РУКОВОДСТВО РАН УВЕРЕНО, ЧТО ЗА РАЗВАЛОМ АКАДЕМИИ НАУК ПОСЛЕДУЕТ ТОТАЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ ВСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Премьер России Владимир Путин участвовал вчера в годовом собрании академии наук России, которое проходило в большом зале РАН. Здесь ВВП немного поспорил с президентом РАН Юрием Осиповым о финансировании науки, признался, что занимался научно-технической разведкой и ответил на нелегкие вопросы академиков.
НУ, ДАЙТЕ ЭТИМ КРИТИКАМ ЭТОТ ПРЕПАРАТ!
Премьер РФ Владимир Путин приехал на собрание не в начале, так что не слышал выступления руководителя Сибирского отделения РАН Александра Асеева. Академик напомнил об исключительной роли в жизни страны РАН – ведь академия и сегодня остается самой крупной научной организацией в мире, здесь трудятся около 50 тыс. только исследователей.
Тем не менее, отношение к РАН неоднозначное. Не случайно накануне годового собрания организация, объединяющая российских ученых за границей, написала президенту России Дмитрию Медведеву и президенту РАН Юрию Осипову письмо, выражая озабоченность "напором агрессивных шарлатанов" в науке и политике. Это письмо стало даже не камешком, а солидным булыжником в огород спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова.
Суть дела в том, что в РАН работает комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. И она выяснила, что Грызлов – соавтор некоторых изобретений. Одно из них он сделал вместе с изобретателем Виктором Петриком, а именно его комиссия РАН жестко критиковала за занятия лженаукой. После этой критики Грызлов назвал деятельность комиссии "мракобесием" и потребовал ее расформировать. Авторы письма увидели несомненную связь между выступлением комиссии против Петрика и выступлением Грызлова против комиссии.
Уже в присутствии премьера РФ на годовом собрании академик Осипов заявил о том, что нападки на академию начались осенью прошлого года: именно тогда "академия стала объектом атаки". Эти слова прозвучали в полной тишине.
Тут Путин высказал свою точку зрения на то, как надо воспринимать критику: "Каждого из нас с момента рождения и до тризны постоянно критикуют. Меня за последние десять лет столько критикуют, что я даже уже устал реагировать на это. Это, в общем, неплохо. Но есть, конечно, люди, которые зарабатывают на этом или хотят заработать. Ну что на это обращать внимание? Вот академик Лаверов сказал, что есть даже препарат, который стимулирует мозговую деятельность. Ну, дайте этим критикам этот препарат, тогда они, может, успокоятся…"
БЕССРЕБРЕНИК ПЕРЕЛЬМАН
Президент РАН в своем выступлении настаивал, что за развалом академии последует тотальное разрушение российской науки. Он напомнил: почти половина всех научных публикаций делают именно сотрудники РАН, хотя их всего 14% среди отечественных ученых.
В ответ на это Путин заметил, что по такому содержательному критерию, как количество публикаций в признанных научных изданиях, российские ученые пока что находятся только на 14-м месте. Правда, это на уровне Нидерландов и Бразилии. Премьер сказал: "Соседство неплохое, но если вспомнить, что в 1995 году мы были на седьмом месте, то это означает, что тенденция пока отрицательная".
Академик Осипов говорил также: "Мы категорически не согласны с тем, что финансирование должно вестись только по тем направлениям, где российская наука находится на передовом уровне, не согласны с ликвидацией так называемых "неэффективных научных учреждений". При тех стратегических установках, которые сформированы в стране, нужна фундаментальная наука, покрывающая широкий спектр исследований. Только в этом случае Россия окажется во всеоружии при любых изменениях прорывных направлений в науке".
Путин ответил так: "Россия, учитывая ее роль в мире, не может быть в стороне… от конкуренции в сфере фундаментальных знаний. Это значит – отстать, оказаться на периферии глобальных процессов. Хотел бы сразу сказать: мы высоко оцениваем достижения Российской академии". Тем не менее, российские власти все-таки решили сосредоточить средства на приоритетных направлениях, таких, как нанотехнологии, космос, атомная энергетика… Путин сказал: "Важно сконцентрировать наши ресурсы на основных направлениях, на прорывных, а не размазывать их тонким слоем по хлебу, так что и масла не видно"
Оправдывая сокращение финансирования РАН (с 54,6 млрд. рублей в 2009 году до 49,3 в 2010), Путин сослался на известного ученого Григория Перельмана, который считается бессребреником: он "взял и опубликовал свою работу в Интернете и подписался "Гриша Перельман". Он даже от денег отказывается. Вот мы пытаемся ему хоть как-то дать, он и этих не берет. Но это, конечно, не значит, что все нужно обесточить, наоборот, надо поддерживать"...
10% РОССИЙСКОГО БЮДЖЕТА
Премьер долго говорил о том, какие средства получают ученые от государства. Причем, по словам Путина, получалось, что средства эти очень большие: на российскую науку и на то, что с ней связано, идет 10% бюджета страны…
Ученые, однако, этого почему-то не чувствуют, наоборот, они сетовали на невнимание властей, в том числе и "финансовое". Многие академики считают, что руководство России несоизмеримо больше времени, сил и, главное, средств выделяет университетам, а отнюдь не академии и ее подразделениям. Академик Осипов сказал: "Мы против противопоставления университетов и вузов. Мы заинтересованы в сильных университетах. Мы оттуда черпаем кадры"…
Путин пообещал ученым думать обо всех одинаково. Он сообщил, что сейчас проходит согласование документ по распределению 3 млрд. рублей на поддержку проектов, которые будут реализовывать совместно ведущие научные организации и вузы.
На годовом собрании Путин пообещал ученым помочь решить острую для них жилищную проблему. Дело в том, что за РАН числятся более 330 тыс. га земли. Премьер считает, что на ней можно построить жилье. Он заявил: "При этом надо обременять будущего застройщика обязательствами продавать часть квартир сотрудникам академии по низким, доступным ценам. Я могу сказать примерный ориентир: 30 000 рублей за квадратный метр". В большом зале РАН сразу поднялся шум (30 тыс. и для академиков – дорого), и Путин тут же добавил. "Мы можем подискутировать по этой проблеме более предметно. Здесь возможно и субсидирование, возможна и поддержка при приобретении…".
А насчет взаимоотношений академиков и чиновников премьер заметил: "Что касается взаимного недоверия власти и академической науки... Я это совершенно не чувствую! Это кому-то хочется, может быть, чтобы было какое-то недоверие, но его нет. Это абсолютно надуманный тезис"…
По материалам "Российской газеты" и "Коммерсанта"
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.