Одни критики сетуют на технический прогресс, в результате которого нас все больше затягивают в свои сети всевозможые гаджеты и компьютерные игры. Другие жалуются на излишне опекающих родителей, которые, оберегая своих ненаглядных чад от малейших невзгод, напрочь отбивают у них любое стремление к труду и воспитывают тем самым абсолютно непригодных к самостоятельной жизни индивидов. Или, говоря простым языком, патологических лентяев.
Давайте разберемся, откуда же берутся ленивые дети (которые потом превращаются во взрослых лодырей) и каким образом семья может привить любовь к труду?
В суете будней иногда мы вдруг бросаем беглый взгляд под ноги и, замечая, как сквозь асфальт пробивается березка, ловим себя на мысли: «Как же так? Ведь это невозможно!» Но это происходит, и только таким, порой невероятным образом жизнь побеждает смерть – через действие, через преодоление, через труд.
Труд заложен в нас Природой, и не напрасно именно леность объявлена человечеству одним из смертных грехов. Да, труд заставляет нас выйти из так называемой зоны комфорта, навязанной нам современным миром со всеми достижениями технического прогресса, и лишь дети, по причине того, что они намного ближе к природе, трудятся по наитию, с радостью, не разделяя времени, затраченного на труд или на игры.
Посмотрите, как ребенок учится ходить: настойчиво, выполняя раз за разом монотонные действия, через падения и боль, без гарантии положительного результата. Труд? Труд. Но ребенок хочет самостоятельности в передвижении, и поэтому его не надо уговаривать делать шаг за шагом. Потом он начинает говорить. Легко изучить иностранный язык? Легкость или сложность определяет мотивация и природные способности. Следует понимать, что для каждого из нас родной язык был когда-то куда сложнее иностранного. Труд? Конечно же, труд. И еще какой! Но ребенок выполняет его с радостью и вдохновением, ведь теперь его начинают понимать.
То же самое можно сказать и о творческих людях – они, как и дети, не видят разницы между трудом и остальной жизнью. Ведающиеся ученые нередко отрешаются от остального мира, следуя за своими исследованиями, гениям снятся их открытия или чарующая весь мир прекрасная музыка, великие мастера порой даже уничтожают свои произведения, заметив в них хоть малейшее несовершенство, невзирая при этом не только на упущенную материальную выгоду, но и на потраченные годы.
Идет время, ребенок подрастает, идет в школу. Вот тут зачастую и начинаются проблемы. Не буду, не хочу, не умею. И правда, зачем учить таблицу умножения, если в любом сотовом телефоне есть калькулятор? Кстати, именно так думают американские учителя, соответственно их ученики не знают таблицу умножения, чем постоянно поражают нас, россиян. Значит, ключевое слово в этой порочной цепочке «не» именно слово не хочу. Почему не хочу?
Далеко не каждый ребенок сможет ответить на этот простой вопрос. Скажет: непонятно, трудно. И лишь немногие, возможно самые смелые и искренние признаются – неинтересно! Отсутствие интереса к своему труду, вот он, корень зла. Да что там дети, подавляющее большинство взрослых, согласно статистике, испытывает хроническую депрессию, особенно остро проявляющуюся после отпуска. В погоне за навязанными нам идеалами престижа и успеха, в слепом поклонении золотому тельцу мы часто забываем о том, зачем пришли в этот мир, о главной своей миссии. Многие из нас просто не думают об этом аспекте совей жизни – а ведь он важнейший. Соответственно, и таланты даются нам при рождении именно те, которые будут служить выполнению этой миссии. А как понять, что ты занят не своим делом? Правильно! Не интересно!!! А следовательно, и трудно, и скучно. Значит, первостепенная задача всех родителей – выявить способности ребенка, его склонности к определенному роду занятий. И не только выявить, но и приложить максимум усилий к развитию этих талантов. Только так можно воспитать счастливого человека, который с радостью ходит на работу.
Следует помнить, что даже в творческом труде, когда ты занят любимым делом, львиную долю занимает все та же рутина, и лишь малую часть – вдохновение. Но эта рутина становится в радость, когда знаешь, зачем ты все это делаешь. Как же быть с детьми, воспитывая в них радость и привычку к труду?
Для ответа на этот вопрос расскажу, как это происходило в нашей семье. Я была старшей дочерью в многодетной семье, и вопрос моей помощи по хозяйству или в присмотре за младшими детьми особо и не рассматривался. Надо – значит надо. Мне давали задание, и я, по свидетельству родных, всегда с радостью и рвением его выполняла. Я не могу сказать о том, что эти задания звучали как приказ, нет, скорее, это были просьбы. Мне нравилось чувствовать себя взрослой, нужной, даже необходимой. Нравилось, когда мы все вместе что-то делали. Например, сначала мы все вместе ехали в лес за грибами, потом мыли и чистили собранный лесной урожай, потом дружно ели . И каждый этап этого действа был одинаково желанен и приятен. А если кого-то ни с того, ни с сего заставить чистить грибы? Это может стать сущим наказанием. Это я к тому, что родители, пользуясь своим преимуществом, всегда могут заставить ребенка. Но каким будет результат? Сопротивление, протест, а со временем и отказ подчиняться.
Есть интересная методика воспитания детей, когда через запрет чего-либо формируется желание это делать. Не «иди и наконец-то начни читать», а «в качестве наказания тебе сегодня запрещено читать». Система построена на природном противодействии запрету, но я считаю, что гораздо эффективнее приучать детей к труду именно через вовлечение, через совместные действия.
Как мама четверых детей я наблюдаю, как сильно малыши хотят поскорее стать большими, быть нужными и полезными. Я считаю, что для того, чтобы при взрослении это стремление не исчезло, нужно всячески его поощрять. Многие родители торопятся сделать все сами, не желая переделывать за малышами, и тем самым нередко отбивают у своих детей всю охоту трудиться: не лезь, ты не можешь, ты еще маленький. А потом приходится пожинать плоды своей собственной глупости и нетерпения. Между тем, терпение и мудрость – главные родительские добродетели. Так почему маме бы не поддержать, не похвалить кроху, который пусть пока еще неумело, но старательно вытирает пыль, и сказать ему: «Какой ты у меня молодец! Ну что бы я без тебя делала?» И тогда детское лицо станет очень важным, а, может, даже покраснеет от гордости, а в ясных глазах своего ребенка вы увидите счастье от осознания собственной нужности.
Впервые опубликовано в октябрьском выпуске издания «Трудововая доблесть России», которое выпускает Всероссийская общественная организация «Трудовая доблесть России»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.