БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ КАМАЗА, ИЛЬШАТ ФАРДИЕВ ПО НОВУЮ СТОРОНУ БАРЬЕРА И ГНЕВ ПРЕМЬЕРА В ОТНОШЕНИИ МИНЭКОНОМИКИ РТ

Глава правительства РТ Ильдар Халиков провел в Челнах в минувшую пятницу совещание, на котором обсуждались вопросы энергоэффективности промышленных предприятий. За такой рабочей формулировкой, как убедился корреспондент газеты "БИЗНЕС Online", скрывались невидимые битвы лоббистов и тонкие вопросы нахождения компромиссов между производственниками и энергетиками республики.

ТАТАРСТАНУ ТРУДНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ 

Семинар-совещание, посвященное вопросам энергосбережения, провели в мэрии автограда в минувшую пятницу. Модератором выступил премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. Заметим, что для молодого премьера это было одно из первых публичных экономических совещаний, которое он проводил. Приглашены на него были представители крупных промпредприятий республики, которым на примере КАМАЗа решили показать, что инвестиции в энергоэффективность могут приносить ощутимый экономический эффект.

Челнинский автозавод вопросами энергоэффективности производства начал серьезно заниматься с 2006-го года. И сегодня, решили в правительстве, уже можно говорить о результатах проделанной работы. Более того, можно попытаться распространить челнинский опыт и на другие предприятия республики.

Ведь задачи, которые предстоит решить промышленникам Татарстана, очень серьезны. В соответствии с указом президента страны №889 от 4 июня 2008 года предписано снизить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020-му году на 40%. И все бы ничего, но для Татарстана осуществление этой задачи, фактически, усложняется вдвое. Республика  уже лет десять как самостоятельно занимается вопросами ресурсо- и энергосбережения. Результатом этой работы стало то, что за прошедшую десятилетку уже на 40% удалось повысить энергоэффективность экономики. А теперь получается, что за оставшееся до 2020-го года время, энергоэффективность экономики республики должна быть увеличена еще на столько же! Эксперты прогнозируют, что сделать это будет крайне сложно. А без применения высоких технологий, скорее всего, и невозможно. Ведь практически все понятные и более-менее простые методы экономии уже реализованы. 

ЭФФЕКТА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Открывая совещание Халиков сказал: "Наверняка у каждого предприятия есть свой опыт в области энергосбережения. Татарстан озаботился этими вопросами раньше остальных. Тем не менее, сегодня для успешной конкуренции на рынке принятых мер уже недостаточно. А с принятием России в ВТО эта проблема только усилится". 

По словам премьера, сегодня удельная энергоемкость ВВП в России почти в три раза выше, чем в странах Западной Европы; в 1,8 раза выше, чем в США и в 6 раз выше, чем в Японии. Естественно, такому продукту на рынке быть конкурентным где-то сложно, а где-то и невозможно. Если раньше мы могли успокаивать себя тем, что у нас дешевое электричество и дешевый газ, то теперь это не так. Рост тарифов на энергоресурсы, произошедший в последние годы приближают нас к общеевропейским показателям. Более того, в 2011 году цены на газ вырастут в стране еще на 15%, примерно на столько же, подпрыгнет и электроэнергия.

"Поэтому каждый рубль, который удается получить от эффекта энергосбережения - это рубль в сохранение рынка, это рубль в сохранение предприятия, это рубль в возможность потенциального развития компании. И отставание в этой области на полгода-год - это этап, который нагнать уже практически бывает невозможно", - резюмировал премьер. 

740 МЛН. СЭКОНОМИЛИ, ПЯТЬСОТ МОГУТ ПОТЕРЯТЬ

Заместитель генерального директора - технический директор ОАО "КАМАЗ" Исламгарей Шигапов подробно познакомил собравшихся со всеми этапами повышения энергоэффективности, осуществляемых на автогиганте с 2006-го года. Они включали в себя и уход от централизованной системы снабжения предприятия воздухом; и внедрение автоматизированной системы учета энергоносителей; и замену освещения; и оптимизацию площадей; и снижение издержек по использованию воды; экономии тепла и других. Комплекс реализованных мер только в 2009 году позволил сэкономить автозаводу около 740 млн. рублей.

Халиков обратил внимание, что даже для КАМАза - это огромная сумма. Однако, стоит обратить внимание, что еще более значительный эффект на предприятии был получен от внедрения модернизированной и адаптированной к российским реалиям японской системы "Бережливое производство", которая получила название "Производственная система КАМАЗ". Ее на предприятии внедряют тоже с 2006-го года. Так вот, экономический эффект от ее реализации, по словам Шигапова, только в 2009 году составил 1,9 млрд. рублей!

Однако, в своем докладе, технический директор автозавода останавливаться только на успехах не стал, заострив внимание собравшихся и на проблемах предприятия. Судя по всему, сильно волнует руководство КАМАЗа рост тарифов. Стоимость электроэнергии только за 4 месяца текущего года выросла на 27%. Кроме этого, по его словам, КАМАЗ может потерять около 500 млн. рублей – ведь вводимая с 1 августа 80-процентной либерализации рынка электроэнергии дает новые преимущества…

В связи с этим руководство завода уже рассматривает возможность покупки электроэнергии не у "Татэнергосбыта", а на оптовом рынке электроэнергии. Стоимость тепла для ОАО "КАМАЗ" также на 50% выше, чем отпускает его своим потребителям "Набережночелнинская теплосетевая компания".

С 1 АВГУСТА 80% ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ - ПО СВОБОДНЫМ ЦЕНАМ 

С 1 августа до 80% электроэнергии будет поставляться со свободного рынка, а с нового года либерализация рынка электроэнергии для предприятий станет стопроцентной. Марат Миннибаев, директор ОАО "Татэнергосбыт", проинформировал присутствующих, как будет складываться тариф на электроэнергию с переходом на свободный рынок электроэнергии. Формулы оказались довольно сложными.

Даже Халиков, обычно скрупулезно вникающий во все вопросы, заметил: "Наверное, придет время, и я вникну в эти формулы". Пока же он обратил внимание присутствующих на то, что его серьезно настораживает тот факт, что производители электроэнергии, ее потребители и даже республиканский комитет по тарифам трактуют одни же показатели и термины по-разному. В этой связи он обратился к главе минэнерго Ильшату Фардиеву: "Этот вопрос мы обсуждали у президента, и это ложится теперь на ваши плечи - со всеми нужно работать, чаще встречаться, чтобы разночтений не было. Теперь вы по другую сторону и наша с вами задача, чтобы руководители предприятий не говорили такие фразы: "Они там в "Татэнерго" вводят нас в заблуждение". В ответ Фардиев спросил: "Может, мне теперь в зал пересесть?" (зал дружно засмеялся). 

Глава "Татэнергосбыта", комментируя возможный переход КАМАЗа с розничного рынка электроэнергии на оптовый, отметил, что при принятии такого рода решения необходимо иметь в виду определенные риски. В частности, для работы в таком режиме нужна будет очень жесткая финансовая дисциплина. Нарушение условий договора грозит не только штрафами, но и ростом стоимости электроэнергии.

КТО В РТ ЗАНИМАЕТСЯ ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТОМ? 

Представляя следующего докладчика - руководителя центра энергосберегающих технологий при кабинете министров РТ Евгения Мартынова, Халиков поинтересовался: "У нас минэкономики кто представляет?" Однако представителя этого министерства в зале не оказалось. Халикова это не на шутку разозлило: "А зачем мы тогда собрались здесь? Пусть мне обязательно сегодня же доложат, почему не было представителя!"

Мартынов в своем докладе постарался обосновать необходимость изменения подхода руководителей предприятий республики к проблеме повышения энергоэффективности. 

По его словам, чтобы решить поставленную задачу - за предстоящие 10 лет на 40% повысить энергоэффективность ВРП - усилий, инвестиций, желания, которые есть сейчас, будет уже недостаточно. В качестве подтверждения своих слов он привел прошлогоднюю статистику, когда уже наметилась тенденция снижения уровня энергоэффективности. Безусловно, на это повлияли и спад производства, и рост цен. Сейчас требуется новый уровень энергетического менеджмента. Определять готовность и состояние энергоменеджмента предприятиям предлагается с помощью пятиступенчатой методики, которую успешно применяют в мире. Мартынов посетовал, что работу в этом чрезвычайно важном направлении ведут сегодня только четыре предприятия республики - КАМАЗ, КБК, КМПО и КАПО. 


 
Асхат Идиятуллин

фото с сайта prav.tatar.ru