ЭКСПОРТ ИЗ РТ В 2009 ГОДУ УПАЛ НА 37%. БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОСТРАДАЛИ НЕФТЯНИКИ, ХИМИКИ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС. ЗАТО ИМПОРТ МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ ВЫРОС В 2,7 РАЗА
Данные Татарстанстата как нельзя лучше иллюстрируют, какую злую шутку с республикой сыграла экспортная ориентация ее экономики. Размер выручки от реализации сырой нефти и продуктов нефтехимии (а это 80% от всего экспорта) в кризис упал на 37% и 29% соответственно. Это при том, что если объем экспортируемой нефти практически не изменились, то ее стоимость упала почти на 40%. Эксперты "БИЗНЕС Online" объясняют это слабыми темпами восстановления мировой экономики и насыщением разных отраслей товарами, поставленными в предыдущие периоды.
ЭКСПОРТНАЯ ВЫРУЧКА ТАТАРСТАНА УПАЛА НА 36%
На днях территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ на своем сайте опубликовал последние данные по внешнеторговому обороту региона. Итак, за 11 месяцев
В то же время структура внешней торговли за прошедший год не изменилась: экспорт (87,3%) превалирует над импортом (12,7%). Но если экспортная выручка предприятий за прошлый год упала на 36,3% и составила $11,74 млрд., то импорт снизился почти на половину (41,7%) до $1,7 млрд.
По данным Татарстанстата видно, что резкий обвал растущего на протяжении трех первых кварталов 2008 года экспортной выручки пришелся на последний, четвертый квартал
По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, падение экспорта и импорта объясняется кризисом и снижением доходов как самой республики и её предприятий, так и зарубежных покупателей республиканских товаров.
"Рост показателей экспорта во втором и третьем квартале объясняется сезонным фактором и низкой базой. Падение экспорта в четвертом квартале 2009 года можно объяснить слабыми темпами восстановления мировой экономики и насыщением разных отраслей товарами, поставленными в предыдущие периоды", - считает аналитик.
ДРУЖИМ С ИТАЛЬЯНЦАМИ, ТУРКАМИ И ПОЛЯКАМИ
Самый большой внешнеторговый оборот сегодня у Татарстана с Италией ($1,7 млрд.), Турцией ($1,5 млрд.), Польшей ($1,3 млрд.), Нидерландами ($979 млн.), Беларусью ($815 млн.) и Германией ($666 млн.).
Главными потребителями татарстанского экспорта являются Турция ($1,5 млрд.), Италия ($1,3 млрд.), Нидерланды ($949 млн.), Беларусь ($694 млн.), Украина ($528 млн.), Венгрия ($363 млн.), Латвия ($343 млн.) и Великобритания ($325 млн.).
В то же время в прошедшем году больше всего Татарстан импортировал продукцию из Германии ($399 млн.), Италии ($193 млн.), Бельгии ($112 млн.), Беларуси ($121,1 млн.), Украины ($99,4 млн.), США ($81,8 млн.), Китая ($75 млн.), Турции ($56,6 млн.) и даже Румынии ($37,7 млн.).
НА СЫРЬЕВОЙ ИГЛЕ
Больше всего Татарстан экспортирует минеральные продукты (т.е. нефть и нефтепродукты, $9,392 млрд.), химическую продукцию ($1,4 млрд.) и машиностроение ($723 млн.). Причем, львиная доля нефти и химической продукции потребляет дальнее зарубежье ($8,4 млрд. и $1,086 млрд. соответственно). Продукция машиностроения больше половины идет в дальнее зарубежье, а чуть меньше половины - в страны СНГ.
Статистика отмечают, что при сохранении физического объема экспорта нефти (99,9%) на уровне прошлых лет произошло резкое падение ее стоимости – на 37,7%. Это объясняется, видимо, сдуванием нефтяного пузыря.
По мнению Баранова, структура внешней торговли Татарстана полностью отражает особенности национальной экономики - в экспорте преобладают продукты тех отраслей, которые занимают доминирующие позиции в экономике республики и вносят наибольший вклад в ВРП.
"Как известно, основной статьей экспорта развитых стран являются товары с высокой добавленной стоимостью. Поставки сырья из них, по разным оценкам, не превышают 5 -20% в общем объёме экспорта", - добавляет специалист.
79% ЭКСПОРТА - НЕФТЬ И НЕФТЕХИМИЯ
В структуре импорта преобладает машиностроительная продукция ($1,28 млрд.), продукция химической промышленности ($211,9 млн.), металлы и изделия из них ($75,5 млн.) и продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье ($52,5 млн.).
В то же время 64% экспорта - это сырая нефть (18,4 млн. тонн), 15% - нефтепродукты (4,5 млн. тонн), остальное машины, оборудование и приборы. Также Татарстан за пределы России поставляет синтетический каучук (333,8 тыс. тонн, 5,6%), пластмассы (351 тыс. тонн, 3,3%), грузовой транспорт (3137 грузовиков) и шины (2,3 млн. штук, 1,2%).
Статистка отмечает, что в 2009 году увеличился экспорт продуктов переработки. Так, по итогам 2009 года выросли поставки пластмассы и изделий из них (рост на 63,9%), нефтепродуктов (на 20%), шин (на 18,4%), синтетического каучука (на 7,2%). В то же время сильно упало экспорт продукции машиностроения за рубеж – на 40,4%.
Основной составляющей импорта стала машиностроительная продукция – 75,1%. В стоимостном выражении упала на 43,5%, составив 1,280 млрд. долларов. Причем, из них половина это механическое оборудование, далее идут части и оборудование автомобилей (8,7%) и электрическое оборудование (6,1%), органическая химия (1,9%), пластмасса и изделия из нее (4,5%).
УПАЛИ ТУРИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ И РЕСТОРАННО-ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС
В отличие от товарного экспорта в сфере услуг Татарстан больше приобретает, чем поставляет. Здесь наблюдается почти четырехкратный разрыв. Так, в течение января – декабря 2009 года регион экспортировал услуг на $23,6 млн., а импортировал на $106,6 млн. Что интересно, за прошедший кризисный год экспорт услуг татарстанских компаний упал почти на 50%, в то время как импорт только на 20%.
По мнению Баранова, восстановление экспорта услуг в 2009 году объясняется изменением структуры потребления и переходом большинства потребителей на аутсорсинг многих функций, в рамках оптимизации структуры бизнеса и повышения эффективности его деятельности.
В то же время статистики отмечают, что по сравнению с 2008 годом, на 97,2% упал объем экспорта услуг бюро путешествий и турагентств (за 11 месяцев
Больше всего Татарстан в
"Структура экспорта услуг Татарстана объясняется структурой республиканского экспорта в целом. Так как экспорт машиностроения составляет существенную часть в общем объёме республиканского экспорта, то логично, что ремонт и обслуживание поставленных машин и механизмов тоже осуществляются республиканскими специалистами", - поясняет Баранов.
МАРКЕТИНГОВЫЕ РАСХОДЫ ВЫРОСЛИ В 2,7 РАЗА
Что же импортировал Татарстан? Во-первых, инженерные услуги. Они занимают в общей структуре услуг 19,8% или $21,2 млн. Во-вторых, маркетинг – 17,5% ($18,7 млн.). Он по сравнению с
Многократный рост консультативных и маркетинговых услуг, оказываемые иностранными специалистами, Баранов объясняет тем, что в Татарстане осуществляется много инвестиционных проектов с участием иностранных государств, представители которых приезжали в республику и оказывали перечисленные услуги.
"В Татарстане множество проектов с участием иностранных компаний, для качественного и грамотного осуществления которых и требуются консультации специалистов. Обычно все такие услуги заранее прописываются в контрактах", - считает аналитик.
Арслан Минвалеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.