ЗА ПРОШЛЫЙ КРИЗИСНЫЙ ГОД АВТОГИГАНТ ПОКИНУЛО ОКОЛО 14 ТЫС. ЧЕЛОВЕК

В пятницу глава Ростехнологий Сергей Чемезов и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин прилетели на собрание акционеров челнинского автогиганта из США. Там они находились в составе делегации во главе с российским президентом. По их словам, в ходе поездки КАМАЗ договорился с американским Cummins о проекте, основанном на принципиально новых технологиях по выпуску моторов по стандартам Евро-6. Озвучивая эти и другие позитивные новости перед акционерами, Когогин не забыл напомнить, что в кризисном 2009 году компания осталась на плаву благодаря госзакупкам на 25 млрд. рублей. 

УДАР  СУДЬБЫ

В Набережных Челнах в  пятницу прошло собрание акционеров КАМАЗа, которому предшествовал  двухдневный пресс-тур, организованный департаментом по связям с общественностью КАМАЗа. Журналисты, в числе которых был и корреспондент «БИЗНЕС Online», провели тест-драйв камазовских грузовиков, приняли участие в соревнованиях по картингу, для них устроили экскурсию по CП "Камминз-Кама", в их присутствии был осуществлен запуск новой окрасочной линии кабин фирмы Durr на КамПРЗ, которая позволит поднять коррозионную стойкость кабины в три раза. Все это, видимо, должно было продемонстрировать прессе (особенно столичной), что никакой кризис не мог остановить развитие на автогиганте.   

Само же собрание решало прозаические задачи: акционеры КАМАЗа подвели итоги 2009 года, утвердив годовой отчет, бухгалтерскую отчетность предприятия и избрали новый состав совета директоров предприятия. 

"Главное блюдо" мероприятия – это выступление гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, выступившего с докладом перед акционерами, посвященного 2009 году. Который, по его словам, стал ударом судьбы и настоящим испытанием для всей мировой автомобильной индустрии.  

"Мы постарались сделать все возможное, что можно сделать в условиях кризиса", - сказал рулевой КАМАЗа. Сильнее автомобильной отрасли, по мнению Когогина, кризис ощутили только строители, кстати, главные заказчики техники из Набережных Челнов. После обвального падения спроса на грузовые автомобили в третьем квартале 2008 года, потребительский спрос на них восстанавливается крайне медленно. 

Общий объем рынка грузовой техники, полной массой от 14 до 40 тонн сократился в прошлом году в России катастрофически - в три с лишним раза по сравнению с 2008 годом, и составил всего 39 тыс. единиц (против 125 тыс., реализованных в 2008-ом). Можно сказать, что даже обвальные показатели КАМАЗа выглядят на этом фоне не так удручающе. КАМАЗу удалось сдержать падение на уровне 45,7% по сравнению с 2008 годом, когда было продано 47,5 тыс. грузовиков. Показатели прошлого года скромны - лишь 25,9 тыс. челнинских большегрузов нашли своих покупателей, из них 3,9 тыс. ушли на экспорт.  

Консолидированная выручка завода в 2009 году упала вдвое и составила 64,9 млрд. рублей против выручки в 116 млрд. годом ранее. Этот факт Когогин, тем не менее, назвал относительно благополучным в том смысле, что могло быть еще хуже, если бы государство не принялось спасать отрасль.  

По словам гендиректора КАМАЗа, на плаву предприятие осталось, во многом, благодаря программе госзакупок автомобильной техники, на которые в 2009 году было выделено 60,5 млрд. рублей бюджетных средств. Причем почти половина этих денег (около 25 млрд. рублей) была потрачена на приобретение продукции КАМАЗа – то есть руководство КАМАЗа проявило наибольшие лоббистские способности в период кризиса по сравнению с другими компаниями. Таким образом, с помощью господдержки автозавод смог реализовать около 40% всей выпущенной в прошлом году продукции. Именно то, что конкуренты потеряли еще большую часть рынка, позволили предприятию нарастить свою долю на  российском рынке с 28% в 2008-м году до 55% в 2009-ом.  

Группа "КАМАЗ" закончила 2009 год с чистым убытком в размере 4,173 млрд. рублей по РСБУ. Прозвучала на собрании еще одна интересная цифра - за истекший период завод покинуло около 14 тыс. человек. В то время как официально сокращенных, которым в течение полугода завод обязан выплачивать заработную плату было всего 1300.

РЕЖИМ "СТОП-СТАРТ"

Практически весь прошлый год предприятие работало в режиме "стоп-старт", изыскивало возможности для экономии. В число актикризисных мер, по словам Когогина, вошли: активизация продаж на свободном рынке, оптимизация оборотного капитала, в основном, за счет распродажи техники 2008 года (в сентябре 2009-го года на складах находилось около 6 тыс. автомобилей, которые пришлось реализовывать с дисконтом в 20-35%) и сокращение издержек по всем направлениям.  

Когогин отметил, что производственная система "КАМАЗ", внедренная на предприятии (адаптированные к местным условиям лин-технологии – ред.), позволила, потратив 24 млн. рублей, получить экономический эффект в 1,6 млрд. рублей в виде экономии средств по всем видам затрат.  

На собрании также были озвучены планы КАМАЗа на ближайшие годы. Концептуально все они, так или иначе, связаны с интеграцией компании в мировой автопром и взаимодействие с зарубежными партнерами. Для этого, как заявил Когогин, необходимо создавать семейство автомобилей нового поколения, на новой компонентной базе. Для этого предполагается и дальше создавать совместные предприятия с мировыми производителями автокомпонентов.  

Сегодня на КАМАЗе реализуется план развития до 2013 года. Он предполагает, что через три года заводу удастся вернуть выручку на докризисный уровень в 128,9 млрд. рублей. Но для этого необходимо будет достигнуть объема продаж в 46,1 тыс. автомобилей. Учитывая, что план производства и продаж на этот год  - 27,2 тыс. грузовиков, сделать это будет очень непросто. Также, в  планах предприятия на 2013 год - создание грузовиков, мостов, кабин нового поколения. 

ХАЛИКОВ ОЦЕНИЛ ЛОББИЗМ

От властей республики на собрании присутствовал премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, в недавнем прошлом мэр Челнов, а еще ранее – бывший подчиненный Когогина.

Премьер напомнил, что в декабре  2008 года на КАМАЗе под председательством главы Правительства России Владимира Путина прошло совещание, где был подписан протокол о дополнительных мерах по стабилизации и оздоровлению ситуации в российском автопроме. "Я не знаю другого крупного предприятия в России, где трижды за один год побывал председатель правительства РФ, и где было принято столько серьезных решений, - сказал Халиков. -  Я прекрасно понимаю как человек, который весь 2009 год находился в Набережных Челнах, что во многом это - личная заслуга генерального директора ОАО "КАМАЗ" Сергея Когогина".

Халиков также  высоко оценил лоббистские усилия Когогина. "Каждый второй КАМАЗ, Сергей Анатольевич, вы продаете лично", - сказал премьер. 

В СОВЕТЕ ДИРЕКТОРОВ ДВА НОВЫХ ЧЕЛОВЕКА 

Участники собрания утвердили состав совета директоров и ревизионной комиссии ОАО "КАМАЗ". В новый совет директоров КАМАЗа вошел председатель госкорпорации "Внешэкономбанк" Владимир Дмитриев. В качестве нового члена совета также был избран независимый консультант Сеппо Салонен.

Кроме того, в совет были переизбраны генеральный директор ЗАО "Финансовый консультант Тройки Диалог Михаил Бройтман; советник по стратегическим вопросам, председатель совета директоров ЗАО "Инвестиционная компания "Тройка Диалог" Рубен Варданян; заместитель гендиректора госкорпорации "Ростехнологии" Игорь Завьялов; генеральный директор "КАМАЗа" Сергей Когогин; председатель профсоюзного комитета работников КАМАЗа Гумер Нуретдинов; исполнительный директор ЗАО "Финансовый брокер "Тройка Диалог"" Сергей Скворцов; исполнительный вице-президент, начальник отдела реализации грузовиков в странах Европы и Латинской Америки Daimler AG Губертус Троска; премьер-министр РТ Ильдар Халиков и гендиректор Ростехнологий Сергей Чемезов. Председатель совета директоров будет избран 27 июля 2010 года.

ТРОЙКА ДИАЛОГ: "МЫ ТОЧНО ВЫЙДЕМ ИЗ КАМАЗА"

Сомнений в  том, совет директоров вновь возглавит Чемезов, практически нет – Ростехнологии, как известно, недавно увеличили свою долю в ОАО "КАМАЗ" до 49,9%, купив у Тройки Диалог 12,2% акций КАМАЗа. Также свою долю в июне увеличили ЕБРР и Daimler – теперь они владеют соответственно 4% и 11% акций. У Тройки Диалог остается еще 26,8% акций.

После собрания акционеров на пресс-конференции топ-менеджмент Тройки Диалог озвучил свои планы относительно имеющегося у него пакета. Как сообщил  исполнительный директор ЗАО "Финансовый брокер "Тройка Диалог" Скворцов, к 2016 году инвесткомпания может окончательно выйти из состава акционеров ОАО "КАМАЗ". При этом приоритет на покупку акций будет у немецкой Daimler AG, сказал он.

"Есть два основных этапа - это 2011-2012 годы и 2013-2014 годы. В этот период возможно постепенное увеличение доли Daimler и ЕБРР, - заявил топ-менеджер. - Сейчас рассматривается 50 сценариев тех или иных транзакций по сокращению доли Тройки Диалог в КАМАЗе. Но генеральное направление - это постепенный выход Тройки"  диалог и увеличение доли Daimler AG , а дальше - вариации..." 

В АМЕРИКУ  ЗА  ЕВРО-6

Чемезов и Когогин, как выяснилось, на собрание акционеров прилетели из США, где находились в составе официальной делегации президента России Дмитрия Медведева.
Чемезов проинформировал о переговорах с руководством компании Cummins по поводу получения совместным предприятием "Камминз-Кама" технологий для производства двигателей, соответствующих экологическим стандартам Евро-6. Здесь надо отметить, что сегодня в Челнах на совместном с американцами предприятии производятся лишь моторы уровня Евро-3 (а двигателиЕвро-4, Евро-5 пока только в планах освоения предприятия). Чемезов сказал, что в Америке было подписано соглашение с руководством Cummins о том, что американцы передадут СП соответствующие технологии. Это совершенно новые технологии, отличные от сегодняшних - подчеркнул глава Ростехнологий.

Когогин добавил, что за тот же самый период, что они с Чемезовым находились в составе российской делегации в США, он тоже принимал участие в переговорах с Cummins. "Меня интересовала программа компании по альтернативным видам топлива. Эта тема сегодня интересует всех. Я ознакомился с подробным докладом о работе, выполненной американскими моторостроителями в этом направлении. Если говорить об объемах их исследовательских работ, то я могу сказать, что научно-исследовательский центр в городе Коламбус включает в себя 86 испытательных стендов! И плюс 20 они еще арендуют. Это очень важная для нас тема. Мы не имеем возможности вкладывать сегодня такие средства в НИОКР. Все данные по этой работе нам наши партнеры предоставляют, раскрывают. А стоит она сегодня сотни миллионов долларов".

Асхат Идиятуллин
фото автора

Справка 

КАМАЗ - один из крупнейших автопроизводителей в РФ - занимается производством и продажей грузовых автомобилей (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций), запасных частей, а также прицепов, автобусов, тракторов, двигателей, силовых агрегатов и различных инструментом. Общество является учредителем (участником) 103 организаций группы "КАМАЗ", включая сборочные предприятия во Вьетнаме, Иране, Казахстане, Пакистане и КНДР. Продукция КАМАЗа широко распространена в странах СНГ, экспортируется примерно в 30 стран мира. Фирменная сервисная сеть КАМАЗа включает более 300 сервисных центров на территории России и за рубежом. В 2009 году КАМАЗ выпустил 25,9 тыс. грузовиков, выручка составила 64,9 млрд. рублей, убыток - 4,1 млрд. рублей.