ВЕРХОВНЫЙ СУД РТ ОТЛОЖИЛ "ПРОЦЕССА ВЕКА" НА НЕДЕЛЮ: ЧЕТВЕРЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ НУЖНО ПРИВЕЗТИ ИЗ МЕСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ 

Вчера в Верховном суде РТ десять из четырнадцати обвиняемых по делу группировки "Севастопольские" признали свою вину полностью. "Авторитеты" - Радик Юсупов по кличке Дракон, бывший спортивный директор футбольного клуба "Рубин" Рустем Сайманов и один из держателей "общака" группировки Андрей Баринов - признали себя виновными частично. Невиновным себя считает только один. За ходом судебного заседания наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online». 

Во второй половине дня (о начале процесса «БИЗНЕС Online» писала вчера) стартовавшего в Верховном суде РТ "процесса века" по делу "Севастопольских", обвинение озвучило ряд эпизодов убийств, похищений и покушений, инкриминируемых участникам этой группировки. Кровавый след "Севастопольских" тянется с начала 90-х годов прошлого века. Среди прочих зверских расправ выделяется несколько наиболее циничных и жестоких преступлений. 

ПОД ВИДОМ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ 

По данным обвинения, организовать некоторые похищения и убийства "Севастопольским" помогли сотрудники внутренних дел. Так, 1 марта 1996 года Зуфар Утяганов, который опять-таки по версии следствия был одним из трех лидеров ОПГ (вместе с Рустемом Саймановым и Владимиром Моисеевым), решил похитить активного члена противоборствующей группировки "Жилка" Зарипова. По мнению Утяганова, он располагал информацией о местонахождении лидера "жилковских" Хайдара Закирова (Хайдера) – личного врага Дракона. Узнав с помощью прослушки телефонных переговоров о том, что Зарипов на следующий день приедет в Казанский педагогический институт, Утяганов поручил похитить его молодым "севастопольским" Зенюку, Кургину и Лоскутову. Помогать им, для подстраховки, должен был знакомый Утяганова старший оперуполномоченный ОРБ УВД на станции "Казань" Фарит Хабипов.

Опытный опер Хабипов составил четкий план похищения, но сам в операции не участвовал. 2 марта отправленный им "на задание" сотрудник милиции остановил на улице Зарипова и оказавшегося вместе с ним другого "жилковского" Грудинина. Под предлогом проверки документов и установления личности на обоих надели наручники, затолкали в "уазик" и повезли, якобы, в отделение милиции. На самом деле – в Адмиралтейскую слободу. Там, в подвале строящегося Моисеевым дома Зарипова и Грудинина сначала долго и жестоко пытали, выбивая из них информацию о конспиративных квартирах и планах "жилковских". А потом застрелили. По совету Хабипова, трупы упаковали в полиэтиленовые мешки и сбросили через прорубь в Волгу, предварительно пробив ножом и ломом отверстия в телах – чтобы они не всплыли летом. 

Перед смертью Зарипов и Грудинин рассказали "Севастопольским" о местах жительства многих "жилковских". Например, Артура Якупова по кличке Акула – единственного из всех, кому удалось отбиться от целой группы боевиков, штурмовавших его квартиру, и выжить. Впрочем, операция могла бы пройти успешно. Если бы не отчаянное сопротивление Якупова и, как выяснилось, отказ одного из "севастопольских" идти в бой.

Устранение Якупова, как и остальные акции "Севастопольских", должно было пройти по заранее разработанному плану. Дракон выделил из общака на операцию $10 тыс. 31 марта 1996 года участники банды, одетые в форму спецназа МВД, спустились по канату с крыши дома №6 по улице Минской в Казани на балкон квартиры, которую Якупов снимал вместе со своей женой. В подъезде также был один из "Севастопольских", который должен был закрывать Якупову отступление через подъезд. Штурм планировалось начать тогда, когда все боевики займут свои позиции. Но неожиданно один из ряженых "севастопольских" отказался спускаться с крыши и участвовать в операции.

С этого момента план пошел коту под хвост, и заранее отрепетированный штурм превратился в истеричную бойню. Один из засевших на балконе бойцов, не дождавшись сигнала, выбил стекло, ворвался в квартиру и принялся палить по Акуле. Раненный в плечо, тот быстро сориентировался и открыл ответный огонь на поражение из своего раритетного браунинга. В результате, один боец "севастопольских" погиб и устранение Якупова было сорвано.

Добраться до Хайдера "севастопольские" смогли 26 августа 1996 года. Лидер "жилковских" после длительной подготовки был застрелен в Санкт-Петербурге выстрелами из снайперской винтовки СВД, карабина CZ 527 и автомата Калашникова. Вместе с ним погибли двое его телохранителей. А в сентябре того же года бойцы Утяганова хладнокровно застрелили одного из спонсоров "Жилки", предпринимателя Камиля Сафиуллина. Он был убит на глазах своего маленького сына. 

ДЕСЯТЬ ИЗ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ПОЛНОСТЬЮ ПРИЗНАЛИ СВОЮ ВИНУ 

Под конец первого дня судебного заседания председательствующий судья Ильгиз Галимуллин спросил поочередно у всех подсудимых, понятна ли им суть обвинений и признают ли они свою вину.

В итоге, полностью свою вину признали десять "Севастопольских". Юсупов, Сайманов и Баринов считают себя виновными частично. Кроме того, частично свою вину признал один из бывших бойцов группировки, а ныне успешный предприниматель Дмитрий Миронов, который участвовал в операции по устранению Хайдера.

По словам Миронова, он не согласен с квалификацией его действий обвинением. Он действительно участвовал в подготовке этого преступления, но не знал, что в ходе нападения на Закирова будут убиты охранники. Следовательно, у него вроде как не было на это инкриминируемого обвинением преступного умысла.

"Мы не обсуждали, что при нападении на Закирова будут убиты охранники. Наоборот, у нас в банде всегда действовало правило, что никто другой не должен пострадать при нападении", - заявил он суду. 

Не признал своей вины, единственный из всех обвиняемых по делу "Севастопольских", только бывший опер Хабипов. Хотя именно он разработал план похищения и убийства Зарипова и Грудинина.

Напомним, по материалам следствия, на счету участников банды 13 эпизодов убийств в отношении 20 лиц, три покушения на убийство, совершенных с 1992 по 1996 годы, похищения людей, многочисленные факты незаконного приобретения, хранения, передачи, перевозки и ношения огнестрельного оружия и боеприпасов.

При этом в ходе следствия уголовное преследование в отношении участников группировки "Севастопольские" по фактам похищения людей и незаконного приобретения, хранения, передачи, перевозки и ношения огнестрельного оружия и боеприпасов было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. 

Следующее заседание суда назначено на 10.00 5 апреля, так как некоторым адвокатам, недавно подключившимся к процессу, необходимо время для ознакомления с материалами дела. А обвинению нужно успеть собрать свидетелей. Четверых из них придется этапировать из мест заключения, расположенных в разных частях России, где они сейчас отбывают наказание.

«БИЗНЕС Online» продолжит следить за ходом этого громкого процесса. 

Сергей Кощеев,
фото Арслана Минвалеева