам, с которыми я обсуждал данный вопрос, просто непонятно, каким образом федерализация Украины может помочь России? Что, Украина выплатит колоссальный государственный долг быстрее и восстановит репутацию Украины как добросовестного делового партнера?  Вряд ли.

 Полагаю, что в вопросе порицания России на Украине сегодня очень сильно общественность подвержена влиянию антироссийских, прозападных СМИ. Поэтому граждане Украины часто апеллируют лишь  неаргументированными навязанными выпадами, которые от них хотят услышать западные политтехнологи. По этому поводу есть отличный отрывок из романа О.С. Карда: «Они не виновны в убийстве. Но виновны они в слишком сильной вере в рассказы, которые перед тем выслушали. Большинство людей может удерживать подобные истории как бы на расстоянии, все время помня о дистанции между ними и собственным сердцем. Но вот для этих братьев... и для тебя тоже, Цинь-цзяо... чудовищная ложь сделалась твоей собственной историей, в которую тебе приходится верить, чтобы оставаться самой собой. Очень немногим, очарованным столь могущественными историями, удалось вырваться на волю».

Очевидно, что на Украине сейчас разряженное общество, с диаметральными политическими взглядами и полным недоверием к действующей власти и оппозиции. Длительная политическая нестабильность приведет к серьезным государственным и  общественным деформациям, которые скажутся не только на экономических показателях, но и на сознании человека (будет мешать работать, появится беспокойство о будущем себя и семьи и т.д.). Все это мы уже видели в Югославии, когда внутренняя конфронтация граждан, основанная на политике руководства страны, привела к гражданской войне.  Но как этого избежать сейчас, когда нет легитимной власти?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции