Буквально пару дней тому назад Конгресс США одобрил предлагаемую Обамой реформу здравоохранения; соответствующий законопроект был тут же подписан президентом. Однако противники не дремлют: в тот же день несколько штатов оспорили реформу здравоохранения. Их Генеральные прокуроры подали иски к федеральному правительству буквально сразу после подписания президентом США закона о реформе здравоохранения. Они считают, что изменения в системе здравоохранения являются неконституционными. Иск подали прокуроры штатов Южная Каролина, Небраска, Техас, Мичиган, Юта, Пенсильвания, Алабама, Южная Дакота, Айдахо, Вашингтон, Колорадо, Луизиана и Флорида.

 

Что же вызвало такой гнев отдельных штатов, если реформа даст возможность большинству американцев получить медицинскую страховку? А дело в том, что она очень дорого стоит: на ее реализацию нужно выделить как минимум $938 млрд в течение 10 лет (на самом деле, скорее всего, даже больше). И получить эти деньги можно будет только за счет повышения налогов, что вызывает возмущение "успешных" граждан США, которые категорически не хотят платить за "лузеров". Кроме того, сама система страхования существенно усилит контроль государства над медицинской системой, что вызывает опасения в части снижения ее качества.

 

Почему же Обама так настаивает на этой реформе? Мне кажется, что дело тут в том, что он отлично понимает, что кризис не просто не кончился, но, по большому счету, и не начинался. Что реальные доходы большей части граждан США не растут с начала 70-х годов прошлого века, а рост спроса был только за счет повышения кредитной нагрузки на домохозяйства. Следовательно, США ждет мощнейшая волна снижения совокупного спроса и, соответственно, жизненного уровня населения.

 

Такая ситуация сделает невозможной покупку медицинской страховки не для 10% населения страны, как сейчас, а для существенно большей ее части. А т. к. в США базовая, первичная бесплатная система отсутствует, то это значит, что 20–25, а то и 30% населения страны останутся вообще без медицинской помощи. Обама, как ответственный лидер своей страны, допустить такого не может – и принимает все меры для того, чтобы заранее решить проблему.

 

А что же граждане? Они что, не понимают, что, возможно, именно они станут главными потребителями этой программы? А вот тут начинают работать как стереотипы (в США "лузеров" не жалеют, а презирают), так и государственная пропаганда. Которая уже много месяцев говорит о том, что "все хорошо, прекрасная маркиза", что кризис заканчивается, и строить планы, исходя из его продолжения, – глупость.

 

В любом случае, программа принята. И что будет теперь? Скорее всего, она вызовет обострение в американском обществе, которое будет нарастать по мере усиления кризисных процессов в экономике. Дело в том, что усиление налогов, накладывающееся на процессы падения жизненного уровня населения, будет вызывать все большее и большее раздражение, а денег на реформу будет нужно все больше и больше по мере того, как все большая часть населения будет "выпадать" из системы коммерческой страховки.

 

Что будет делать в этой ситуации государство – вопрос. Вариантов тут три. Первый – реформа будет свернута, полностью или частично (например, в части штатов). Это – личная катастрофа для Обамы и, в общем, серьезный удар по американскому обществу, поскольку невозможность получить медицинскую помощь для десятков миллионов человек – это будет сильный удар по престижу США.

 

Второй вариант – сокращение стандартов государственного страхования. Если даже сейчас в американской глубинке есть люди, которые ходят без зубов, поскольку стоматология для них – слишком дорогое удовольствие, то в аналогичной ситуации могут оказаться и граждане крупных городов, в которых падение экономики окажется слишком сильным.

 

Вариант третий – продолжение реформы "любой ценой". Я не исключаю, что по мере развития кризиса и осознания обществом его масштаба реформа медицинского обеспечения получит более существенную поддержку общества. Однако и тут могут возникнуть проблемы, поскольку цена реформы может слишком тяжким бременем лечь на кризисный бюджет страны.

 

Сегодня практически невозможно понять, как будут развиваться события, поскольку правительственные решения уже давно не вызывали такой конфронтации в обществе. Кроме того, очень много будет зависеть от качества исполнения реформы, что, с учетом ряда предыдущих государственных программ (например, программы полета на Луну, которая была принята Бушем-младшим, а недавно закрыта Обамой), выглядит спорным. В частности, потому, что любые масштабные государственные программы в условиях острого кризиса и большого дефицита бюджета имеют обыкновение постепенно свертываться.

 

Но, в любом случае, эта реформа – не просто ключевой элемент политики Обамы, который показал, что у него еще есть "порох в пороховницах", но и важнейший "барометр", показывающий состояние американского общества (и, в частности, его неготовность к серьезному кризису). И в этой ситуации проведение таких крупных реформ становится делом крайне рискованным и сложным – даже не по экономическим, а по социально-политическим причинам.

(Fintimes, 25.03.10)