АВТОПЕРЕВОЗЧИКИ СЧИТАЮТ С УЧЕТОМ КРИЗИСА ТАКОЕ РЕШЕНИЕ НЕПРОДУМАННЫМ И ОПАСАЮТСЯ БОЛЬШИХ УБЫТКОВ

У грузоперевозчиков республики в ближайшие дни возникнет дополнительные и весьма существенные расходы. Минтранс РТ объявил о введении с 15 апреля по 14 мая 2010 года временного ограничения движения грузового транспорта. Об этом сообщил сегодня на брифинге в кабмине РТ и.о. замминистра транспорта и дорожного хозяйства Азат Галиахметов. Перевозчики считают, что это приведет их компании к грандиозным убыткам – если платить официально, либо - к набиванию карманов автоинспекторов – если "договариваться на месте". Серьезные проблемы могут возникнуть и у промышленных предприятий – из-за возможных сбоев в поставках продукции.

БЕСПЛАТНО – ДО 5 ТОНН

Тема ограничения движения грузового автотранспорта с 15 апреля по 14 мая 2010 года обсуждалась сегодня на брифинге в кабмине РТ. И.о замминистра транспорта и дорожного хозяйства Азат Галиахметов рассказал, что основная цель мероприятия – сохранить дороги весной, когда снижается прочность дорожного покрытия и ослабевает несущая способность грунтов, из-за чего на дорогах появляются ямы и трещины. Впервые в этом году ограничение вводится не по полной массе транспорта, а по осевым нагрузкам. Бесплатно по республике смогут передвигаться грузовики с нагрузкой на ось до 5 тонн (на некоторых участках дорог установлен максимум – 6-8 тонн на ось). Для проезда по дорогам с превышением этих нагрузок автофурам нужно будет покупать разрешения - как постоянные (на месяц), так и разовые (на одни сутки).

Для дорог регионального значения они выдаются в подразделениях РГУ "Безопасность дорожного движения" - в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске. Разрешения для проезда по федеральным дорогам необходимо приобретать в ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" (стоимость устанавливается Росавтодором). Пропуска для проезда по муниципальным дорогам выдаются в исполкомах соответствующих муниципальных образований (стоимость устанавливают муниципалитеты). К примеру, в Казани, как пояснила «БИЗНЕС Online» председатель комитета внешнего благоустройства исполкома Казани Роза Заббарова, в период ограничения платить придется в случае, если нагрузка превышает 5 тонн на ось, а расценки соответствуют тем, что установлены для региональных дорог. Контроль за перевозками тяжеловесных грузов в РТ будут осуществлять 22 поста весового контроля.

Если учесть, что у большинства автофур, перевозящих грузы в РТ, нагрузка на ось составляет 7-10 тонн, то плата за превышение составит, в среднем, 3-4,5 тыс. рублей за сутки (см. справку). Нужно учесть также: чтобы перевезти груз из одного города в другой машине может понадобиться 2-3 и больше разнообразных разрешений. Бесплатные пропуска предусмотрены лишь для определенных видов перевозок: для пассажирского транспорта, перевозки продуктов питания, ряда продуктов первой необходимости и лекарств, на автомобили грузоподъемностью до 16 тонн, перевозящие ГСМ для обеспечения деятельности предприятий РТ, автотранспорт, перевозящий ТБО в пределах своих муниципалитетов и некоторых других.

После пресс-конференции в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Галиахметов объяснил, что компании, которые занимаются грузоперевозками, прекрасно знали, что будут весенние ограничения движения. "Большинство компаний запланировали свою работу. Многие перевезли запланированные объемы грузов заранее", - сказал он. В минтрансе РТ считают, что ущерб, который большегрузы наносят дорогам в весенний период, несравненно более значительный, чем вводимая стоимость возмещения вреда. А ограничение движение - это мера, которая в конечном итоге должна пойти даже пользу владельцам грузовиков, поскольку средства будут собираться на специальном счете и расходоваться на повышение безопасности дорожного движения в республике.

"СЕЙЧАС ВСЕ РАБОТАЮТ С КОЛЕС"

Перевозчики введение платы за проезд по дорогам в таком размере считают крайне необдуманным и намерены обсудить проблему с властями республики. Им это грозит большими убытками. Из-за сбоев в поставках могут пострадать и предприятия, которые пользуются транспортными услугами. Это если платить, как положено. В то же время, по словам экспертов, для экономии денег и времени многие перевозчики предпочитают "договариваться на месте". В этом случае деньги идут вовсе не на ремонт дорог, а в карман автоинспекторов. Участники рынка поделились своим мнением на этот счет с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Леонид Штейнберг - генеральный директор ТКФ "Кама-тракс", президент логистической ассоциации Татарстана:

- Складывается впечатление, что служащие некоторых государственных структур не внимательно изучили неоднократные выступления президента Татарстана Рустама Минниханова о поддержке местных товаропроизводителей, развитии малого и среднего бизнеса в республике. Иначе как понимать очередное ограничение–закрытие дорог? Автотранспортная отрасль сегодня обеспечивает всем необходимым сотни тысяч жителей республики. Как сейчас можно закрывать на месяц дороги? Цены на топливо, масло, запчасти - повысились. Лизинговые компании, в том числе, и в Татарстане, мягко говоря, озверели. А если транспортные компании не заработают денег, из чего они будут платить? Заранее завезти грузы, как предлагает нам министерство транспорта, невозможно. Есть предприятия, которые производят продукцию, которая непрерывно поступает к ним на склад. Эту продукцию уже ждут другие предприятия и так далее. Сейчас идет борьба за рынок, за то, чтобы реализовать эту продукцию. Что будет, если произойдет такое непродуманное ограничение проезда по дорогам, учитывая финансовый кризис? Сейчас все работают "с колес": если привезем заранее – скандал, позже - тоже скандал, нужно завозить вовремя. Это и называется логистика - оптимизация складских и транспортных затрат. Мы согласны платить тысячу рублей, после этого хоть что-то еще остается, а если заплатить 4,5 тысяч рублей, то уже в "минус" уйдешь, ничего не заработаешь. Считаю, что закрытие дорог нужно, но оно должно быть разумное. Поэтому мы как логистическая ассоциация планируем приехать в Казань и обсудить эту очень серьезную социальную тему.

Алексей Яшин - директор компании "Авто Транс Карго":

- Это набивка карманов гаишников, которые сидят на посту, - все это прекрасно знают. Многие перевозчики рассуждают, зачем я буду платить 3 тысячи рублей? Лучше отдам 500 рублей. Так что, на ремонт дорог больше половины денег не дойдет. Разрешения будут покупать те, кто работает по Казани, - им придется. Хорошо - мы оплатим, но тогда это отразится на себестоимости перевозки груза. Значит, все будет стоить дороже. Завезти товар заранее невозможно. Есть компании, которым приходят по 2-3 фуры в неделю, есть - каждый  день. Выходит, единовременно нужно завезти 30 фур! Это какой склад нужно иметь! И магазин точно так же, – он же не может на месяц затовариться. Куда он должен товар положить? Опять же нужны деньги, на которые его купить, есть сроки годности… Так что независимо от платы, которую установят - хоть 10-20 тысяч рублей - меньше грузовиков ездить не будет. Может быть, только в первые два-три-четыре дня, пока остатки распродаются или если заранее лишнюю фуру завезли, а потом все войдет в прежнюю норму.

Наталья Голобурдова

 

Справка

Стоимость возмещения вреда автодорогам общего пользования регионального значения за превышение осевых нагрузок составляет:

  • до 3 тонн - 3 тыс. рублей (сутки) и 24 тыс. рублей (месяц),
  • от 3 до 6 тонн – 4,5 тыс. рублей и 36 тыс. рублей,
  • от 6 до 9 тонн – 6 тыс. рублей и 48 тыс. рублей,
  • от 9 до 12 тонн – 10,6 и 84,8 тыс. рублей,
  • от 12 тонн – 13,6 тыс. рублей и 108,8 тыс. рублей соответственно.