КАЗАНСКОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ НАМЕРЕНО КОНСОЛИДИРОВАТЬ ВИНТОКРЫЛЫЕ МАШИНЫ ГРУПП "ТУЛПАР" И "АК БАРС АЭРО"

Сегодня стало известно, что казанское авиапредприятие (КАП) реанимировало идею создания в Татарстане единого вертолетного перевозчика. Гендиректор КАП Магомед Закаржаев предложил авиакомпаниям "Тулпар Геликоптерс" (входит в группу "Тулпар") и "Ак Барс Аэро" объединить все имеющиеся у перевозчиков винтокрылые машины под крылом своего предприятия. Правда, один из возможных участников сделки, "Ак Барс Аэро", назвал заявления КАП преждевременным, и сообщил, что готов перейти на "вторые роли"  только при ощутимой финансовой выгоде.

ВЕРТОЛЕТНАЯ АРМАДА

Генеральный директор Казанского авиапредприятия (КАП) Магомед Закаржаев вышел с предложением объединить под своей эгидой вертолетные активы компаний "Тулпар Геликоптерс" (входит в группу "Тулпар") и "Ак Барс Аэро". Как рассказал Закаржаев сегодня в интервью изданию Show Observer, если стороны договорятся о консолидации, то КАП проведет  допэмиссию акций, с помощью которой расплатится с другими владельцами вертолетных активов. Но, как пояснил «БИЗНЕС Online», идеолог объединения, раскрывать детали еще рано.  "Сейчас идет оценка активов, и об условиях слияния стороны будут договариваться только после этого", - говорит руководитель предприятия. 

Закаржаев затруднился оценить размер вертолетного парка будущей объединенной компании, но пояснил, что у КАП в собственности 20 вертолетов, а также десять в аренде. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Азат Хаким, в авиапарке ГК "Тулпар" 10 вертолетов, включая Robinson. В "Ак Барс Аэро" число эксплуатируемых винтокрылых машин раскрывать не стали. Таким образом, теоретически в авиапарке объединенной компании может оказаться более 40 вертолетов.

Оценить рынок вертолетных перевозок Татарстана и России Закаржаев затруднился:

"Наша компания точно входит в десятку российских вертолетных перевозчиков. Но в отличие от авиационных перевозок, где оценкой занимается транспортно-клиринговая палата, в вертолетных перевозках никто подсчета не ведет. Поэтому возникает вопрос, как считать объем рынка - от налета часа налетов, количества грузов или числа перевезенных пассажиров? Ответить трудно. Например, вертолет может перевозить и одного человека".

"ГОТОВ КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ, ТАК И ПРОДАТЬ"

Председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Хаким подтвердил «БИЗНЕС Online», что такие переговоры с казанским авиапредприятием ведутся. По мнению собеседника издания, консолидация активов позволит избежать соперничества на внутреннем рынке и более успешно конкурировать за заказы вне пределов Татарстана

"Сама идея об объединении вертолетных активов в республике ходит давно - как минимум год. Сейчас переговоры в активной фазе", - рассказал председатель совета директоров.   

Хаким считает, что пока рано говорить об условиях вхождения активов Тулпара в объединенную компанию.

"Я готов рассмотреть возможность вхождения на любых выгодных условиях: и как участника, также готов и к чистой продаже", - говорит собственник. По словам Хакима, объединение будет проходить на базе казанского авиапредприятия - общепризнанного и ведущего вертолетного перевозчика в Татарстане.

По словам Хакима, вертолетные перевозки в отличие от авиаперевозок меньше подвержены рискам.

"Мы заключаем контракты на год. Клиентами вертолетных компаний в основном являются представители топливно-энергетического комплекса: нефтяные, газодобывающие и нефтеперерабатывающие компании, - рассказывает собеседник. - С начала кризиса произошло падение вертолетных перевозок, но уже сейчас этот рынок начинает оживать. Так, ко мне обращались из Вологды, с Ямала". 

Интересно, что Петр Трубаев - гендиректор ОАО "Ак Барс Аэро" опроверг «БИЗНЕС Online» информацию относительно слияния своих вертолетных активов с КАП, посчитав заявление Закаржаева "опрометчивым и не соответствующем реальному положению дел" (так сказано в письменном сообщении, поступившем к нам в редакцию). В то же время в Ак Барс Аэро подтвердили факт встречи с представителями КАП и обсуждения данного проекта, но уточнили, что никакого развития инициатива Закаржаева на сегодняшний день не получила.

"У нас свой вертолетный бизнес. Рассматривать перспективу слияния и перехода на "вторые роли"  мы будем только при ощутимой финансовой выгоде подобной сделки" - заявил  Трубаев.

СЭКОНОМИТЬ НА СЕРВИСЕ И ЗАПЧАСТЯХ

Также Закаржаев рассказал о том, что компания намерена в рамках вертолетного направления развивать сервисные услуги. "Вчера мы на выставке HeliRussia 2010 презентовали открытие двух линейных станции технического обслуживания вертолетов Bell в Москве и Санкт-Петербурге. Нашим партнером стала компания Jet Transfer, официальный дилер Bell Helicopters в России", - говорит Закаржаев. До конца года КАП надеется получить право обслуживать все вертолеты марки Bell. Напомним, что летом 2009 года КАП уже открыл первый в России сервисный центр компании Bell Helicopter на территории аэродрома в Куркачах в Высокогорском районе.

Закаржаев считает, что консолидация вертолетных активов поможет также снизить издержки по обслуживанию вертолетов и обучению персонала.  Например, в парке Ак Барс Аэро есть не только отечественные Ми-8 МТВ, но и иностранные Robinson (R44) и Bell 407.

 

Арслан Минвалеев

Справка

ОАО "Казанское авиапредприятие" — региональная российская авиакомпания, базирующаяся в Казани. Основана 1 января 1994 года на базе 168-го лётного отряда, который существовал с 1932 года. Специализируется на выполнении регулярных и чартерных перевозок пассажиров и грузов по РФ, авиационных работах по обслуживанию отраслей экономики, перевозка грузов на внешней подвеске вертолетов и выполнение экскурсионных полетов. В авиапарке компании - самолеты Ан-2, Ил-86, Л-410 УВП, Ми-8, Ми-2, R-44 и вертолет Bell.

ОАО "Ак барс Аэро" (прежде ОАО "Бугульминское авиапредприятие") образовано в 1953 году. Включает аэропорт "Бугульма" и авиакомпанию. Авиакомпания владеет собственным обновленным парком воздушных судов, включая Bombardier CRJ-200. В 2005 году Бугульминское авиапредприятие вошло в состав ОАО "Холдинговая компания "Ак Барс", что послужило новым импульсом развития предприятия. В 2010 году компания была переименована в "Ак Барс Аэро". Сегодня компания осуществляет пассажирские и чартерные перевозки, активно развивает направление деловой авиации. Параллельно ведется освоение направления деловой авиации и парка вертолетной техники Robinson (R44), Bell 407 и МИ-8.

Группа компаний "Тулпар" основана в 1991 году. Имеет сертификат эксплуатанта авиации общего назначения, но, в основном, выполняет функции лизинговой компании. В собственности Тулпара находится самолет Як-40 в варианте "салон", самолеты Як-42 в различной конфигурации и самолет Hawker-700. Все эти воздушные суда активно эксплуатируются различными перевозчиками как в России, так и за рубежом.