РУСТАМ МИННИХАНОВ ПРЕДЛАГАЕТ НАЙТИ "ПРОРЫВНЫЕ ВЕЩИ" ДЛЯ БУЛГАРА И СВИЯЖСКА

Сегодня в Казанском кремле обсуждались планы строительствах первых реальных объектов в древнем городе Болгар и на острове-граде Свияжск. Хотя все согласились, что пора уже начинать строить, проекты решили вернуть на доработку, которая займет как минимум несколько недель. За ходом эмоциональной, конструктивной и иногда даже креативной дискуссии следил корреспондент "БИЗНЕС Online".

Участие в совещании приняли все первые лица Татарстана – госсоветник РТ и глава фонда "Возрождение" Минтимер Шаймиев, президент республики Рустам Минниханов, премьер-министр Ильдар Халиков, спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, а также ключевые министры, главы поселений и директора предприятий.

Честно говоря, совещание высших чиновников было больше похоже на рабочую группу, когда президент начинал спорить с госсоветником, министр с директором, сельский глава с президентом, госсоветник с министром и наоборот. У каждого находился свои аргументы за и против идей архитекторов. И никто не стеснялся их высказывать.

"КОМАНДУЙТЕ, МИНТИМЕР ШАРИПОВИЧ!"

Место во главе президиума совещания, разумеется, занял Рустам Минниханов. Впрочем, произносить вступительную речь он не стал, сразу же передав слово Шаймиеву: "Командуйте, Минтимер Шарипович!". Шаймиев долго рассказывал о том, что "сеять мы научились", но снег сошел, а "ни одной лопатки земли мы еще не переворотили", но "если в стране, дай бог, будут мир и спокойствие", через 3-4 года обязательно начнут заниматься восстановлением исторических памятников. Но Татарстан, как всегда, и в этом деле самый первый "дает сигнал всему российскому обществу".

Фонд создан, необходимые документы почти все есть, так что откладывать начало работ, по словам Шаймиева, незачем.

— Сегодня начать строительство уже не успеем, но завтра надо начинать строить, - подчеркнул госсоветник.

Никто спорить с ним не стал – надо значит надо. Но…

"ЭСКАЛАТОРЫ ДОЛЖНЫ ВОЗИТЬ И СНИЗУ И СВЕРХУ"

Архитектурные проекты речных вокзалов в Болгаре и Свияжске презентовал гендиректор "Татинвестгражданпроекта" Ирек Файзуллин. По задумке авторов, речной вокзал в Болгаре будет врезан в береговой холм высотой в пять уровней. Изнутри вокзал будет представлять собой полноценный музей, чтобы прибывающие туристы с ходу могли начинать знакомиться с историей великого городища. Интересная изюминка экспозиции - стеклянная стена на нижних уровнях вокзала, за которой будут четко просматриваться культурные слои земельных отложений берегового холма, начиная с древнейших периодов истории этого места.

Из-за законодательных ограничений, применяемых к строительству на территории памятников федерального значения, высота вокзала не должна превышать уровня верхнего плато, на котором расположены древние руины заповедника. По словам Файзуллина, предложенный сегодня вариант вокзала в Болгаре можно начинать строить и завтра. Однако у президента возникли вопросы по уровню комфортабельности комплекса для туристов.

— Надо, чтобы эскалаторы были на всех уровнях, чтобы люди и снизу и сверху могли спускаться и подниматься. Поэтому наверху должна быть входная группа, - подчеркнул Минниханов.

— Если Зиля Рахимьяновна (Валеева, министр культуры РТ – прим. ред.) нам разрешит, мы бы метра на четыре подняли бы еще верхний уровень, - предложил Файзуллин.

— Нельзя там ничего уже строить, выходим на плато и все. Нам нельзя оставлять здесь спорные моменты. Мы это уже обговорили на встрече с академиком, - попытался подтолкнуть утверждение существующего проекта вокзала Шаймиев.

— Минтимер Шарипович, что бы там академик ни говорил, надо сразу придумать, чтоб эскалатор доходил до верха. Придумайте что-нибудь – сделайте стеклянные два входа. Там же будут и пожилые люди приезжать, и колясочники. Это обязательное требование, - Минниханов остался при своем мнении. В результате, проект будет отправлен на доработку, которая займет несколько недель.

"ОСТАЛОСЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ТОЛЬКО ПОСТРОИТЬ"

По словам Минниханова, для развития Болгара надо придумать "несколько мулек" вроде организации корпоративных сабантуев для крупных компаний из Татарстана и Москвы, проводить в Болгаре свадебные обряды для верующих, поставить мечеть на святой земле.

— Надо несколько таких прорывных вещей. Может, сами первые и поедем туда.

— Давай, Рустам Нургалиевич, поедем и первыми женимся там, чтобы пример другим показать, - весело предложил Минтимер Шаймиев.

В общем, как сказал кто-то из участников совещания, "пошел полет мысли как у Остапа Бендера". А глава минсельхозпрода Марат Ахметов, презентовавший проект "Музея хлеба" в Болгаре, добавил: "Осталось международный аэропорт только построить".

НЕПРАВИЛЬНУЮ ДАМБУ НА СВИЯЖСК ПОСТРОИЛИ КОГОГИН И ШВЕЦОВ

По поводу проектов речного и автовокзала на острове-граде Свияжск принципиальных замечаний ни у кого не было. Поэтому обсудили их достаточно быстро. Вопросы возникли по поводу автомобильной дамбы, ведущей на Свияжск с материка. По словам Файзуллина, ее надо переделывать – добавлять трубы для беспрепятственного течения Волги.

— А кто там виноват, кто такую дамбу строил? – спросил Рустам Минниханов.

В зале возникла пауза, вспоминали. Шаймиев вспомнил: оказывается, виноваты нынешний гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин и бывший министр транспрота Владимир Швецов, уехавший ныне на Дальний Восток. Напомним, в 1994-1999 годах Когогин был главой администрации Зеленодольского района. Неправильную дамбу было решено довести до ума.

Сергей Кощеев,
фото prav.tatar.ru