РАЗМЫШЛЕНИЯ ИЗВЕСТНОГО КАЗАНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ О РЕФОРМЕ МВД

Первые главы нового закона о милиции на днях были представлены на совещании в МВД РФ. Стали известны некоторые изменения, которые произойдут в МВД после принятия этого закона. В частности, теперь милиционер должен будет извиняться перед человеком, если нарушил его права. А в районных отделах милиции появятся книги жалоб и предложений... Своим видением реформы милиции в статье, специально подготовленной для "БИЗНЕС Online", поделился Ильдус Янышев, глава крупнейшей в регионе группы предприятий безопасности "Контр".

О назревшей необходимости реформировать МВД сегодня не говорит только ленивый. На первых позициях в рейтингах СМИ и обсуждаемости в интернет-блогах стоят действия "приморских партизан", судебный процесс над Евсюковым, интернет-обращения Дымовского. Общественность активно реагирует на любую информацию, связанную с неправомочными действиями милиции, некоторые горячие головы, такие как депутат Госдумы и известный адвокат Андрей Макаров предлагают и вовсе "распустить МВД и набрать заново". Чувствуя подобные настроения, власть форсирует преобразование правоохранительной системы, однако, начиная этот процесс, нужно четко понимать, что без прямой зависимости от потребностей общества, постоянного взаимодействия с ним, ей никогда не быть эффективной.

РАБОТА "ИЗ ПОД ПАЛКИ И НА ПАЛКУ" - НЕ РАБОТА

Сегодня все чаще ведутся разговоры о необходимости нового закона о милиции (ныне действующий был принят двадцать лет назад). Было обещано еще в марте, что министр МВД РФ Рашид Нургалиев намерен привлечь к обсуждению законопроекта широкие слои населения. Что, безусловно, правильно, поскольку реформа должна рождаться не в высоких кабинетах путем организационно-штатных перестановок и переименований. Через подобное наша милиция уже проходила, и не раз в постперестроечные годы: менялись названия, переподчинялись отделы и управления, выдавались современная техника и транспорт, при этом росли звезды на погонах – вот только суть системы оставалась прежней.

Одним из наиболее серьезных изъянов российской правоохранительной системы является "палочная" практика планирования и оценки деятельности сотрудников и подразделений органов внутренних дел. К сожалению, она до сих пор в ходу, подменяя реальную работу профанацией и манипуляцией с данными. От оперативника постоянно требуют, чтобы убийств, грабежей было меньше, а раскрываемость становилась выше. Чтобы добиться соответствующих показателей ему приходиться идти на неблаговидные поступки: добиваться нужных цифр за счет раскрытия малозначительных и очевидных преступлений, а серьезные - скрывать.

Перед сотрудником ГИБДД ставят задачу задержать определенное количество нетрезвых автолюбителей, отделу ОБЭП спускается план по выявлению взяточников… Получается, что преступность планируется, и системе важна не реальная ситуация, а сухая цифирь статистики. При этом за рамками отчетности остаются факты и правонарушения, которые туда не вписываются. Как следствие, придирки инспекторов ДПС к автолюбителям по причине необходимости составления ежедневной отчетности, аресты при попытке передать коробку конфет врачу в рамках борьбы со взяточничеством, многочисленные административные протоколы, которые больше составляются для плана нежели для реального исправления ситуации на вверенной территории (можно оштрафовать владельца киоска за валяющиеся возле его торговой точки обертки от конфет, но при этом закрыть глаза на кучу бесхозного мусора поблизости, поскольку поиски ее "хозяев" могут отнять куда больше времени и усилий).

Порочность "палочной системы" очевидна, но что же должно прийти ей на смену? Справедливости ради отметим, что альтернативу ей искали и раньше, например, вводился такой показатель как "состояние уровня доверия населения к органам внутренних дел на конкретных территориях". К сожалению, и он легко обыгрывался различными социологическими службами в нужном заказчику направлении. В итоге получалось, что показатели доверия росли, а вот реальное доверие населения к милиции – как-то не очень.

Нынешняя же ситуация сильно напоминает плановую экономику СССР, которая также работала на достижение оторванных от жизни показателей, что было гораздо важнее удовлетворения реальных потребностей населения страны. Чем все это закончилось, мы прекрасно знаем. И вряд ли найдется хоть один трезвомыслящий человек, который захочет повторения подобной ситуации на любом уровне. Так, где же выход? 

МИЛИЦИЯ ДОЛЖНА РАБОТАТЬ ПО ЗАКАЗУ. ОТ ОБЩЕСТВА

Решение найдется, если вооружиться пониманием того, что правоохранительная деятельность – это такая же деятельность по оказанию услуг населению - будь то территория муниципального района или государства в целом. Поэтому, осуществляя ее, нужно, в первую очередь, исходить из запросов общества. То есть не заниматься выявлением запланированных и спущенных сверху десяти угонщиков, десяти взяточников и десяти грабителей, а выполнять конкретный план действий, обусловленный криминогенной ситуацией того или иного региона. То есть опираться на определенный социальный заказ.

Механизмы его формирования могут быть различны. Возможно, эта функция будет передана существующей депутатской комиссии по законности и правопорядку, возможно для этого будет специально создан новый орган, в состав которого войдут представители власти, местного самоуправления, общественные деятели, независимые эксперты, ученые, журналисты. Это постоянно действующее образование займется составлением программ для правоохранительных структур, где в цифрах будет четко прописано и обосновано, что исходя из сложившихся в регионе реалий, основные силы следует направить, допустим, на прекращение незаконной вырубки леса и охрану зеленых массивов. И далее, по нисходящей: на угоны автомобилей, браконьерство и нелегальную миграцию. Нет смысла бросать весь оперсостав на реализацию федеральной операции по ликвидации самогоноварения или игровых салонов, если этим в крае занимаются от силы полтора правонарушителя.

Получив подобный социальный заказ, милиция, совместно с другими заинтересованными ведомствами и организациями, разрабатывает свою программу действий, основная цель которой добиться того, чтобы преступлений, связанных с незаконной вырубкой леса, было меньше, а защищенность лесов стала выше. В результате основная деятельность правоохранительных органов в регионе направляется на решение этой проблемы, к ней подключают лучших сотрудников – с наивысшей производительностью труда и лучшими показателями раскрываемости, премиальные для них делают выше, чем в других областях. Львиная доля милицейской пропаганды идет на "лесную" сферу, создаются молодежные организации, общественные правоохранительные формирования для того, чтобы помогать милиции решать именно эту задачу.

По прошествии указанного срока правоохранительные органы отчитываются об итогах проделанной работы перед обществом в лице комиссии. Одновременно с этим независимый эксперт делает заключение о том, улучшилась ли, или ухудшилась криминогенная ситуация. Здесь уже не пройдут бодрые отчеты с высокими показателями, основанные на приписках и подтасовках статистических данных, представитель МВД может сказать одно, а общественность ему возразит: извините, но по нашим данным лес как воровали и вывозили в огромных размерах, так и продолжают воровать и вывозить.

 К общему заключению неплохо добавить и регулярный опрос населения об удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых милицией. Естественно, если в роли заказчика последнего будет выступать комиссия, то, следует ожидать, что и результаты этих исследований будут наиболее близки к реальности.

ИНФОРМАТОР – ЭТО ПОЧЕТНО

Успешная деятельность правоохранительных органов невозможна без активной поддержки со стороны населения. Практика показывает, что навести порядок в микрорайоне гораздо легче, если над этим бьется не только один участковый. Оказывая содействие последнему, как своевременным информированием, так и прямым содействием по пресечению преступлений, социально-активные граждане создают на месте своего проживания такую среду, попадая куда, преступники никогда не будут чувствовать себя как рыбы в воде. Людей с подобной четкой позицией не бывает много, но игнорировать их потенциал означает вредить общему делу борьбы с криминалом.

Система информирования прекрасно показала себя в Западной Европе и, особенно, в Северной Америке (США и Канада). Стандартная ситуация: в маленьком городке поселился новый житель, в доме которого регулярно собираются личности сомнительного вида. Обеспокоенные соседи сразу же сообщают о подозрительном жилище в полицию. И та, среагировав на сигнал, проверяет объект, в обязательном порядке. И пусть под этой крышей обосновался не глава бандитской шайки, а предводитель общества каких-нибудь полоумных заклинателей духа Сальвадора Дали, для профилактики преступности лучше перестраховаться, чем проявить легкомысленную беспечность.

К сожалению, у российских правоохранительных структур опыт работы с сознательным населением не отработан, участие граждан в раскрытии правонарушений скорее приносит им больше неприятностей, чем ощущение выполненного долга. Возможно, во многом благодаря этому, а также, безусловно, нашей трагичной истории, когда государство не раз выступало в качестве репрессивной машины, в обществе отсутствует позитивный образ человека сотрудничающего с властью. "Стукач, козел" - эти оскорбительные эпитеты, привнесенные в наш лексикон из уголовного жаргона, к сожалению, знакомы нам с детских лет. И только в последние годы, во многом благодаря западной кинопродукции, наглядно, в игровой форме, демонстрирующей как рядовые граждане могут помогать полиции в борьбе с криминалом, в сознании россиян начали происходить некоторые изменения. Но, к сожалению, пока к ним оказалась не готова сама правоохранительная система. Как, впрочем, и ко многому другому.

Вот здесь-то и уместно вспомнить о планировании, хотя только на начальном этапе. Для того, чтобы создавать механизм взаимосвязи милиции с обществом необходимо поставить перед правоохранительными органами задачу: раскрыть такое-то количество преступлений по сигналам от граждан. И жестко требовать ее выполнения. Конечно, и здесь появится простор для фальсификаций, но механизм уже будет запущен.

Далее, шаг за шагом, следует выстраивать систему сотрудничества ОВД и общества: плотное взаимодействие с ТСЖ, проведение встреч в школах, вузах и трудовых коллективах… Основная цель – довести до сознания каждого человека понимание того, что если ты сегодня не сообщишь о преступнике, то завтра он доберется и до тебя. На создание позитивного образа информатора, на вовлечение в информирование, нужно бросить все силы: социальную рекламу, пропаганду посредством СМИ и кино. Следует всячески поощрять людей, оказывающих помощь милиции, чтобы их деятельность была не только социальнозначимой, но и в чем-то даже престижной.

Для вовлечения значительного количества граждан в этот процесс уместно использовать возможности Интернета, взяв за основу те же социальные сети или порталы по интересам (футбольных болельщиков или поклонников велосипедного туризма).Искать подходящий пример долго не нужно, аналогичный опыт работает в США, где сразу несколько силовых структур штата общими усилиями поддерживают веб-ресурс, через который доводят до граждан информацию об изменении криминогенной обстановки и доводят до населения нужную для правоохранительных органов информацию. Оттуда все заинтересованные пользователи узнают, что в таком-то районе активизировалась преступная деятельность, связанная с угоном автомобилей, появился новый способ транспортировки наркотиков, разыскиваются сбежавшие заключенные. Люди смотрят и делают выводы: уж не для перевозки ли героина мой сосед, никогда не разводивший пчел, закупил ульи, не преступников ли, совершивших побег из под стражи, я видел вчера возле вокзала, не следует ли мне предупредить родню о том, что в том районе, где они живут, появилась банда угонщиков? При этом, видя, что благодаря их информации, отправленной кликом мыши, был задержан наркодиллер, блокированы беглые уголовники и предотвращен очередной угон автомобиля, сетевые информаторы испытывают чувство сопричастности процессу розыска и поимки преступников, и вместе с ним и некий азарт. Который неизбежно приведет к тому, что интернет-помощники органов правопорядка начнут буквально жить этим увлечением.

Как мы видим, направление реформирования работы МВД есть, ситуация, в которой находится наша отечественная милиция отнюдь не тупиковая. Просто нужно уже сейчас взяться за эту работу, без оглядки на прошлое и отбросить иллюзию, что только одна милиция решит все проблемы правопорядка в нашей стране. Если же мы продолжим медлить и топтаться на месте, то рискуем безнадежно и безвозвратно опоздать от настоящего и никогда не увидеть будущего.

                                                           Ильдус Янышев,

   председатель совета директоров группы предприятий безопасности "Контр"