В КАЗАНИ ГОСЧИНОВНИКИ ПФО ПОПЫТАЛИСЬ ПОНЯТЬ, КАК ОНИ ОБЩАЮТСЯ С НАСЕЛЕНИЕМ 

Как власти научиться  говорить так, чтобы ее поняло население? Этот вопрос – оказалось, совсем непростой – вчера обсуждали высокие гости казанского IT-парка. С основным докладом выступил перед ними премьер РТ Рустам Минниханов, который поделился опытом республики, рассказал, что Татарстан на создание "Электронного правительства РТ" выделил с 2005 года около 1,2 млрд. рублей, и признался, что построить в нашей стране информационное общество силами одних регионов, пусть даже самых активных, невозможно.

Заседание координационного совета по государственной кадровой политике, которое прошло в казанском IT-парке имело название длинное и немного скучное, хотя было посвящено актуальной и живой теме. Звучало оно так: "Информационная открытость и реализация информационной политики в государственной гражданской службе в Приволжском федеральном округе". На мероприятие приехал полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота, руководители администраций (аппаратов) глав субъектов Федерации. 

С НАДЕЖДОЙ НА ПОДДЕРЖКУ

С основным докладом выступил премьер-министр РТ Рустам Минниханов, который рассказал – почему Татарстан смог продвинуться настолько вперед в части информационной открытости. Потому что создан единый центр ответственности – центр информационных технологий РТ. Потому что реформа идет "сверху – вниз". Сегодня 950 организаций и более 10 тыс. служащих используют электронный документооборот, а это и дешевле, и быстрее, и прозрачнее. "Крайне сомневаюсь, что мы смогли бы реализовать этот проект снизу вверх, - сказал премьер. - Губернаторы и министры своим примером должны показывать и использовать информационные технологии в своей работе". 

В 2009 году шесть  государственных услуг, например, оформление загранпаспортов, оплата штрафов за нарушение ПДД, переведены в электронный вид. С помощью информационных киосков – инфоматов - можно получить информацию о госуслуге, заполнить и распечатать бланки, получить видеоконсультацию, записаться в очередь, оплатить штраф. 

Для того чтобы  получать госуслуги на более "глубоком" уровне, нужны своего рода электронные удостоверения личности – универсальные электронные карты, первая партия которых в количестве 10 тыс. штук будет выдана в марте 2010 года. Реализуется амбициозный проект ГЛОНАСС 112, проекты в медицине, образовании, культуре… 

Немало присутствующих на заседании с завистью слушали доклад премьера Татарстана. В некоторых регионах нет даже официальных сайтов муниципальных образований… 

Возможно, потому что федеральный центр слабо  поддерживает регионы. Так, Татарстан  на создание "Электронного правительства РТ" выделил с 2005 года около 1,2 млрд. рублей, тогда как из федеральной целевой программы "Электронная Россия" поступило лишь 28 млн. рублей. "Регионы вправе ожидать большую поддержку из федерального центра, потому что построить в нашей стране информационное общество силами одних регионов, пусть даже самых активных, невозможно", - резюмировал Минниханов. 

ЛОЖКА ДЕГТЯ ДЛЯ ТАТАРСТАНА

Пожалуй, также довольно сильно на фоне других регионов в части реализации электронного информационного общества смотрится Пермь. Яков Силин - и.о. руководителя администрации губернатора Пермского края рассказал, что после внедрения информационно-аналитической системы чиновники вынуждены и решения принимать быстрее, и документ в важных кабинетах не затеряется – его местонахождение можно определить по компьютеру, и штат администрации губернатора стало возможным сократить на 20%. 

Сергей Наумов - ректор Поволжской академии государственной службы им. Столыпина спросил у присутствующих – почему чиновники жалуются, что население их не понимает, ведь, мол, "вся информация у нас размещена на сайте". И тут же предположил - а, может быть, чиновники и граждане по-разному воспринимают, что такое нужная информация? В желании показаться открытым, можно разместить на сайте или доске объявлений такое количество законов, приказов и нормативных актов, что ни один нормальный человек разбираться не захочет. "Не публикуйте установленные внутри ведомства формы, они никому не нужны! Информацию для населения надо готовить специально", - сказал Наумов.

А для этого  нужно уже учить чиновников. Но не так как сейчас – в лучшем случае, ограничиваются, компьютерной грамотой – а более глубоко и системно. Нужны современные программы. И человеческий подход в том, как же "на русском языке" донести до населения сухой текст закона. В конце концов, чиновники должны быть заинтересованы в том, чтобы их поняли, а не наоборот…

Наталья Антошина - руководитель рабочей группы координационного совета, начальник департамента по кадровым вопросам аппарата полпреда президента РФ в ПФО, сообщила, что органы власти зачастую не спешат раскрывать ту информацию, которую раскрывать обязаны. Нашлась ложка дегтя и для Татарстана. Сегодня утвержден перечень должностей, при назначении на которые необходимо обязательно предоставлять сведения о собственных доходах и доходах своей семьи. Если в других субъектах ПФО с этим проблем нет, то в Татарстане пока разработан лишь проект такого благого начинания. 

МИННИХАНОВ: "ПИСЬМА ОТ ПРЕЗИДЕНТА ОТМЕЧЕНЫ КРАСНЫМ"

Мы привели  лишь несколько выдержек – в сжатом виде - из прозвучавших на заседании выступлений. Полпред же дал свою оценку докладчикам, продолжая тему "Понимает ли население, что ему хочет сказать власть".  

- Я пытаюсь смотреть на проблему глазами потребителя, - сказал Рапота. - Когда вы говорите о том, что можно найти данные по вакансиям на госслужбу, о том, как ребенка устроить в детский сад, мне все понятно. Когда вы начинаете говорить о "подсистемах" и "процессинговом подходе", у меня сразу мозги начинают дымиться. Я просто не знаю, что это такое. Я смотрю, как власть мне подает информационные системы, и половину не понял, честно скажу. Это не критика – в этой аудитории вы друг друга понимаете хорошо, поскольку вы в теме, но если предлагать этот материал обществу, надо переделать....

Минниханов поддержал полпреда и вспомнил, как сам начинал использовать информационные технологии в работе кабинета министров РТ:

- В 2004 году, когда мы только начали вводить технологические новшества, я понял, что мне необходимо при большом объеме информации оперативно принимать решения. Набирать на ноутбуке неудобно. Мне удобно или говорить – сначала мы записали мой голос для распознавания. Или писать по экрану, что мы и внедрили. Мне приходят десятки писем, и я не знаю, какие из них важные. Сказал, чтобы важные письма, например, от президента, отмечались красным. Сделали. Все IT-разработки должны иметь прикладной характер. Нам необходимо правильно давать технические задания. Когда мы сделаем все удобно, системно и сами испробуем, то и люди этим будут пользоваться. 

В заключение заседания Рапота предложил объединить положительный опыт регионов. И сделать это на понятном языке. 

ЧТО ЕЩЕ ПРЕДЛОЖИЛ ПРЕМЬЕР

На заседании  премьер Минниханов выступил с предложением создать в ПФО единый портал. "Мы ничего друг о друге не знаем и часто делаем одну и ту же работу", - сказал глава республиканского правительства. Информационный портал на уровне ПФО мог бы содействовать дальнейшему развитию и внедрению инфокоммуникационных технологий в деятельность государственных и муниципальных органов власти.

Кроме того, созданный  на базе IT-парка дата-центр (data-center – размещение серверного и коммуникационного оборудования и подключения к каналам сети Интернет) может стать площадкой для информационных ресурсов всего Приволжского федерального округа, считает премьер-министр Татарстана.

Владимир Казанцев,
фото Ильи Лавриненко