- Каким же был ответный удар?

- В то время мы первые в городе разработали систему скидок по банковским картам, скидки составляют 10 процентов от покупки. Это для тех, кто как раз заинтересован в более низкой цене. Но я повторюсь, что скидки нужны не всем – есть огромное количество покупателей, которым не важно, сколько стоит зубная паста. А сейчас мы - лидеры продаж, работаем по прямым контрактам, производителям интересно работать с нами напрямую.

- И теперь вы сами диктуете условия партнерам?

- Несмотря на все наши успехи, мы остаемся адекватными. В нашей компании, например, не практикуются входные бонусы. В приоритете – покупатель, мы должны предлагать ему только достойную продукцию. А за бонусы на полки попадает дорогой, непопулярный, иногда некачественный товар. Стоит как в музее, и никакой пользы. Я говорю поставщикам: "Арендуйте музей, выставляйте свои новинки, и пусть народ любуется. Причем здесь мы?!".

"В 30-ГРАДУСНЫЙ МОРОЗ ТОРГУЮТ КОСМЕТИКОЙ НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ!"

- Свой первый магазин вы открыли в то время, когда люди отоваривались на рынке. Провинциальные Челны, наверное, не сразу поняли вас?

- До того, как стать предпринимателем, я работал в компании Procter&Gamble торговым представителем, и  видел: розница не развита. Все работали с аптеками и рыночниками, потому что больше не с кем было. Сейчас на рынок ни один торговый представитель не зайдет! Было очевидно: в валенках в 30-градусный мороз торгуют косметикой не от хорошей жизни.

В то же время на фоне этих рыночников очень хорошо смотрелся магазин самообслуживания "Палитра". Но он был дорогим, и покупателей там практически не было. Тогда же работал магазин "Парфюмцентр", в котором торговали из-за прилавка. Так вот они на примере Палитры решили перейти на самообслуживание, и могу сказать: это была бомба! У них продажи выросли в три раза! Я помню, в Парфюмцентре никак не шла продукция Tampax, но как только здесь внедрили самообслуживание – они тут же разошлись! Скорее всего, это опять же из области психологии – у женщин был какой-то барьер.

Я набрался опыта, изучил плюсы и минусы этих магазинов и предложил друзьям открыть свое дело. Мы дали покупателю хорошие цены и хорошее обслуживание. И знаете, нас как будто ждали. Кстати, и Палитра, и Парфюмцентр позже закрылись.

- Говорят, вы сами стояли за кассой, когда начинали, разгружали товар?

- Да, сами принимали товар, сами разгружали. Осваивали технику, обучали сотрудников. Прививали корпоративную культуру. Старались делать, чтобы сотрудники наши работали так, как мы этого хотели. Правда, шли к этому очень долго.

- Как в идеале должна выглядеть ваша компания?

- Вы знаете, что меня смущает? Мы 10 лет работаем, и каждый год законодательство приподносит сюрпризы. Я зарекся планировать надолго, потому что не знаю, какие стратегические цели у нашего государства – поддерживать малый и средний бизнес или наоборот - крупных товаропроизводителей, крупных ритэйлеров. Недавно  был в Москве на конференции по вопросам нового закона о торговле. Вы, наверное, слышали: теперь продуктовые ритэйлеры не могут занимать больше 25 процентов рынка. Приводили такой пример. В Тюмени половину рынка занимает федеральная сеть "Магнит", остальную - местная компания, к сожалению, не помню, как называется. Согласно этому закону, они должны сократить свою долю на рынке. Так вот, Магниту есть куда развиваться – он пойдет в другие города, а что делать местной сети?! Это же глупо! На кого рассчитан этот закон? И я не уверен, что завтра не появится закон для ритэйлеров непродовольственных товаров, и кто-то посчитает, что ВПРОК занимает слишком большую долю рынка. Неизвестно, как будет развиваться рынок, и я не могу сказать однозначно, что наша сеть может развиваться бесконечно.

- Изначально вы тоже не планировали развить сеть?

- Я не скажу, что мы планировали открыть такое количество магазинов, как сейчас, но мы всегда знали: это будет сеть. Цель была такая изначально. Второй магазин открыли через полгода после первого, третий уже через три месяца.

- Дмитрий, а не хотите ли вы освоить какие-то новые сферы?

-  Периодически возникает такой вопрос. Мы прорабатывали вариант производства туалетной бумаги и бумажных салфеток, но в итоге пришли к выводу, что финансово пока не готовы к реализации таких проектов. Пока нам проще закупать готовое. Ритэйл – это то, что у нас хорошо получается.

"КАМАЗ – ЭТО ЧЕРНАЯ ДЫРА!"

- В вашей биографии есть интересный момент: после окончания КамПИ вы работали на КАМАЗе, но совсем недолго.

- Да, я успел поработать на КАМАЗе. Чуть меньше года. Впечатление ужасное. Не знаю, как сейчас на КАМАЗе, но тогда это было ужасно. Работал на КИСМе. Я не понимал, чем они занимаются - никакого движения, никаких целей. Люди просто просиживали штаны. Жалко. Я всю жизнь мечтал работать на КАМАЗе. Думал, закончу КамПИ, пойду на завод, буду продвигать  родной город. Как бы это грустно не звучало: надо поставить памятник человеку, который сделает из КАМАЗа динамично развивающееся предприятие. Не знаю, как сейчас, но все, что было тогда, можно назвать одним словом – "бесперспективняк"! Я работал инженером, моя заработная плата составляла 400 рублей. Но я ни разу не получил денег! Все время давали какие-то чеки на продукты, на продовольственные товары. Мне кажется, КАМАЗ – это черная дыра, которая все время будет потреблять ресурсы. Хотя, конечно же, хочется верить в лучшее. И очень хочется, чтобы Челны перестали быть моногородом.

- Вы думаете, Челнам реально уйти от зависимости от КАМАЗа?

- Конечно. Уже сейчас в Челнах очень хорошо развиты строительная отрасль, пищевая промышленность. Я часто вижу нашу продукцию далеко за пределами Татарстана. Думаю, шансы у города есть. Даже если вспомнить 1993 год, когда сгорел КАМАЗ – мы же не вымерли. В то время как раз и был скачок предпринимательской деятельности. Городским властям могу пожелать только удачи. Знаю, что они сейчас защищают проект по развитию города в правительстве.

- Кстати, вы были одним из тех, кто негативно высказывался по поводу акции "Покупай челнинское", которую инициировали городские власти.

- Да. Я и сейчас считаю, что это глупо. Вот представьте, если, например, в Уфе объявят акцию "Покупай уфимское" и поставят ограничения для челнинцев, и наши не смогут там продавать мороженое, мясо?! У нас ведь как бывает? Чиновникам поручают провести мероприятие по стимулированию сбыта, они придумывают акции, осваивают деньги… Я думаю, никакой пользы эта программа не принесет.

- На днях в мэрии заявили, что по итогам года, благодаря акции "Покупай челнинское", реализация местной продукции увеличилась на 20-30% процентов. Получается, что польза есть.

- Я не верю в это! Статистика – очень "интересная" наука. Мы однажды обратились в комитет статистики, хотели посмотреть, как продаются в городе чулочно-носочные изделия. И когда нам принесли цифры, мы удивились: от квартала к кварталу - колебания в 10 раз! Условно: в первом квартале колготок продали на 100 тысяч рублей, а во втором - на миллион. Не может быть такого! В итоге оказалось, что в первом квартале отчитались не все продавцы, а во втором – все. Смешно же.  И данные получаются необъективными. А что касается акции "Покупай челнинское"… У нас очень часто рисуют цифры, которые нужны. Я тоже могу так сделать, но это будет неправда.

"ПОЧЕМУ ОНИ ЕЗДЯТ НА ТАКИХ ДОРОГИХ МАШИНАХ?!"

- Осенью в Челнах пройдут выборы в горсовет. Не хотите выдвинуть свою кандидатуру?

- Вот когда я увижу, как наш мэр ездит на работу на велосипеде, как в Голландии, подумаю над этим…  Почему они ездят на таких дорогих машинах? Неужели в городе все так хорошо? Я понимаю, что они не сядут в "десятку", но есть же иномарки более дешевые. Ощущение, что там, во власти, решают только свои вопросы. У меня такой нужды нет. Если бы я мог приносить помощь людям - это одно, а работать, преследуя сугубо свои интересы – это другое, это не про меня. И когда я увижу, что власть поворачивается к населению лицом, а не этими дорогими иномарками, подумаю. Сейчас мне там будет очень некомфортно. Воевать с ветряными мельницами пока не готов - я не Дон Кихот. Возможно, вернусь к этому вопросу лет через 5-10.

Светлана Гурьянова

Визитная карточка Дмитрия Калачева:

Год и место рождения: 1976 год, город Набережные Челны

Образование: высшее, КамПИ, экономический факультет

Работа, карьера (по годам): 1997 год - инженер отдела договоров и
планирования ОАО "КамАЗинструментспецмаш", 1997-2000 годы - менеджер по
розничной сети Procter&Gamble, с 2001 года - директор ООО "ТК "ВПРОК"

Хобби: фитнес, дача, активный отдых - сплав, поход