Компании и отрасли подводят в эти дни итоги первого квартала. В частности, стало известно, что продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в  России снизились в первом квартале 2010 года на 25%.  Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к представителям татарстанских компаний с вопросом: "Как обстоят дела в вашем секторе экономики, в вашей отрасли?"


Ильдус Янышев - генеральный директор группы компаний безопасности "КОНТР":
- С 1 января вступил в силу закон об охранной деятельности. Появилось больше вопросов по хранению оружия, лишняя бумажная работа…В то же время появилось больше взаимодействия с госструктурами. По этому поводу был собран координационный совет, возглавляемый заместителем министра внутренних дел по Татарстану.

Мы стали более плотно взаимодействовать с Набережными Челнами, с Альметьевском. Можно отметить такую тенденцию, как усиление консолидации среди предприятий безопасности: мелкие игроки уходят, остаются более крупные.

Конечно же, все мы обеспокоены общей экономической ситуацией.

В ближайшем будущем я прогнозирую приход московских операторов, будет экспансия в республику. В связи с этим мы поменяем свою маркетинговую политику, безусловно.

Предполагаю, что с Универсиадой планируется увеличение нагрузки, активизация охранной отрасли. Появится единый орган по безопасности, предназначенный именно для объектов Универсиады. Все это активизирует охранную деятельность в республике.

Евгений Гурьянов - генеральный директор АБАКа:

- Отрасль наша себя чувствует пока неопределенно, в связи с тем, что произошли политические изменения в республике. Никакие бюджеты нигде не утверждены, и если сравнивать с первым кварталом прошлого года, то можно сказать, что сейчас "затишье". Нет никаких государственных тендеров, соответственно. В нашей отрасли пока не сверстаны годовые бюджеты, мы не готовы участвовать в тендерах. Это касается и госструктур, и коммерческих. Все ждут реорганизации. Вполне закономерно, если какие-то организации сольются, какие-то распадутся, и пока руководители не понимают что именно делать, они не принимают никакие меры, не принимают никаких решений. Никаких подвижек пока у нас нет, и в IT-решениях, и в инженерных. Но они находят спрос в организации такого события как Универсиада. Осталось три года и еще многое нужно сделать. АБАК надеется, в области инженерных систем и информационных технологий коммуникации будут расширены и эти сферы будут востребованы.

Евгений Степанов - заместитель генерального директора ОАО "ICL-КПО ВС":

- IТ-отрасль потихоньку встает на рельсы. Год назад был некий ступор: никто не знал, что будет дальше, как действовать в непростой экономической ситуации. Но потом заказчики приспособились к текущей обстановке и научились работать в условиях сжатой экономики.  Несмотря на то, что в прошлом году отрасль по разным оценкам "просела" на 30-40 процентов, наша компания выросла на 9 процентов. Мы надеемся, что в 2010 году рынок покажет небольшой рост, но, конечно, но на 20-25 процентов в год, как это было до кризиса.

Лилия Лысенко – заместитель генерального директора ГК "ФОН":

- По примеру нашей компании могу сказать, что во второй половине прошлого года активизировались работы на строительных площадках. Так, ФОН сейчас завершает строительство своей части Солнечного города, возведено 9 этажей из 14-ти дома на улице Адоратского. Его мы, кстати, строим с использованием теплой керамики производства нашего керамического завода в Ключищах. Кирпичный завод сейчас активно работает на стройки Универсиады и считаем, что ближе к строительному сезону его продукция будет еще больше востребована в связи с частными малоэтажным строительством.

В ближайшее время мы планируем начать строительство двух новых многоэтажных домов на Кварталах в Казани. Сейчас по ним готовится проектная документация. Одним словом, в строительном секторе чувствуется оживление, и отрасль начинает потихоньку приходить в себя.  

Юрий Пилецкий - директор службы такси "Фаворит":

- Если говорить о ситуации в целом, то резких колебаний на нашем рынке нет. Правда, стоит отметить, что конкуренции стало больше. Видимо в связи с кризисом и безработицей многие автолюбители решили податься в таксисты. Отчасти это понятно – при наличии автомобиля больших вложений этот бизнес не требует. Лицензия на данный вид деятельности не нужна: нужно просто оформить ИП и платить налоги. Что касается конкретно нынешней ситуации в Казани, то в апреле наметился небольшой спад после мартовских праздников. Рост заказов традиционно ожидаем с началом дачного периода.

Владимир Сыченков - директор по развитию РА "Лариса":

- Традиционно для рекламной отрасли Татарстана январь-месяц, когда рекламодатель продолжал формировать бюджет, февраль выравнивает ситуацию, а март проходит очень активно.
Мы для себя прогнозировали в начале 2010 года стабилизацию ситуации на рынке рекламы Татарстана, даже рост в пределах 10 процентов. Желания оправдались частично. Очевидно одно: число заказов растет.
У нас появились новые клиенты. С постепенным "оттаиванием" промышленности и экономики компании начинают закладывать большие бюджеты на рекламу. Примечательно, что приток идет в рекламу в Интернет. Для нас это направление значимо, заказы поступают как по созданию web-ресурсов, так и по продвижению их в Сети.
В планах - вывод двух новых продуктов на рынок массового потребления. Заказчики - местные товаропроизводители. Для нас как рекламщиков это наиболее важные задачи, потому что здесь мы не только зарабатываем деньги, а и можем использовать весь свой интеллектуальный потенциал по созданию брэндов.

Андрей Савельев - директор АН "НЛБ Недвижимость":

- Что касается января 2010 года, то он был абсолютно мертвым месяцем для рынка недвижимости. Наверное, как и для других отраслей. В феврале началось оживление. Активизация спроса даже привела к тому, что наметился небольшой рост цен на жилье в районе 3-5 процентов. Так, если в январе однокомнатную квартиру на вторичном рынке можно было приобрести за 1,07 - 1,08 миллиона рублей, то сейчас она стоит 1,1 миллиона рублей. Март был средненьким. В целом первый квартал 2010 года был лучше второго квартала 2009 года, но хуже конца прошлого года. Тогда был даже ажиотаж. Думаю, что в том оживлении есть роль и новогодних поверий о том, что, если новый год встретишь в новой квартире, то все будет хорошо. У нас была даже сделка 31 декабря, когда новые жильцы успели занести в квартиру только стол и елку. По сравнению с четвертым кварталом 2009 года в первом квартале этого года спрос на рынке недвижимости упал на 10-15 процентов.

Сергей Балякин - директор ресторана "Тинькофф":

- По сравнению с прошлым годом в нашей отрасли сейчас спокойствие и стабильность. Спада нет, но и ажиотажа тоже нет, как, например, было в 2006-2008 годах. Сейчас ситуация лучше, конечно, чем осенью 2008 года. Где-то с ноября по май была катастрофическая ситуация, и только с июня того года мы начали жить.

Сейчас в связи с Универсиадой много строителей, бизнесменов, которые заключают договора на бизнес-ланчах, устраивают переговоры у нас.

В целом ситуация стабильная, как в прошлом году. Давления на бизнес сейчас нет, чувствуется, что стало попроще. Все проверки проходят в соответствии с графиком.

Проблема у всех рестораторов сейчас – это отсутствие ожидаемого количества посетителей. Мы готовы принимать больше.

2010-й год, предположительно, будет как и 2009-й. Колебания составят плюс-минус один процент. Ожидаю, что к концу года будет небольшой подъем: в декабре, как обычно, сезонно "выстрелит".

Могу сказать, что гостей в Казани стало меньше. Однако ресторанов больше открывается, чем закрывается.

Владимир Капитонов - директор ООО КПАТП № 7:

- Пока без изменений. Держимся еле-еле. После нашего обращения к властям, нам (перевозчикам Казани – прим. ред.) были компенсированы выпадающие доходы за провоз льготников в 2008-2009 годах - 69 милионов рублей. Остальные – 104 миллиона рублей должны выплатить да 1 июня этого года. Если денег не будет, будем повышать плату за проезд в общественном транспорте. С лизинговыми платежами – нормально, платим, они понимают, идут навстречу, договариваемся. Ждем луча света в темном царстве.

Раис Гумеров - генеральный директор ОАО "Мелита":

- Основной пик продаж обычно бывает с августа по ноябрь, а осень была очень теплая, и продажи были катастрофически малы. В конце декабря похолодало - ситуация изменилась, конечно. Хорошие продажи были в январе-феврале, в марте – более или менее. Но в целом, даже несмотря на хорошую зиму, продажи не увеличились, по сравнению с прошлым годом, а оказались ниже. Надеюсь, что следующий сезон будет хорошим, так как все теперь знают, что зимы у нас есть. В этом году цены остались прежними и даже на 5-7 процентов снизились, по сравнению с прошлым годом. Не только у нас, в целом, в России за последние 7-8 лет цены на меховые изделия снижались. Это парадоксально, если сравнить с тем, что было 15 лет назад. Мутоновая шуба стоила, как 50 пар обуви, а сейчас – как пять пар. С нового года на все виды сырья цены поднялись примерно на 70 процентов. Так что, в этом году в сезон ожидается серьезное повышение цен на меховые изделия во всем мире.

 

Юлия Гатиятуллина,
Наталья Голобурдова,
Арслан Минвалиев,
Сергей Кощеев,
Лилия Сабирова.