«Когда возникают сложности с запчастями, мы предлагаем клиентам рассмотреть возможность получить денежную выплату вместо ремонта. Большинство соглашается на этот вариант, ведь человек получает живые деньги здесь и сейчас, а не ожидает поставок неделями. В этом году по ОСАГО в РТ мы уже выплатили более 593 миллионов рублей», — говорит о реалиях автострахования на фоне санкций директор филиала Росгосстраха в Татарстане Марат Сафин. Цифровизация рынка набирает обороты: в пилотных регионах камеры штрафуют за отсутствие полиса, а более половины убытков урегулируются онлайн. Как бизнес страхуется от дронов и хакеров, почему растет спрос на полисы здоровья и в чем философия управления Росгосстраха, где главная ценность — люди, — в нашем интервью.
Марат Сафин: «По итогам 10 месяцев 2025 года средняя выплата по ОСАГО в России выросла на 16 процентов до 115 803 рублей, при этом средняя страховая премия составила 7 275 рублей, что на 4,9 процента ниже, чем за тот же период 2024 года»
«Клиенты, пользующиеся онлайн-урегулированием убытков, экономят до 30 процентов времени»
— Марат Рушанович, ожидаете ли вы наплыва желающих застраховаться, когда функционал камер фотовидеофиксации, направленный на штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, будет запущен полноценно?
— По данным Российского союза автостраховщиков, приблизительно каждый десятый автомобилист управляет транспортом без полиса ОСАГО, это высокий показатель. Потому что водителям дешевле заплатить штраф за отсутствие полиса, чем покупать его. Автоматизация контроля изменит ситуацию, это будет значительный импульс для рынка.
— Повлияет ли этот спрос на ценовую политику?
— По итогам 10 месяцев 2025 года средняя выплата по ОСАГО в России выросла на 16 процентов до 115 803 рублей, при этом средняя страховая премия составила 7 275 рублей, что на 4,9 процента ниже, чем за тот же период 2024 года. Предстоящие тарифные изменения не отразятся на всех водителях, поскольку страховщики стараются бороться за хороших клиентов, предлагая им базовую ставку гораздо ниже верхней границы действующего коридора. По нашим оценкам, средний рост стоимости полиса составит символические 3–5 процентов.
Характерно, что 90 процентов клиентов Росгосстраха, которых обслуживает агент, продлят ОСАГО именно у своего агента.
— Еще одно цифровое новшество — электронная подача заявления на урегулирование убытков. Насколько это востребовано?
— Более 40 процентов наших клиентов по ОСАГО и каско уже пользуются этой возможностью. Наша цель — довести эту долю до 70 процентов. Клиенту не нужно ехать в офис: через личный кабинет в мобильном приложении он фотографирует повреждения, загружает документы, а наш интеллектуальный сервис помогает ему на каждом этапе. Активно использует цифровые платформы не только молодежь: все больше клиентов старшего возраста осваивают цифру. Мы специально выпустили видеоролик, в котором наглядно и доходчиво рассказываем, как завести личный кабинет и подать заявление на выплату с помощью смартфона.
За каждым договором и страховым случаем стоят живые люди, и мы будем стараться сохранить для них возможность выбора клиентского пути: кому-то визит в офис компании все же кажется более комфортной формой взаимодействия, чем общение через личный кабинет клиента.
— А сроки урегулирования сократились?
— Да, клиенты, которые пользуются онлайн-урегулированием, экономят до 30 процентов времени. Серьезный вызов — это дефицит запчастей для ряда марок, покинувших российский рынок. Некоторые детали физически отсутствуют на рынке, а их ожидание может растянуться на месяцы. В этом случае договариваемся с клиентами об иных формах возмещения ущерба или ремонта.
«Характерно, что 90 процентов клиентов Росгосстраха, которых обслуживает агент, продлят ОСАГО именно у своего агента»
— Клиенты в итоге довольны результатом?
— Мы постоянно замеряем индекс удовлетворенности клиентов (CSI) после страховых случаев, и на сегодняшний день он составляет 8–8,7 балла в зависимости от вида страхования. И это очень высокий показатель!
По закону об ОСАГО, мы сначала предлагаем ремонт, но станции порой отказываются, ссылаясь на невозможность уложиться в отведенные законом сроки или в свою способность обеспечить доставку нужных запчастей. Если договориться не получается, предлагаем клиенту получить возмещение деньгами. 88 процентов клиентов соглашаются — человек получает живые деньги здесь и сейчас. Еще 8–10 процентов клиентов ремонтируются на СТОА. В этом году по ОСАГО в Татарстане мы уже выплатили более 593 миллионов рублей.
Отдельная проблема — клиенты, которые изначально нацелены не на ремонт, а на извлечение прибыли через суды. Есть такие «автовладельцы», которые совершают в год 5 и более ДТП. Это отдельная история, которой в настоящее время занимается все страховое сообщество Татарстана при поддержке ЦБ РФ.
«Средний возраст агентов в республике — около 50 лет. Многие приходят к нам для подработки, получают готовые методики и базы и остаются на десятилетия»
«У нас есть агенты, которые по 150 тысяч и больше зарабатывают»
— Несмотря на онлайн-сервисы, ваша компания делает ставку на агентов. Сколько человек сегодня представляют вашу компанию?
— Действительно, нейросеть, какой бы продвинутой она ни была, не обладает человеческой эмпатией. Нашу компанию в Татарстане представляют порядка 200 штатных сотрудников и около 1,5 тысячи страховых агентов. Это наша основная сила, лицо компании для миллионов клиентов. И мы гордимся, что текучесть кадров у нас минимальна.
— Агент Росгосстраха — это какой-то особый типаж?
— Наш агент — это часто человек семейный, с жизненным опытом. Средний возраст агентов в республике — около 50 лет. Многие приходят к нам для подработки, получают готовые методики и базы и остаются на десятилетия. Уровень зарплаты тех, кто выбирает страхование как основной вид деятельности, растет. У нас есть агенты, которые по 150 тысяч и больше зарабатывают.
— Раньше агенты ходили по квартирам и домам, собирая новую базу клиентов. А сейчас как это происходит?
— Наши агенты по-прежнему ходят по домам, но теперь их работа точечно выверена с помощью цифровых технологий. У нас есть «карта агентских участков», где мы видим все строения в населенном пункте и отмечаем, какие дома, коттеджи, дачи застрахованы, а какие — нет. Подомовой обход у нас называется «полевым выходом» — это целый ритуал, особенно в районах!
«Моя задача — создавать среду, где ценят людей, где сотрудники и агенты чувствуют себя не винтиками, а партнерами в развитии компании»
— Как агент убеждает людей, которые считают, что с ними и их имуществом ничего не случится, застраховаться?
— Мы говорим с клиентами на языке заботы и спокойствия. Я всегда привожу простой пример. Агент может спросить: «Анна, вы сегодня, уходя из дома, выключили утюг? Закрыли кран? А ваш сосед сверху?» Эти вопросы задевают за живое, потому что каждый из нас хоть раз о таком задумывался. За небольшие деньги в год человек получает не просто полис, а спокойствие.
Происходят разные случаи — взрыв газа, короткое замыкание, перекал печи в доме или бане, а у кого-то снегом крышу продавило. За 9 месяцев 2025 года мы выплатили более 101 миллиона рублей жителям нашей республики по страховым случаям с имуществом. Например, в сентябре, после пожара из-за короткого замыкания в доме, мы выплатили его владельцу 4,2 миллиона рублей. Агент помогал клиенту на всех этапах — от подачи заявления в РГС до сбора документов из компетентных органов.
Страховка действительно помогает сохранить финансовое благополучие семьи в случае неприятности с жильем. Судите сами: люди тратят больше 100 тысяч рублей в год на «коммуналку». Надежная страховка для дома или квартиры — это такой же базовый минимум, как оплата за ЖКХ, только в десятки раз дешевле.
— В чем ваша ключевая философия как руководителя в эпоху цифровых преобразований?
— У себя внутри мы иногда спорим, доказываем, ищем лучшие решения. У нас нет культа личности. Моя задача — создавать среду, где ценят людей. Где сотрудники и агенты чувствуют себя не винтиками, а партнерами в развитии компании. Сегодня кандидаты и сотрудники выбирают не просто работу — они выбирают культуру, ценности и репутацию компании. Это про долгосрочные отношения с людьми, которые делают компанию успешной.
Бизнес Татарстана страхуется от дронов и хакеров
— Относительно новая услуга — страхование от падения БПЛА. Вкладываются ли бизнес и физлица в защиту своей недвижимости, оборудования?
— У нас уже есть случаи выплат владельцам квартир ЖК «Лазурные небеса». Причем в полисах Росгосстраха по страхованию имущества граждан этот риск был предусмотрен еще в 2023 году и включен в стандартное покрытие.
Для бизнеса этот запрос также оказался значимым. За прошедшие 1,5 года крупные агрохолдинги и промышленные предприятия Татарстана выбрали для себя покрытие по этому риску в Росгосстрахе. Кроме того, в последнее время бизнес активно страхуется от киберрисков. Ведь сегодня ни одно предприятие не может функционировать без IT-инфраструктуры, а затраты на ее восстановление после хакерских атак могут быть колоссальными.
«За 9 месяцев 2025 года мы выплатили более 101 миллиона рублей жителям нашей республики по страховым случаям с имуществом»
— Какие виды страхования сегодня в топе продаж по Татарстану?
— ОСАГО, каско и добровольное медицинское страхование остаются драйверами рынка. Далее — страхование имущества: как физических лиц (квартиры, дома), так и бизнеса. Стабильно высоким спросом, несмотря на просадку рынка недвижимости, пользуется страхование ипотеки. При этом люди часто заключают комплексный ипотечный договор, страхуя не только имущество, но и свою жизнь и здоровье. Недавно у нашего клиента диагностировали онкологическое заболевание и поставили инвалидность — по страховке мы погасили его обязательства на 3,8 миллиона рублей.
— Марат Рушанович, давайте подведем предварительные итоги работы Росгосстраха в Татарстане за 9 месяцев 2025 года в цифрах. Растет ли число договоров, клиентов?
— За 9 месяцев мы заключили 340 тысяч договоров, что на 12 процентов больше, чем в прошлом году. Особенно радует рост по страхованию имущества физлиц — плюс 19 процентов. Всего в нашем портфеле уже около 450 тысяч договоров с физическими лицами, то есть примерно каждый пятый трудоспособный житель Татарстана выбирает Росгосстрах. С одной стороны, это говорит о растущем доверии и востребованности наших услуг. С другой — о высокой социальной ответственности компании перед населением республики.
Мы выплатили уже 807 миллионов рублей по страховым случаям, что на 200 миллионов больше, чем годом ранее.
— Какие у вас прогнозы по страховому рынку на 2026 год?
— Мы ожидаем оживления рынка, в первую очередь за счет снижения ключевой ставки и ожидаемого роста ипотечного и автокредитования. И конечно, предприятия продолжат вкладываться в финансовую защиту своего имущества и в людей — в их развитие, в медицинское страхование и страхование сотрудников от несчастных случаев, потому что особенно сегодня кадры решают все.