Страховой рынок Татарстана в первом квартале 2010 года показал небольшой рост после прошлогоднего обвала, но до восстановления отрасли еще далеко. Каковы тенденции и перспективы развития страхового рынка республики, как на нем сказался кризис, какие компании и почему испытывают трудности, что происходит в союзе страховщиков Татарстана? На эти и многие другие вопросы в интервью «БИЗНЕС Online» ответил президент союза страховщиков, директор филиала "ПСК Казань" ОАО "СГ "МСК" Рустэм Сабиров.

"ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ БОЛЬНОГО С ПОКОЙНИКОМ,

ТО ДИНАМИКА ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ"

— Рустэм Ильдусович, в первом квартале 2010 года страховщики привлекли в Татарстане 3,7 миллиардов рублей премии. Это примерно на 7,5 процентов больше, чем в первом квартале прошлого года. Как, по-вашему, можно ли ожидать восстановление рынка по итогам полугодия и девяти месяцев или тенденция к росту еще не достаточно крепка?

— Во-первых, надо сказать, что первый квартал прошлого года был непростым – тогда у страховых компаний были наименьшие сборы за все время кризиса, и рынок показал наибольшее падение по сравнению с предыдущим кварталом. Рост, который мы увидели по итогам первого квартала текущего года, стал результатом того, что рынок чуть-чуть отыграл прошлогодний провал. То есть, если сравнивать больного человека с покойником, то динамика очень хорошая, потому что больной хотя бы дышит. Но до восстановления еще далеко.

Во-вторых, по некоторым данным за последние год-полтора серьезно вырос рынок серых схем в страховании. Какие-то деньги там проходят, но эти договора, фактически, не реальные. И, в-третьих, в первом квартале текущего года сдвинулось с мертвой точки кредитование. Если сравнивать с докризисными годами, то оно еще на весьма низком уровне. Но если сравнивать с первым кварталом прошлого года, то уже тоже неплохо. Это что касается роста сборов в отрасли.

Тем временем, гораздо более существенно выросли выплаты страховых компаний. С одной стороны, люди в кризис стали пытаться получить со страховщика по максимуму: например, требуют сто тысяч рублей, чтобы потом отремонтировать машину за семьдесят, а на остальные деньги как-то залатать дыру в бюджете. С другой стороны, люди идут к нам даже из-за маленькой царапины, из-за которой раньше не приходили. И, как известно, сейчас активизировались мошеннические группы – полтора месяца назад одну группу задержали у нас в компании, сегодня ей занимается УБЭП. Сейчас готовят задержания другие страховщики.

В общем, людям нужны деньги и нужны они быстро. Людям кажется, что обмануть страховую компанию и заработать на этом пятьсот тысяч относительно безопаснее, чем ограбить киоск на две тысячи рублей. Тем более, по уровню подготовки выпускника юрфака мы сделали за 10 лет мощнейший рывок вперед – люди достаточно грамотные и активно используют свои знания не совсем по делу. Это другая сторона кризиса.

В итоге, к сожалению, растет процент убыточности страхового бизнеса. Я сейчас не хочу комментировать вопрос, как выплачивают коллеги, потому что это тема другого разговора. Да, некоторые ведут себя как лакмусовая бумажка в соответствующем растворе. Мы платим, многие другие, я это знаю, тоже платят.

С РЫНКА В ТАТАРСТАНЕ УХОДЯТ ТОЛЬКО ФИЛИАЛЫ

— Каков все же ваш прогноз на полугодие?

— Учитывая все, что я сказал, прогнозировать, каким будет второй квартал и в целом полугодие, пока рано. Одно понятно точно – количество страховых компаний будет уменьшаться.

— Из Татарстана уходят только филиалы?

— Как и в кризис 1998 года, ни одна местная страховая компания с рынка не ушла. Уходят, действительно, только филиалы – их намного больше, чем татарстанских страховщиков. К тому же, филиал филиалу рознь. Если представительство в Татарстане открывает какая-нибудь компания "Рога и копыта", то понятно, что оно создавалось с целью сбора и вывода денег в головной офис. Или непрофессионализм – люди не умеют работать на нашем рынке, но все равно вкладывают деньги в страхование.

— Приведите, пожалуйста, пример страховой компании, которая ушла из республики, проработав на нашем рынке хотя бы три года до кризиса.

— Например, Генеральная страховая компания. Компания активно начала продажи. За счет чего? Вы же понимаете, что если цена телевизора во всех магазинах десять тысяч, а его где-то начинают продавать за пять тысяч, то туда выстраивается очередь. Тут была приблизительно такая же ситуация.

К СЕЛЬХОЗСТРАХОВАНИЮ ДОПУСКАЮТ НЕ ВСЕХ

— Одним из самых актуальных вопросов страхования сейчас стало сельскохозяйственное страхование. По словам главы минсельхоза Татарстана Марата Ахметова, в республике было застраховано лишь 364 тысяч га от порядка 800 тысяч га засеянных площадей. При этом из объема погибших площадей озимых (460 тысяч га) страховое покрытие было обеспечено только 146 тысяч га. Как вы оцениваете сегмент страхования посевов, какие в нем риски?

— Сельскохозяйственное страхование – очень специфический вид страхования. Им занимается очень ограниченное количество компаний, потому что туда допускают не всех.

— Административный ресурс, бюджетное субсидирование страховых взносов.

— Да. Лучше спросите об этом других страховщиков. Или министра Ахметова. Компания, которую я возглавляю, в этом сегменте не работает, поэтому и прокомментировать здесь ничего не могу.

ФЕЙФЕР СОВЕТЫ СЛУШАТЬ НЕ ХОТЕЛ И В РЕКОМЕНДАЦИЯХ НЕ НУЖДАЛСЯ

— Компания, которую вы возглавляете, связана по акционерам с другой страховой компанией – "Спасские ворота". Известно, "БИЗНЕС Online" писала об этом, что казанский филиал "Спасских ворот" сейчас переживает не лучшие времена. В связи с этим, хотелось бы узнать – деньги, которые акционеры направляют на вывод филиала из кризиса, влияют ли на развитие вашей компании?

— По Спасским воротам получилась очень интересная ситуация. Если вы посмотрите по российским рейтингам, у них очень неплохая динамика по сборам, они исправно выплачивают по всей территории страны в целом. Я общался с представителями надзора, которые подтверждают, что такая история со Спасскими воротами сложилась исключительно только в Татарстане.

Главную роль тут сыграл человеческий фактор. Предыдущий руководитель филиала повел себя как временщик, резко и необоснованно снизил тарифы, и народ к нему, как говорится, попёр. Другие страховщики просто за голову похватались.

— Вы говорили Леониду Фейферу, что он что-то делает неправильно?

— Тогда у нас еще были разные акционеры. И он особо никого не слушал: помните, как в рекламе, "я ручаюсь", расписывался золотым пером и так далее. Но в кризис, когда другие страховщики обратились к резервам, у него этих резервов не оказалось. Он их просто не сформировал. Грубо говоря, он строил пирамиду, получал хорошие премиальные. В результате, образовался кассовый разрыв между взносами и выплатами. Что дальше получилось - всем известно.

Акционеры разобрались, человека, мягко говоря, освободили от занимаемой должности. Но дрова уже нарублены. Новый руководитель, который приступил к обязанностям буквально этой зимой, сейчас пытается восстановить репутацию компании, выплатить по существующим и просроченным обязательствам. Акционеры держат ситуацию под контролем – в Казань идут транши. Насколько я знаю, там уже практически со всеми рассчитались. Это была задача первого этапа восстановления компании.

Второй этап – восстановить нормальный рабочий процесс в филиале. Компания брэндовая, очень известная, входит в число лидеров рынка. Поэтому очень обидно, что один человек здесь так "поработал", что пятно легло на всю компанию.

"МЫ СО СПАССКИМИ ВОРОТАМИ ДАЖЕ НЕ СОСЕДИ"

— Это пятно легло и на вашу компанию? Все-таки акционеры вынуждены сейчас направлять большие ресурсы на восстановление Спасских ворот в Татарстане.

— На нас пятно не легло никак. Мы совершенно разные юридические лица, у нас разные финансовые потоки и расчеты. Не надо путать – если у нас с вами один и тот же начальник, это не значит, что мы друг за друга отвечаем. Каждый отвечает за свое направление. Мы не можем отвечать за соседа по дому, мы не знаем, что он там делает за закрытыми дверями. Мы со Спасскими воротами даже не соседи.

Впрочем, я знаю, что ситуация в этой компании нормализовалась. Новый руководитель филиала – человек опытный, я его знаю уже много лет. А старый руководитель успешно трудится уже в другом филиале.

— Спасские ворота до кризиса входили в союз страховщиков Татарстана?

— Да, компания и сейчас является членом союза.

— Пытались ли вы, как президент союза страховщиков Татарстана, как-то повлиять на прежнего директора филиала "Спасские ворота" в рамках отраслевого объединения?

— Если бы человек хотел послушать совет, он бы его послушал. Этот человек советы слушать не хотел и в рекомендациях не нуждался. Он сам определил политику филиала, и он не был обязан отчитываться перед своими коллегами даже в рамках союза. Он был очень агрессивен в плане продаж.

ТЕОРЕТИЧЕСКИ, 60% РЫНКА АВТОКАСКО ТАТАРСТАНА

 МОЖЕТ ЗАНЯТЬ ТОЛЬКО "РОСГОССТРАХ"

— Правда, что Спасские ворота занимали 60% рынка автокаско Татарстана?

— Это бред сивой кобылы. Кто вообще такое мог написать? Это непрофессионализм журналиста, который это написал.

— Такое заявление сделала, а потом заверила к публикации замгендиректора Спасских ворот по работе с регионами Елена Фельгенгауэр.

— Я еще допускаю, что одна компания могла иметь около 60%, теоретически. Подчеркиваю, теоретически. Если бы это было, это была бы компания "Росгосстрах" - у нее достаточно сильные корни, особенно в сельской местности, где люди веками покупали ее полисы. У Спасских ворот, может быть, было 6% – и то в лучшие времена. Ну, с чего у нее будет больше? Может быть, человек просто оговорился.

"ИМЯ "ТАЛИСМАН" НЕ БУДЕТ ЗАБЫТО"

— Хорошо. Закрывая вопрос о не самых удачливых компаниях на нашем рынке, хотелось бы спросить о компании "Талисман". Известно, что у нее на некоторое время была приостановлена лицензия на ОСАГО. Сейчас мы наблюдаем рекламную кампанию Талисмана - значит, страховщик вновь вернулся на розничный рынок. Как вы это оцениваете?

— Я оцениваю это очень позитивно. Это наша компания – одна из старейших в республике, она работает на рынке 20 лет, является членом союза страховщиков. Она была одной из первых не только в Татарстане, но и в России. Действительно, там были некоторые проблемы со сменой руководителей. Но, насколько я понимаю, имея таких акционеров, компания должна существовать. Были найдены средства, чтобы рассчитаться с клиентами, и лицензия была восстановлена.

Рекламная кампания, которую мы наблюдаем, внушает оптимизм. Это говорит о том, что компания будет работать дальше, что имя "Талисман" не будет забыто. Хорошо бы, чтобы акционеры всех страховых компаний действовали также.

"Я ЗА МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СТРАХОВЩИКОВ НЕ ДЕРЖАЛСЯ –

ТАК РЕШИЛИ КОЛЛЕГИ"

— Переходя к работе в рамках союза страховщиков, хотелось бы спросить следующее. В уставе союза написано, что он создан для поддержки страховых компаний Татарстана. В связи с тем, что Промышленная страховая компания влилась в федеральную страховую группу, будет ли изменен устав ССТ и если да, последуют ли за этим какие-либо изменения в политике союза?

— Вы мне задаете сразу два вопроса. Надо отвечать на них поэтапно. Начну с того, что в России много союзов страховщиков. Каждый из них объединяет компании по разным принципам – по видам страхования или по территориальному принципу. Наш союз был создан по территориальному принципу – его создали местные страховщики. Как было, так и осталось сейчас. И это не значит, что мы не защищаем интересы наших коллег. Можно написать совершенно замечательные нормативные документы, а в жизни все будет по-другому – и мы имеем в жизни много таких примеров.

В случае с уставом союза страховщиков Татарстана процесс как раз обратный. Там написано, что союз защищает интересы местных страховщиков, а де-факто об этом давно никто не вспоминает, потому что права практически у всех одинаковые – все получают одну и ту же информацию, все посещают наши семинары, мероприятия. Несколько лет назад были внесены изменения в устав ССТ, которые позволили занимать пост президента союза руководителю не только местной компании, но и филиала.

Понятно, что это было сделано отчасти из-за ситуации в нашей страховой компании. Когда мы из местной компании превратились в филиал федеральной. Но я за место президента союза страховщиков не держался – так решили коллеги. Я считаю, что решение правильное, не нужно ограничивать себя такими рамками. Что касается конкретно статьи о поддержке страховщиков Татарстана, то одна, на мой взгляд, должна оставаться. Хотя повторю, что в реальности права всех членов союза сегодня равны.

"НАШ УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ УВЕЛИЧИЛСЯ ПОЧТИ В СТО РАЗ"

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о вхождении Промышленной страховой компании в группу "СГ "МСК".

— В этом ничего удивительно нет – процессы консолидации финансовых ресурсов происходят сегодня по всему миру и не только в финансовом секторе. Границы в бизнесе стираются, идет увеличение капитализации, укрупнение уставных капиталов и усилий, чтобы быть более конкурентоспособными и привлекательными для клиентов.

То, что мы вошли в страховую группу "СГ "МСК", я считаю, это хороший знак. И мы ведь не просто вошли механически – мы постарались сохранить все самое ценное, что у нас было в Промышленной страховой компании. Люди, которые сюда приходят из года в год, практически ничего не заметили, кроме смены вывески. Клиенты приходят в те же офисы, общаются с теми же людьми.

— То есть сокращений в компании не было?

— Были, но небольшие, и это было связано с кризисом, а не со слиянием. Не изменилось ни отношение к клиентам, ни сроки выплат, ни качество продаж. Я считаю, что это было, как говорил президент Татарстана, "мягкое вхождение в рынок". Это было мягкое вхождение в федеральную страховую компанию с сохранением всех преимуществ местного страховщика. Это и есть один из ответов на вопрос, почему за последние два года наши обороты не падают даже в условиях кризиса.

Вместе с тем, мы приобрели многие преимущества, которые нам раньше были недоступны. Мы представляем собой мощную федеральную компанию с большим количеством филиалов по всей России. У нас сейчас совершенно другой уставный капитал. У ПСК он составлял 87 млн. рублей, сейчас он составляет 6,5 млрд. рублей. То есть наш уставный капитал увеличился почти в сто раз.

"МЫ НАПОЛОВИНУ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ"

— Какие теперь основные акционеры компании?

Мы получили достаточно сбалансированный состав акционеров, что тоже хорошо. Один наш акционер – Банк Москвы, входящий в пятерку крупнейших банков России, второй акционер – это правительство Москвы, субъекта федерации. То есть мы наполовину государственная компания, гораздо более государственная, чем некоторые из тех, кто об этом открыто заявляет в своих рекламных слоганах. В условиях кризиса такая связка акционеров себя неплохо зарекомендовала.

Мы сохранили свои филиалы на территории Татарстана, сохранили персонал и клиентов. За счет получения доступа к большому уставному капиталу мы начали активнее участвовать в тендерах, брать крупные риски, мы получили рейтинги – и российские, и международные. Стали совершенно другие резервы и возможности.

"СДЕЛКА БЫЛА НА ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЯХ –

ТЕМ БОЛЕЕ, ПЕРЕД КРИЗИСОМ"

— До продажи компании лично у вас была доля в ПСК?

— Да, я был одним из акционеров.

— А сейчас доля осталась?

— Нет, все акционеры продавали свои доли в одном большом пакете – это было одним из требований акционеров. И я не жалею, что продал долю. Закон рынка – продается и покупается любой предмет в обращении. Ценная бумага не является исключением. Мой пакет в отдельности интереса не представлял. Интерес для покупателя представлял большой пакет – доли нескольких акционеров.

Могу сказать, что все остались довольны сделкой. И продавцы, и покупатели. Сделка была совершена на выгодных условиях – тем более, перед кризисом. Сейчас рынок просел.

Наверное, поэтому бывшие акционеры остались нашими партнерами – и "АК БАРС" Банк, и Татнефтепродукт, и другие. И я, как бывший акционер, здесь работаю уже третий год после того, как расстался с пакетом. Я востребован, я отвечаю за сотрудников компании, за клиентов. Для многих из них это тоже является добрым знаком, что компания продолжает работать, сохраняя все самое ценное. А самое ценное для страховой компании – это ее люди и ее репутация.

"МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ НА РЫНОК БОЛЬШОГО КАПИТАЛА"

— Насколько нам известно, в настоящее время в ПСК продолжаются организационные процессы.

— После объединения трех страховых компаний – "Московская страховая компания", "Стандарт резерв" и "Промышленная страховая компания" – мы получили в Татарстане три филиала СГ "МСК". На следующем этапе была поставлена задача привести структуру бизнеса в соответствие со здравым смыслом. Сюда приезжало руководство группы и приняло решение – один филиал будет напрямую подчиняться Москве. Два других будут объединены. Сегодня к нам присоединяется бывший "Стандарт резерв". Мы стараемся сохранить людей, клиентскую базу. Думаю, в результате будет получен эффект синергии.

— Существует мнение, что ваши новые акционеры условно разделили свой страховой бизнес по двум направлениям: Спасские ворота ориентированы на розницу, СГ "МСК" - на корпоративный сегмент.

— Последние лет десять "Промышленная страховая компания", а сейчас филиал "ПСК Казань", ориентировался на розничных клиентов среднего уровня достатка и выше, а также на средний и малый бизнес. Вот два конька, на которых мы работали последние годы. Да, были и клиенты с доходом ниже среднего, и крупные предприятия - и это нормально.

Естественно, сейчас, получив большую филиальную сеть и оценку рейтинговых агентств, мы возвращаемся на рынок большого капитала, на котором мы более активно работали десять лет назад, до прихода филиалов федеральных страховых компаний. Думаю, что мы займем на этом рынке свою законную долю – что было изначально заложено в названии компании – "Промышленная страховая".

Сергей Кощеев

Визитная карточка руководителя

Сабиров Рустэм Ильдусович
Дата и место рождения 17 июня 1963 / г. Казань
Образование: Казанский инженерно-строительный институт (1985).
Казанский государственный ниверситет юридический факультет (2000).
ТИСБИ экономический факультет (2007).
Этапы карьеры:
С 1990 по 1992 гг.- работал в коммерческих фирмах.
В 1998 г. -  стажировался в страховых компаниях Америки, как победитель конкурса по программе правительства США.
С 1992 г. - один из инициаторов создания, а затем и генеральный директор ОАСО "Промышленная страховая компания".
С марта 2008 года у ОАСО "Промышленная страховая компания" появились новые акционеры, и компания вошла в "Столичную страховую группу", акционерами которой являются правительство г. Москвы и Банк Москвы.
В 2009 г. - генеральный директор ОАО "Страховая группа МСК" (ОАСО "Промышленная страховая компания" сменило название на ОАО "Страховая Группа МСК").
С 2010 года - вице-президент ОАО "Страховая группа МСК" и директор филиала "ПСК Казань".
Семейное положение: женат, двое детей
Заслуженный экономист РТ (2009 г.)

Визитная карточка ОАО "СГ "МСК"

Дата основания: 1992 год.
Направление деятельности: страхование
Компания является частью холдинга ОАО "Столичная страховая группа" и занимает восьмое место в рейтинге по объему собранной премии за 2009 год, численность штатных сотрудников превышает 3300 человек. Уставный капитал – 6,5 млрд. рублей.
География присутствия: 88 филиалов в Российской Федерации