Продажи автомобилей в России продолжают падать, но уже не так быстро. В Казани  не хватает "Мерседесов" для всех желающих

По итогам первого квартала 2010 года на российском авторынке наметились слабые положительные тенденции. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные на сайте ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 25% в первом квартале 2010 года. Но в марте темпы спада снизились: по сравнению с мартом 2009 года продаж стало меньше лишь на 7%. В автосалонах Казани высказывают осторожный оптимизм и говорят, что отдельные марки машин распродаются сейчас, что называется, "с колес".

МИНУС 10,2 ТЫС. АВТО

В марте этого года в России было продано 126,7 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей. Этот результат на 7% хуже прошлогоднего показателя, когда было продано почти 136,9 тыс. машин.

 "Результат марта, демонстрирующий наименьшее падение при сравнении год к году за последние двенадцать месяцев, можно считать явным признаком постепенного восстановления автомобильной отрасли в стране, - заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. По его мнению, в целом, наблюдается положительная динамика от месяца к месяцу. "Программа по утилизации стартовала только в марте и уже показала положительный результат, однако даже у тех марок, на которых не распространяется действие программы, наблюдается последовательное укрепление позиций", - заявил он.

СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ?

Анализ этих данных позволил комитету автопроизводетелей АЕБ пересмотреть прогноз продаж на 2010 год, который составляет теперь 1,45 млн. легковых автомобилей и 1,6 млн. всего, включая коммерческие автомобили. Сдержанный оптимизм проявляют и некоторые казанские участники авторынка.

"Ситуация стабилизируется. В первом квартале от января к марту количество продаж у нас шло по нарастающей. По-прежнему, предпочитают "Лады" и "Логаны", которые как только поступают к нам, сразу расходятся. Сейчас же производители и банки предлагают неплохие программы со скидками, клиенты покупают авто по заводской цене. Плюс работает путинская программа субсидирования. Все вместе дает неплохой рост", - заявила о своем видении ситуации руководитель автосалона "Казань" Оксана Чумак.

KIA МЧИТ БЕЗ ОСТАНОВОК

Рост продаж сумели показать около десяти автобрэндов. Особняком среди них стоит Kia, которая благодаря агрессивной рекламной и дилерской политике (даже несмотря на общий спад в отрасли) еще с прошлого года только наращивает объемы продаж. По итогам первого квартала этого года рост продаж Kia составил 29% по сравнению с прошлогодними показателями, что позволило этому автопроизводителю выйти на четвертое место по объемам продаж (17,66 тыс. авто). Также в плюсе завершили первый квартал Renault (+7%), УАЗ (+17%), Suzuki (+12%), BMW (+12), Audi (+20%), Mercedes-Benz (+22%). Рост продаж наблюдается и у китайских Lifan (+30) и Chery (+62%), однако их объемы продаж пока не столь велики.

Тенденцию к росту продаж отчетливо видят и в казанском автосалоне "Ак Барс Автомобили" (дилер Daimler). Впрочем, неудивительно, ведь в первом квартале в России продано на 528 новых "Мерседесов" больше. "Никто не ожидал, что начало года будет таким активным. У нас наметилась тенденция к росту. Среди причин - произошла корректировка цен. Если в прошлом году мы продавали на примере Е-класса модель 350 за 2,75 миллиона рублей, то в этом году у нас новая цена - 2,5 миллиона. Снижение цены произошло на базовую модель порядка 150 тысяч. Та же ситуация с С-классом, другими классами, что дало существенный рост. Поскольку такую покупательскую активность нельзя было предугадать, сейчас мы столкнулись с тем, что нет необходимого количества авто. Мы просто не можем всем желающим клиентам продать машины. Очередей больших нет, клиенты спрашивают, когда будут машины и приходят. Сохранится ли такой же интерес – посмотрим. Весна должна быть активной", -  рассказал руководитель отдела продаж Mercedes-Benz Рустем Насретдинов.

КТО КУПИЛ ALFA ROMEO?

Что касается неудачников, то их пока намного больше, чем брэндов, оказавшихся в плюсе.

Самое большое падение продаж зафиксировано у таких брэндов, как Ford (-51%), Nissan (-54%), Opel (-51%), Mazda (-62%), Honda (-57%), Land Rover (-38%), Subaru (-40%), Volvo (-47%), Infiniti (-53%), Cadillac (-54%), Jaguar (-61%). Dodge (-72%), Saab (-65%), Alfa Romeo (-65%). Причем последнему автопроизводителю удалось продать наименьшее количество машин своего брэнда – всего 13 авто за 3 месяца.

СДЕЛАНО В РОССИИ

Что касается рейтинга продаж по моделям, то тут уже в который раз вне конкуренции Lada Priora. Несмотря на спад продаж в 13%, данный продукт АвтоВАЗа нашел себе 20,8 тыс. новых владельцев в первом квартале этого года. На втором месте Lada Samara (-24%) – 17,8 тыс. авто. На третью строчке в хит-параде самых продаваемых авто вырвался Renault Logan, который благодаря росту продаж (+30%) обрел 12,57 тыс. новых хозяев.

Всего же в десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок по итогам первого квартала 2010 года – девять росийского производства. Единственная иностранная модель, попавшая в топ-10 самых продаваемых – узбекская Daewoo Nexia.

Тимур Касимов, Владимир Казанцев