СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

На этой неделе в Казани милиция и особенно сотрудники ГИБДД были по-особому внимательны и четко следили за порядком. Как оказалось, в столице Татарстана проходят более чем важные мероприятия, о которых говорилось крайне скупо и сдержанно. В КРК «Корстон» представители 60 стран собрались на V международную встречу руководителей, курирующих вопросы безопасности. Формат более чем «скромный»: одна страна — один человек. Россию представлял секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.

Россию представлял секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев 

Я не вникал, о чем говорили секретари советов безопасности, помощники президентов и премьер-министров, министры, руководители спецслужб, а также профильных международных организаций системы ООН. Кроме меня и других журналистов, там не было представителей США, Германии, Франции, которые не нашли время приехать в Казань, вероятно, в связи с занятостью. Удалось узнать из интернета, что представители спецслужб обсуждали вопросы борьбы с международной наркомафией и прочие актуальные для всего мира проблемы.

Как оказалось, это был не единственный форум со специфическим уклоном. Случайно заглянув в Дом дружбы народов, обнаружил там интереснейшее совещание руководителей системы исполнения наказания. В красивой белой парадной форме, полковники и майоры МВД были деловиты и торжественны, в приподнятом настроении. Тоже, видимо, нечасто случаются общероссийские форумы коллег, выполняющих специфические задачи. Я даже успел познакомиться в лифте с симпатичной женщиной с генеральскими погонами, которая любезно разрешила запечатлеть ее на мобильник.

 

«ГЕНЕРАЛЫ» МИКРОФОНА И ПЕРА

Впрочем, для меня самым важным оказался еще один общероссийский форум, который проходил на этой неделе в Казани. На форум «Многоликая Россия» собрались коллеги из этнических и региональных СМИ. Вот здесь все было понятно и интересно. И не менее важно, чем в упомянутых выше грандиозных встречах, устроенных без лишней шумихи. «БИЗНЕС Online» и другие информационные ресурсы об этом подробно писали.

Хочу поделиться мыслями, которые созвучны с идеями форума «полковников» и «генералов» национальных изданий и телерадиоканалов. В многонациональной России данный «контингент» причастен к решению важнейших общегосударственных задач. Ведь сохранение и развитие этносов, их языков и культур, межнациональный мир и согласие в обществе — наиболее гуманная и полезная миссия, освобождающая генералов спецлужб и органы внутренних дел от многих хлопот. Городские и областные газеты, местное телевидение, региональное радио, издания на национальных языках, освещающие культурное многообразие и духовные богатства этносов, — это тоже «специальная служба» с высокой миссией.

 Во встрече Михаила Сеславинского с Ильдаром Халиковым принял участие Ирек Миннахметов

В НАШИХ РУКАХ И ЯД, И ЛЕКАРСТВО

Форум «Многоликая Россия» действительно был интересным по тематике, по составу участников и экспертов, организаторов. Здесь был собран практически цвет российских медиаменеджеров, насколько это возможно в современной практике исполнительной власти РФ и РТ. Президент Татарстана встречался с руководителем федерального агентства «Роспечать» Михаилом Сеславинским и при участии руководителя агентства «Татмедиа» Ирека Миннахметова обсудил важные стороны бытия этой непростой отрасли.

Мне понравилась лекция Маргариты Лянге — президента межрегиональной общественной организации «Гильдия межэтнической журналистики». Она на конкретных примерах показала, как СМИ раскрывают душу и благородные помыслы народов и как иные журналисты последовательно разжигают ненависть, нетерпимость к представителям «не нашей» национальности.

Особенно запал в душу список тем, которые считаются «неподъемными» для обсуждения в эфире и печатных СМИ. Он полностью совпал с перечнем тем, которые невольно затрагиваются, когда приходится выступать в прессе и на собраниях. Кризис (якобы!) мультикультурализма, интеграция мигрантов, депрофессионализация журналистов, разные уровни идентичности, баланс этнических интересов...

А ведь это не шуточные, не мелкие проблемы. Условием возможного перемирия в войне на юго-востоке Украины выдвигается требование децентрализации власти, соблюдения прав населения целых регионов на родной язык. Ради своей культуры и языка люди идут под минометный обстрел, иногда из-за прав на свою самобытность проливается кровь, рушатся здания.

В таких случаях чувствуешь гордость за нашу республику, за позитивные явления, за богатство культурной палитры. Большое число национальных культурных центров, опыт этнического развития не только русских и татар. Например, первый чувашский театр и первая чувашская газета родились в Казани. Удмуртские классы Балтасинского района признаются элитными даже для самой Удмуртии. Недавно в государственной филармонии имени Тукая состоялся концерт молодого певца Аршака Алтуняна, половина его репертуара — армянские песни, другая половина состоит из татарских песен. Татарская девочка Альбина Шагимуратова, вернувшаяся с родителями из Узбекистана, стала оперной звездой, исполняет партии в татарской, русской и зарубежной операх. И на таком уровне, что постоянно летает по европейским столицам и заокеанским городам.

Альбина Шагимуратова
Альбина Шагимуратова

Столь же успешных национальных изданий, телерадиоканалов и культурных проектов встретишь очень редко, в исключительных случаях. Может быть, не все удается показать, передать нашей продвинутой и «глобализированной» молодежи. Может быть, не хватает времени и любознательности, чтобы познакомиться ближе с проявлениями национальной культуры...

«НЕНАЦИОНАЛЬНОЙ» ЖУРНАЛИСТИКИ НЕ БЫВАЕТ

Народный поэт Татарстана Равиль Файзуллин вот уже два месяца публикует в газете «Мэдэни жомга» очерки об истории союза писателей РТ, которому в этом году исполнилось 80 лет. В июле предстоит праздновать 25-летие журнала «Идель».

Много ли люди знают об удивительных событиях из культурной жизни родного края? В очередной публикации Равиль Файзуллин написал, что в 1960 - 1990 годах случился небывалый взлет в литературной и культурной жизни Татарстана. Как?! В застойные годы, в условиях советского режима?! Автор приводит произведения, события, премьеры, книги, авторов... Они впечатляют.

Кстати, крупнейшие позитивные перемены в национальной культуре произошли, когда Татарской АССР руководил Семен Данилович Игнатьев — «варяг» из Москвы, нетатарин, поработавший при Сталине руководителем МГБ.

Таковы парадоксы власти и культурного развития.

Равиль Файзуллин (справа)
Равиль Файзуллин (справа)

Вот еще пример. Евтушенко, Рождественский, Ахмадуллина, Вознесенский, Высоцкий, Окуджава — знаковые личности русской культуры — тоже жили в те самые кошмарные годы, столь же счастливые для проявления духа и таланта таких личностей. То же самое можно сказать о классиках, живших в XIX веке. А ведь крупные личности и реальные классики есть и в татарской литературе. Много ли вы слышали о них?

Известны впечатляющие неоднозначные факты о различных эпохах татарской истории и литературы. Правда, их знают только те, кто читает и пишет по-татарски или интересуется культурой Татарстана.

А сколько удивительных случаев раскрываются в книгах, журналах, газетах, изданных на татарском языке! Увы, они доступны лишь меньшинству, так как большинство даже самих татар не увлекается чтением изданий на национальном языке. Остается незамеченным целый пласт культуры.

Кандидат физико-математических наук Марат Лутфуллин считает большинство татар (состоявшихся, занимающих важные места в обществе) безграмотными. В некоторых странах лица, не владеющие родным языком и культурой, не признаются профессионально компетентными. Это другая, сложная тема, но она касается и этнических СМИ.

Кстати, разве можно считать русскоязычные журналы и газеты «ненациональными»? А телевидение, радио, интернет? А Александр Сергеевич Пушкин и другие классики (часто у них довольно сложное происхождение) разве не являются высшим проявлением национального духа?

Иногда я спрашиваю русскоязычных филологов: кто же был первым русским поэтом? Говорят, Пушкин. Его же признают создателем современного литературного языка. Вспоминают Жуковского, Ломоносова, Фонвизина, Дмитрия Кантемира. Даже «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет». Но все равно большинство слабо представляет корни русской культуры.

А о татарской, мордовской литературе и культуре других народов я просто молчу. Они для «избранных». Что можно сказать о периодических изданиях, электронных СМИ, работающих на этнические сообщества в условиях моноязычия? Они остаются зашифрованным каналом духовных сокровищ, загадочной подземной рекой...

СУДЬБЫ «АБОРИГЕНОВ» РЕШАЮТСЯ В ГОРОДАХ

Принято считать, что аборигены-индейцы могут выжить в резервации, в привычной для себя среде, где-то на лоне природы. Колыбелью татарского народа признана деревня. Именно там дети растут в языковой и культурной среде, осваивают традиции, получают трудовую закалку. Но сейчас эта истина тоже теряет смысл. Благодаря телевидению, интернету и системе образования татарская или башкирская молодежь в интернете переписывается по-русски, теряя навыки родного языка, отрываясь от культурной среды, кстати, все более утопая уже не в море русской массовой культуры, а в международной, преимущественно англоязычной. Хорошо, если молодежь сумеет стать многоязычной (владеющей родным, русским и иностранным языком). А если по привычке будут пользоваться каким-либо одним языком?

Думаю, этнические СМИ призваны тут сыграть особую роль. Потому что они предполагают фактическое многоязычие — мечта цивилизованного общества. Немало газет, электронных изданий, сайтов, работающих на русском, татарском, английском языках. Но, как правило, они слабо раскручены или недостаточно популярны.

Вся беда в том, что этнические СМИ плохо приживаются в городах. Поэтому даже татарские газеты часто работают на сельскую аудиторию, не рассчитывая на городского читателя и на молодежь. Результат плачевный. Читательская (татарская) аудитория стареет или переходит на другие источники информации. Тиражи татарских изданий падают. Да и тиражи русскоязычных изданий тоже падают. Куда уходит публика?

Не факт, что на качественные интернет-ресурсы и телеканал «Культура». Скорее всего, она пополняет аудиторию каналов, где каждые три минуты убивают, насилуют, взрывают, где романтизируются бандиты и разворачиваются любовные сцены в тюрьмах и ментовских кабинетах. Нормальная и спокойная жизнь уходит из быта и информационного поля. Стоит ли удивляться тому, что реальная жизнь тоже все чаще становится похожей на экранные сражения и мордобой?

У этой проблемы разных аспектов много. Возьмем тиражи газет и журналов. Через неделю завершается подписка на них. Цены выросли на 25 - 40% из-за прекращения дотирования почтовых расходов. Пострадают все, особенно этнические издания. Появляется еще один очаг напряжения, повод для проклятий в адрес властей. Поэтому участники форума приняли резолюцию с требованием к федеральной власти вернуть дотацию почте.

А так же поддерживать этнические, детские, социально значимые СМИ. Обратят ли на них внимание?

Не стоит ждать, что вопросы рассосутся сами по себе. Никакая система не выживет без модернизации. Городская газета «Шахри Казан» печатается с тиражом в 3 тыс. (тираж «толстушки» по пятницам — 7 тыс.) экземпляров. Раньше, при «совдепии», тиражи татарских изданий насчитывались сотнями тысяч. Общая цифра достигала 1,5 - 2 млн. экземпляров. Сейчас частные татарские газеты набирают 20 - 30 тыс., нередко обгоняя русскоязычные издания. Все равно для миллионного города, где живут 500 тыс. татар, 3 - 7 тыс. экземпляров единственной татарской городской газеты мало. «Шахри Казан» — хорошая газета, но не городская, не информационная, а культурно-просветительская. Поэтому я на этой неделе написал открытое письмо вновь назначенному главному редактору Гульнаре Сабировой. Речь там о том, что судьба народа решается не в деревне, в городе. Если знаете язык, можете познакомиться в татарском издании электронной газеты «Интертат».

А с теми, кто не осилит эту публикацию, можем поговорить позже. Не так просто определиться, что читать, что смотреть, как познакомиться с корнями и обычаями? Тема-то важная.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции